Елена Вырелкина
Дидактические игры и приемы по формированию элементарных математических представлений в первой младшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Сообщение из опыта работы на тему «Дидактические игры и приемы по формированию элементарных математических представлений в первой младшей группе»
Я работаю воспитателем в 1-й младшей группе и вижу, что дети ясельной группы детского сада — маленькие исследователи, которые ежедневно открывают для себя что-то новое. Будучи активными в познании окружающего мира, они рано проявляют интерес к математическим понятиям. Но и вижу следующую проблему, что многие дети, которые сейчас приходят к нам в группу ещё не различают предметы по размеру, затрудняются в определении цвета и формы. Игровые действия детей не проявляются в речи (они не могут пояснить, что сделали, что получилось и почему).
Публикация «Дидактические игры и приемы по формированию элементарных математических представлений в первой младшей группе» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Математика. Игры и дидактические пособия по ФЭМП
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Темочки
В связи с этим я поставила перед собой цель активно использовать дидактические игры и приемы при формировании элементарных математических представлений у дошкольников.
Моя задача как педагога — не навязывать обучение математике, а добиваться, чтобы дети постигали её самостоятельно, главным образом с помощью чувств. Ведь, если преподнести ребёнку довольно сложные вещи в занимательной форме, то он будет рад узнавать новое ещё.
Для достижения поставленной цели следует решить ряд задач:
- Привлечь внимание детей к свойствам и соотношениям окружающих предметов.
- Организовать разнообразную, интересную детям деятельность, направленную на их сенсорное развитие.
- Развивать внимание, логическое мышление, память, мелкую моторику рук.
- Развивать активность и инициативность детей.
Основным условием является, то что игровой материал должен быть доступен и эмоционально привлекателен.
В сетке занятий яслей математика, как правило, не выделяется в отдельную непосредственно образовательную деятельность. Математические понятия затрагиваются в рамках занятий по ознакомлению с окружающим миром и в режимных моментах. А учитывая, что в начале учебного года проходит адаптационный период, предпочитаю режимные моменты использовать наиболее эффективно.
Например, во время сборов на прогулку я предлагаю малышам следующие виды игровых заданий:
• сравнить сандалики или сапожки по величине (приложив их подошвы);
• обсудить с малышами цвет их шапок, шарфиков, курток;
• выяснить путём сравнения, чей шарфик длиннее;
• спросить, много ли детей сегодня пришли в куртках, пальто;
• обратить внимание, что у каждого две варежки, а когда они сушатся на батарее, то их много.
Во время прогулки:
• предложить детям собрать в маленькое ведро маленькие камушки и листья, а в большое — большие;
• из песка сделать большие куличик для большой куклу, маленькие — для маленькой (соответственно из ведёрок соответствующего размера);
• выкопать большую пещеру для медведя, а маленькую для мышки;
• попросить ребят наполнить одно ведро полностью песком, а другое — чуть-чуть;
• сравнивать по размеру дерево и куст, дерево и травинку, куст и травинку.
Перед приё мом пищи:
• обратить внимание на сервировку стола: хлеб лежит слева от тарелки, а ложка справа;
• в каждой тарелке находится по одной котлете (понятие «по одному»).
После сна:
• обратить внимание на цвет и форму массажных ковриков;
• воспитатель, расчёсывая девочек, спрашивает, у кого волосы длинные, а у кого — короткие.
Играя в строительные игры с детьми, я развиваю умение сравнивать строительный материал по форме, величине, цвету, называть его составляющие. Также закрепляю умение соотносить разнородные предметы по цвету, форме, величине, различать и называть цвет: желтый, синий, красный.
Играя с детьми в игры по формированию восприятия формы, я применяю такие виды работы, как совместная игра-забава, выполнение задания по образцу, выполнения задания по слову взрослого. Использую такие приёмы, как показ действий с предметами, прямой показ, показ с объяснением, словесное указание.
Для игр подбираю знакомые игрушки. Мои объяснения предельно четкие, конкретные и доступные восприятию.
Играя в игры «Кружок и квадратик», «Подбери по форме», «Найди такой же», знакомлю детей с основными геометрическими фигурами. Помимо закрепления цвета и формы у детей развивается умение классифицировать по одному-двум признакам, расширяется словарный запас.
Дидактические игры «Разрезные картинки», «Собери домик» позволяют формировать представления о целостном образе предмета и его частях, развивать внимание и восприятие.
Дидактические игры «Большой маленький», «Длинный короткий», помогают различать одинаковые предметы по величине.
Дидактическая игра «Один-много» помогает подбирать заданное количество предметов. Например одна большая кукла и много маленьких.
Мы учимся собирать из 3-5 колец разноцветные пирамидки, раскладывать кольца. Учу детей нанизывать на штативы различные фигуры.
Вашему вниманию хочу предложить несколько вариантов игр, которые можно использовать в работе с маленькими воспитанниками.
«Волшебный мешочек»
Воспитатель вносит куклу с ярким цветным мешочком и обращается к малышам со словами от имени куклы: «Здравствуйте, ребята, я нашла вот такой красивый мешочек. Интересно, что там? Давайте вместе рассмотрим». Воспитатель достаёт из мешочка мячик синего цвета и обращается с вопросом к одному ребё нку: «Серёженька, скажи, пожалуйста, что это? А какого цвета мячик? Молодец!». Затем педагог достаёт следующий предмет и продолжает диалог с другим ребёнком
«В гости к зайчатам»
Оформление комнаты : две ширмы, изображающие большой и маленький домики.
На полу лежат короткая и длинная ленты красного и жёлтого цвета.
Воспитатель: Наши лесные друзья прислали нам письмо с приглашением в гости, кто же это? (читает загадку о зайчиках). Правильно, это зайчики, но чтобы попасть к ним в гости, нам нужно пройти по длинной дорожке. Посмотрите внимательно и скажите — какая дорожка длинная, а какая короткая?
(Дети называют цвет длинной дорожки и вместе с педагогом идут вдоль ленты-дорожки, подходят к ширме-домику, где малышей ожидают новые интересные задания).
«Найди пару» (с бумажными рукавичками) воспитатель выбирает одну рукавицу, а ребенку предлагается из множества рукавиц подобрать к ней пару
«Составь узор на варежке» дошкольникам предлагаются варежки с разнообразным рисунком из геометрических фигур. Задача детей — украсить вторую таким же образом, чтобы получилась пара.
«Кто стучит?» (сопоставление понятий «один-много»). Педагог объявляет детям, что к ним сейчас придёт в гости, например, медвежонок или зайчик (игрушки). Медвежонок всегда стучит в дверь один раз («тук», а зайка — много раз («тук-тук-тук») : при этом действия демонстрируются. Обе игрушки убираются под стол, воспитатель стучит, а малыши должны догадаться, кто пришёл.
«Зоопарк» закрепляет понятия «один» и «много». Педагог сообщает ребятам, что в зоопарк привезли много новых животных (демонстрирует фигурки, и подводит ребят к мысли, что звери не могут находиться все вместе. Их нужно распределить по разным клеткам (бумажные коробки). Каждый ребёнок берёт одно животное и перевозит его на машинке в клетку. Вся эта деятельность сопровождается вопросами воспитателям: сколько животных, сколько машин.
«Почини машину» учит классифицировать предметы, исходя из их цвета и размера. Воспитатель предлагает малышам превратиться в автомехаников и поменять колёса на автомобилях. Но нужно быть внимательными : у машины большего размера и колёса должны быть большими и наоборот.
Я планирую ещё пополнять свою группу новым дидактическим материалом. Дидактические игры дают больше положительных эмоций, помогают детям закрепить и расширить элементарные математические навыки.
Играя с ребенком, мы получаем ощущение радости, открываем в нём новые удивительные черты характера, прививаем желание учиться и познавать новое.