МААМ-картинки

Дидактические игры и приемы по формированию элементарных математических представлений в первой младшей группе

Елена Вырелкина
Дидактические игры и приемы по формированию элементарных математических представлений в первой младшей группе
▼ Скачать + Заказать документы

Сообщение из опыта работы на тему «Дидактические игры и приемы по формированию элементарных математических представлений в первой младшей группе»

Я работаю воспитателем в 1-й младшей группе и вижу, что дети ясельной группы детского сада — маленькие исследователи, которые ежедневно открывают для себя что-то новое. Будучи активными в познании окружающего мира, они рано проявляют интерес к математическим понятиям. Но и вижу следующую проблему, что многие дети, которые сейчас приходят к нам в группу ещё не различают предметы по размеру, затрудняются в определении цвета и формы. Игровые действия детей не проявляются в речи (они не могут пояснить, что сделали, что получилось и почему).

Публикация «Дидактические игры и приемы по формированию элементарных математических представлений в первой младшей группе» размещена в разделах

В связи с этим я поставила перед собой цель активно использовать дидактические игры и приемы при формировании элементарных математических представлений у дошкольников.

Моя задача как педагога — не навязывать обучение математике, а добиваться, чтобы дети постигали её самостоятельно, главным образом с помощью чувств. Ведь, если преподнести ребёнку довольно сложные вещи в занимательной форме, то он будет рад узнавать новое ещё.

Для достижения поставленной цели следует решить ряд задач:

- Привлечь внимание детей к свойствам и соотношениям окружающих предметов.

- Организовать разнообразную, интересную детям деятельность, направленную на их сенсорное развитие.

- Развивать внимание, логическое мышление, память, мелкую моторику рук.

- Развивать активность и инициативность детей.

Основным условием является, то что игровой материал должен быть доступен и эмоционально привлекателен.

В сетке занятий яслей математика, как правило, не выделяется в отдельную непосредственно образовательную деятельность. Математические понятия затрагиваются в рамках занятий по ознакомлению с окружающим миром и в режимных моментах. А учитывая, что в начале учебного года проходит адаптационный период, предпочитаю режимные моменты использовать наиболее эффективно.

Например, во время сборов на прогулку я предлагаю малышам следующие виды игровых заданий:

• сравнить сандалики или сапожки по величине (приложив их подошвы);

• обсудить с малышами цвет их шапок, шарфиков, курток;

• выяснить путём сравнения, чей шарфик длиннее;

• спросить, много ли детей сегодня пришли в куртках, пальто;

• обратить внимание, что у каждого две варежки, а когда они сушатся на батарее, то их много.

Во время прогулки:

предложить детям собрать в маленькое ведро маленькие камушки и листья, а в большое — большие;

• из песка сделать большие куличик для большой куклу, маленькие — для маленькой (соответственно из ведёрок соответствующего размера);

• выкопать большую пещеру для медведя, а маленькую для мышки;

• попросить ребят наполнить одно ведро полностью песком, а другое — чуть-чуть;

• сравнивать по размеру дерево и куст, дерево и травинку, куст и травинку.

Перед приё мом пищи:

обратить внимание на сервировку стола: хлеб лежит слева от тарелки, а ложка справа;

• в каждой тарелке находится по одной котлете (понятие «по одному»).

После сна:

• обратить внимание на цвет и форму массажных ковриков;

• воспитатель, расчёсывая девочек, спрашивает, у кого волосы длинные, а у кого — короткие.

Играя в строительные игры с детьми, я развиваю умение сравнивать строительный материал по форме, величине, цвету, называть его составляющие. Также закрепляю умение соотносить разнородные предметы по цвету, форме, величине, различать и называть цвет: желтый, синий, красный.

Играя с детьми в игры по формированию восприятия формы, я применяю такие виды работы, как совместная игра-забава, выполнение задания по образцу, выполнения задания по слову взрослого. Использую такие приёмы, как показ действий с предметами, прямой показ, показ с объяснением, словесное указание.

Для игр подбираю знакомые игрушки. Мои объяснения предельно четкие, конкретные и доступные восприятию.

Играя в игры «Кружок и квадратик», «Подбери по форме», «Найди такой же», знакомлю детей с основными геометрическими фигурами. Помимо закрепления цвета и формы у детей развивается умение классифицировать по одному-двум признакам, расширяется словарный запас.

Дидактические игры «Разрезные картинки», «Собери домик» позволяют формировать представления о целостном образе предмета и его частях, развивать внимание и восприятие.

Дидактические игры «Большой маленький», «Длинный короткий», помогают различать одинаковые предметы по величине.

Дидактическая игра «Один-много» помогает подбирать заданное количество предметов. Например одна большая кукла и много маленьких.

Мы учимся собирать из 3-5 колец разноцветные пирамидки, раскладывать кольца. Учу детей нанизывать на штативы различные фигуры.

Вашему вниманию хочу предложить несколько вариантов игр, которые можно использовать в работе с маленькими воспитанниками.

«Волшебный мешочек»

Воспитатель вносит куклу с ярким цветным мешочком и обращается к малышам со словами от имени куклы: «Здравствуйте, ребята, я нашла вот такой красивый мешочек. Интересно, что там? Давайте вместе рассмотрим». Воспитатель достаёт из мешочка мячик синего цвета и обращается с вопросом к одному ребё нку: «Серёженька, скажи, пожалуйста, что это? А какого цвета мячик? Молодец!». Затем педагог достаёт следующий предмет и продолжает диалог с другим ребёнком

«В гости к зайчатам»

Оформление комнаты : две ширмы, изображающие большой и маленький домики.

На полу лежат короткая и длинная ленты красного и жёлтого цвета.

Воспитатель: Наши лесные друзья прислали нам письмо с приглашением в гости, кто же это? (читает загадку о зайчиках). Правильно, это зайчики, но чтобы попасть к ним в гости, нам нужно пройти по длинной дорожке. Посмотрите внимательно и скажите — какая дорожка длинная, а какая короткая?

(Дети называют цвет длинной дорожки и вместе с педагогом идут вдоль ленты-дорожки, подходят к ширме-домику, где малышей ожидают новые интересные задания).

«Найди пару» (с бумажными рукавичками) воспитатель выбирает одну рукавицу, а ребенку предлагается из множества рукавиц подобрать к ней пару

«Составь узор на варежке» дошкольникам предлагаются варежки с разнообразным рисунком из геометрических фигур. Задача детей — украсить вторую таким же образом, чтобы получилась пара.

«Кто стучит?» (сопоставление понятий «один-много»). Педагог объявляет детям, что к ним сейчас придёт в гости, например, медвежонок или зайчик (игрушки). Медвежонок всегда стучит в дверь один раз («тук», а зайка — много раз («тук-тук-тук») : при этом действия демонстрируются. Обе игрушки убираются под стол, воспитатель стучит, а малыши должны догадаться, кто пришёл.

«Зоопарк» закрепляет понятия «один» и «много». Педагог сообщает ребятам, что в зоопарк привезли много новых животных (демонстрирует фигурки, и подводит ребят к мысли, что звери не могут находиться все вместе. Их нужно распределить по разным клеткам (бумажные коробки). Каждый ребёнок берёт одно животное и перевозит его на машинке в клетку. Вся эта деятельность сопровождается вопросами воспитателям: сколько животных, сколько машин.

«Почини машину» учит классифицировать предметы, исходя из их цвета и размера. Воспитатель предлагает малышам превратиться в автомехаников и поменять колёса на автомобилях. Но нужно быть внимательными : у машины большего размера и колёса должны быть большими и наоборот.

Я планирую ещё пополнять свою группу новым дидактическим материалом. Дидактические игры дают больше положительных эмоций, помогают детям закрепить и расширить элементарные математические навыки.

Играя с ребенком, мы получаем ощущение радости, открываем в нём новые удивительные черты характера, прививаем желание учиться и познавать новое.

Публикации по теме:

Дидактические игры по формированию элементарных математических представлений у ребёнка ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ «Дидактические игры по формированию элементарных математических представлений у ребёнка» (памятка для родителей)1.

Дидактические игры по формированию элементарных математических представлений Игра "Что, где?" Дети образуют круг. С помощью считалки выбирается ведущий. 1,2,3,4,5, Начинаем мы играть. Всех нас надо посчитать, 1,2,3,4,5.

Дидактические игры по формированию элементарных математических представленийДидактические игры по формированию элементарных математических представлений Математические игры Математические игры своими руками Игра «Собери МУХОМОР» Цель: закреплять умение соотносить количество и число. Материалы:.

Дидактические игры по формированию элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста В этот материал входят 19 дидактических игр по формированию элементарных математических представлений для детей разного дошкольного возраста,.

Картотека дидактических игр по формированию элементарных математических представлений в первой младшей группе Дидактическая игра «Найди предмет» Цель: учить сопоставлять формы предметов с геометрическими образцами. Материал. Геометрические фигуры.

Конспект итогового занятия по формированию элементарных математических представлений в первой младшей группе Образовательная область: познавательное, речевое, социально -коммуникативное. Вид деятельности: непосредственно-образовательная Возрастная.

Конспект НОД по формированию элементарных математических представлений «Игра с разноцветными шарами» в первой младшей группе Программное содержание: 1. Продолжать учить различать один и много предметов. 2. Формировать представления о свойствах предметов: цвет,.

Конспект НОД по формированию элементарных математических представлений в первой младшей группе «Снежные комочки» Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, позновательно-исследовательская, двигательная. Цели деятельности воспитателя: Развитие.

Перспективный планирование по формированию элементарных математических представлений через дидактические игры младшей группы Сентябрь «Один-много» Социально-коммуникативное развитие Познавательное развитие Речевое развитие Худ-эстетическое развитие Физическое.

Проект для детей «Юные математики» по формированию элементарных математических представлений через дидактические игры «Юные математики»для детей 4-5 лет Выполнила:Баранова Е. В. Актуальность проекта. Одной из составляющих образовательной области является.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Дидактические игры и приемы по формированию элементарных математических представлений в первой младшей группе
Опубликовано: 17 сентября 2019 в 17:25
+11Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Дидактические игры и приемы по формированию элементарных математических представлений в первой младшей группе» (включая файлы) размещена пользователем Елена Вырелкина (УИ 2014718) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Календарь
22 декабря 2024 воскресенье
Благодарим тех, кто подарил нам жизнь.
Поздравляем энергетиков с профессиональным праздником!
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД