Любовь Вдовина
Дидактические игры как средство развития памяти детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Вдовина Л. В. ,
Воспитатель МАДОУ «Детский сад 14»
Красноуфимский ГО
Дидактические игры как средство развития памяти детей дошкольного возраста
Публикация «Дидактические игры как средство развития памяти детей дошкольного возраста» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Память. Игры, дидактические пособия на развитие памяти
- Память. Развитие памяти у детей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Усвоение знаний об окружающем мире и о себе, овладение нормами поведения, приобретение умений, навыков, привычек – все это связано с работой памяти. Именно в дошкольном возрасте происходит активная подготовка ребенка к школьному обучению. Поэтому высокие требования предъявляются к развитию психических функций ребенка, особенно важно в этом возрасте развивать память.
Проблему развития памяти у детей исследовали в своих трудах Л. С. Выготский,
П. П. Блонский, Л. М. Житникова, П. И. Зинченко, Н. А. Корниенко и другие авторы. Развитие памяти начинается у детей с выделения ими специальных задач на запоминание и припоминание. При этом важной частью развития произвольных процессов памяти является высокий уровень развития непроизвольной памяти.
Развитие памяти происходит в разных видах деятельности дошкольника. Большую помощь дошкольникам в умении управлять собой оказывают дидактические игры, позволяющие создать игровую мотивацию, подчинить запоминание близкой и понятной ребенку цели. Их роль в развитии теоретических действий памяти актуальна. Об этом говорят педагоги и психологи (А. В. Запорожец, А. Н. Леонтьев, А. А. Люблинская, Д. Б. Эльконин, выделяя игру как ведущую деятельность этого возраста.
Процесс совершенствования памяти ребенка идет совместно с развитием речи. Поэтому дидактические игры, развивающие речь, способствуют развитию памяти ребенка. Обучение основано на стремлении ребенка входить в воображаемую ситуацию и действовать по ее законам, т. е. отвечает возрастным особенностям дошкольника. Старшие дошкольники начинают осознавать познавательную задачу таких игр, которая опосредуется игровым мотивом, придающим ей смысл.
При этом дидактическая игра является сложной деятельностью, в которой единство игровой и обучающей задачи и особая позиция взрослого делают дидактические игры уникальной формой взаимодействия в системе «воспитатель-воспитанник».
Дидактическая игра – это и метод обучения, и самостоятельная деятельность дошкольников, и средство всестороннего развития личности. Она входит в педагогический процесс целостно. При этом дидактические игры являются эффективным средством развития памяти детей дошкольного возраста при создании определенных педагогических условий.
1. Среди таких условий грамотно подобранный материал дидактических игр, в котором будут задействованы разные виды памяти (произвольной образной, произвольного мнемического действия, опосредованной памяти). При этом, содержание дидактических игр подразумевает использование различных способов и приемов запоминания, а ребенок должен занимать активную позицию в дидактической игре (запоминает, мыслит, проговаривает вслух и т. д.).
2. Следует заметить, что главная цель любой игры – обучающая. Поэтому основным компонентом в ней выступает дидактическая задача, которая скрыта. Ребенок просто играет, но по внутреннему психологическому значению – это процесс непреднамеренного обучения. Своеобразие игры как раз и определяется двумя задачами: дидактической и игровой. Для детей обучающая задача формулируется как игровая. Например, в игре «Узнай животное по звуку» обучающая задача такова: развивать слуховые восприятия, учить детей соотносить звук с животным.
3. Структуру дидактической игры образуют основные и дополнительные компоненты. К первым следует отнести дидактическую и игровую задачу, игровые действия, правила, результат и дидактический материал. Ко вторым – сюжет и роль. Для детей старшего дошкольного возраста предусматриваются более сложные игровые действия, как правило, состоящие из нескольких игровых элементов. В играх старших дошкольников преобладают игровые действия умственного характера: проявить наблюдательность, сравнить, классифицировать предметы и явления по тем или иным признакам и т. д.
4. Соблюдение правил выступает непременным условием решения игровой и развивающей задачи. Дидактическая игра может состояться только при условии, когда правила становятся внутренним регулятором детской деятельности, а не выступают лишь как внешнее требование взрослого. Правила в игре выполняют разнообразные функции. Они направляют поведение и познавательную деятельность детей, определяют характер и условия выполнения игровых действий, устанавливают их последовательность, повышают занимательность игры, позволяют воспитателю косвенно руководить ею, регулировать взаимоотношения участников и формируют межличностные отношения. Между обучающей задачей, игровыми действиями и правилами существует тесная связь. Обучающая задача определяет игровые действия, а правила помогают их осуществить и решить задачу. Содержание игр формирует у детей правильное отношение к явлениям природы и окружающего мира, систематизируют представление о трудовой деятельности.
5. Содержание дидактических игр подразумевает использование различных способов и приемов работы по развитию памяти детей дошкольного возраста. Формы и методы работы выбираются в зависимости от их возрастных особенностей. Дети старшего дошкольного возраста уверены во всех проявлениях, владеют первоначальными навыками самостоятельности, имеют устойчивое внимание, развитые восприятие и мышление, понимают и воспроизводят речь взрослого, способны к первым волевым усилиям.
6. Следует отметить, что эффект от дидактических игр будет выше, если ребенок будет занимать активную позицию в игре.
7. В развивающем пространстве дети создают дидактические игры, готовят атрибуты и придумывают правила. Четкое разъяснение воспитателем правил игры, выработка у детей навыка соблюдать их делают такую игру интересней и несcводят ее к упражнению.
8. В ДОО для детей должен быть подобран разнообразный дидактический материал : альбомы с иллюстрациями живого и неживого мира; дидактические игры : «Что сначала, что потом?», «Собери птицу», «Вершки-корешки», «Раcсели животных на Земле»; модели типичных биогеоценозов Земли; картотека опытов; тематические альбомы по временам года.
9. Весь материал должен быть расположен в доступном для детей меcте, что способствует возникновению и развитию познавательных интересов, а также формированию у детей представлений о многообразии окружающего мира. С помощью дидактических игр воспитатель учит детей самостоятельно мыслить, использовать полученные знания в различных условиях в соответствии c поставленной задачей.
10. Дидактическая игра – это игра, специально организованная воспитателем и привнесенная в процесс познания. Такая игра оснащена необходимыми игрушками, атрибутикой; для нее специально организуется пространство и предметная среда; в содержание игры заложены дидактическая цель, воспитательная задача, которым подчинены все ее компоненты сюжет, ролевое взаимодействие персонажей. При этом воспитатель руководит всей игрой: следит за развитием сюжета, исполнением ролей детьми, ролевыми взаимоотношениями.
11. Главное в дидактической игре по развитию памяти то, что первоначально сама цель запомнить, припомнить должна иметь для ребенка совершенно конкретный смысл. Далее, необходимо помочь ребенку найти способы запоминания, припоминания, научить его доступным ему приемам.
12. Воспитатели часто побуждают детей запоминать и воcпроизводить. Однако одного лишь требования взрослых недостаточно. Важно, чтобы оно было принято ребенком. А это во многом зависит от отношения детей к заданию. Следовательно, дети учатся выделять и принимать цель запомнить (вспомнить).
13. Использование повторения в целях запоминания объясняетcя тем, что дети постоянно прибегают к нему в своей деятельности, в своих практических действиях с вещами. При запоминании и сохранении материала в памяти большое значение имеет разнообразие повторений. Добиваясь, например, усвоения детьми названия геометрических фигур, воcпитатель проводит с детьми дидактические игры («Чудесный мешочек», «Что cпрятано?» и т. п.). Дети упражняются в назывании предметов различной геометрической формы. Взрослый то предлагает найти в групповой комнате предметы, имеющие форму квадрата, овала и пр., то ответить, какую форму имеют окружающие детей предметы, то проводит зрительный диктант на закрепление знаний детей о геометрических фигурах.
14. Более сложными и более продуктивными являются способы запоминания, основанные на логической обработке материала. Дети дошкольного возраста способны овладеть таким способом логического запоминания, как смысловое соотнесение. Этот способ заключается в установлении смысловой связи между словом и картинкой. Поставим перед ребенком задачу запомнить некоторое количество слов. Предложим ему подобрать из картинок такую, которая помогла бы запомнить данное слово. Например, к слову ночь ребенок выбирает картинку, на которой нарисована лампа, к слову молоко – картинку с изображением стакана и т. д.
15. Большое значение в развитии у детей логической памяти принадлежит речи. На специальных занятиях для лучшего запоминания детям предлагалось подбирать к словам картинки. Затем они должны были вспомнить по картинкам те слова, к которым их подбирали. Оказалось, что успешное воспроизведение слов наблюдалось в том случае, если, устанавливая связь между словом и картинкой, ребенок мог ее словесно сформулировать (от детей требовалось словесное обоснование своего выбора).
Таким образом, именно в дидактических играх заложены большие возможности для развития различных видов памяти у детей дошкольного возраста. Дидактическая игра способствует углубленному переживанию детей, расширению их представлений о мире.
В качестве условий использования дидактических игр, как средства развития памяти детей дошкольного возраста, можно рассматривать следующие:
– организация дидактических игр с детьми с использованием разнообразных форм и методов, носящих интерактивный характер, обеспечивающих непосредственное участие детей в дидактических играх;
– стимулирование их интереса к игре, проявлению творческих способностей;
– использование упражнений и повторения в целях запоминания, демонстрация различных способов запоминания детям.