Лариса Куличенко
Дидактические игры и упражнения по патриотическому воспитанию
▼ Скачать + Заказать документы
Картотека игр и упражнений для дошкольников
по формированию чувства патриотизма и уважения к Родине, воспитанию любви к родному краю.
1. Дидактическая игра «Государственные символы»
Цель: расширять знания детей о государственных символах России — Герб, Флаг, Гимн, о гербе своего города воспитывать уважение к ним; чувство принадлежности к своему народу.
Публикация «Дидактические игры и упражнения по патриотическому воспитанию» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Дидактические игры
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Темочки
Материал: изображение Герба, Флага России, герба родного города, аудиозапись.
Ход игры
Детям предлагают поочередно рассмотреть изображения государственных символов России, а также герб своего города, описать их и объяснить, что означают такие символы — обозначение. В конце дети, стоя, слушают Гимн России (в записи).
2. Дидактическая игра «Самое дорогое»
Цель: формировать у детей понимание понятия «Родина»; раскрыть его общую сущность — люди из разных стран и разных национальностей относятся к своей родине, как к матери; воспитывать любовь к родной земле.
Ход игры
Воспитатель. Родной край есть не только у нас, людей, но и у животных. Когда человек находится далеко от родной земли, она скучает по ней. А теперь представьте, что вам пришлось оказаться вдали от родного дома. Чтобы вы хотели получить от мамы и почему именно это?
Дети обосновывают свои ответы.
3. Дидактическая игра «Народные жемчужины»
Цель: расширять знания детей о Родине; развивать познавательный интерес к устному народному творчеству (пословицы, поговорки) воспитывать ценностное отношение к родному краю.
Материал: (пословицы и поговорки).
• Человек без Родины — как птичка без крыльев.
• Каждому мила своя сторона.
• Где родной край, там и под елью рай.
• Тот родину любит, кто ей служит.
• Родина славит тех, кто трудится.
• В родном доме и вода сладкая.
Ход игры
Вариант 1. Воспитатель говорит начало пословицы, а дети заканчивают.
Вариант 2. Воспитатель дает произвольный набор слов с известной пословицы, а дети составляют их правильно.
4. Дидактическая игра «Угадай праздник»
Цель: знакомить детей с народными праздниками, учить распознавать и называть их, рассказывать о символическом значении праздников и связанных с ними традиций. Развивать внимание, наблюдательность.
Материал: большие карточки с изображением праздников «Пасхи», «Рождества», «Масленицы» и т. п., и маленькие карточки с фрагментами атрибутов праздника.
Ход игры. Детям раздают большие карты, нужно подобрать маленькие в соответствии с темой праздника.
5. Дидактическая игра «Национальные блюда»
Цель: формировать знания о национальной кухне. Формировать представление о характерных чертах родного народа: гостеприимство, трудолюбие.
Материал: карточки с блюдами разных национальностей, скатерть в этностиле.
Ход игры : дети накрывают на стол и объясняют почему выбрали именно это блюдо.
Вариант №2. Воспитатель загадывает загадки, дети отгадывают блюда
6. Дидактическая игра «Веселая ярмарка»
Цель: знакомить детей с ярмаркой, и традициями которые с ней связаны. Называть и описывать товары. Делать обобщения, разделяя товары на группы. Составляем пазл.
Материал: набор больших и малых карточек по теме, разрезные карточки.
Ход игры : Дети выбирают товары, рассказывают о них, а также составляют пазл из картинок товара.
7. Дидактическая игра «Казаки»
Цель: знакомить детей с казачеством, как воплощением благородства, мужества, силы, свободолюбия нашего народа. Познакомить с ролью женщины-казачки, как хранительницы домашнего очага. Учить распределять предметы на группы по определенному признаку.
Материал: поле с рисунками казака и казачки, карточки по теме.
Ход игры : дети должны выбрать предметы по назначению (мужские вещи и женские).
8. Речевое упражнение «Угадай праздник с традициями и обрядами»
Цель: продолжать знакомить с традициями празднования русских народных праздников; развивать коммуникативные способности.
Дети должны догадаться, какой праздник описывает воспитатель.
• Этим утром добрые и вежливые дети находят под подушкой подарки.
• На этот праздник мы готовим вкусные блины, провожаем зиму.
• Это особый праздник, но является днем рождения Христа.
• В этот день люди идут в церковь, чтобы освятить кулич и крашеные яйца.
• И т. п.
9. Речевое упражнение «Закончи пословицу»
Цель: знакомить с пословицами краеведческой тематики; развивать коммуникативные способности.
Дети должны закончить пословица.
• Хорошо тому, кто … (в своем доме).
• Дома и стены … (греют).
• Где родился, там … (и пригодился).
• Везде хорошо, а дома … (лучше).
Волшебное слово. Воспитатель называет слово (рядом, недалеко от т. д., а ребенок должен составить с ним предложение (Я живу вблизи театра и т. д.). Затем ребенок называет слово, а предложение составляет сидящий дальше по кругу.
10. Речевое упражнение «Назови одним словом».
Дети должны назвать обобщающие слова для понятий: Новый Год, Рождество, Масленица — … (праздники); декабрь, январь, февраль — … (зимние месяцы, герб, флаг, гимн — … (государственные символы России).