Нина Снимщикова
Дидактические игры и упражнения по обучению детей старшего дошкольного возраста правилам безопасного поведения на дорогах
▼ Скачать +Заказ
Игра – постоянная и неизменная спутница детства. Дидактическая игра представляет собой многоплановое, сложное педагогическое явление, которое одновременно выступает и игровым методом обучения дошкольников, и формой обучения, и средством реализации самостоятельной деятельности. Предлагаю вам дидактические игры и упражнения, позволяющие детям 5 – 7 лет увереннее ориентироваться в правилах безопасного поведения на улицах села.
Публикация «Дидактические игры и упражнения по обучению детей старшего дошкольного возраста правилам безопасного поведения на дорогах» размещена в разделах
- Безопасность, ОБЖ. Игры, дидактические пособия
- Дидактические игры
- ПДД. Игры, дидактические пособия
- ПДД. Правила дорожного движения для детей
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» август 2013
Дидактическое упражнение
«Научим Незнайку правилам дорожного движения!»
Цель. Закреплять знания об элементарных правилах дорожного движения; уточнять представления о безопасном поведении на дорогах; воспитывать осознанное отношение к выполнению правил поведения на улицах и дорогах; развивать коммуникативные умения.
Игровые действия. Объяснение Незнайке правил дорожного движения, решение проблемных ситуаций.
Предварительная работа. Чтение повестим – сказки Носова «Приключения незнайки и его друзей».
Последовательность работы.
(Воспитатель показывает игрушку Незнайку, рассказывает о Незнайке – мальчике, который не знает, как вести себя на улице, и постоянно попадает в различные неприятные ситуации).
Воспитатель. Скоро Незнайка поступает учиться в школу, в первый класс. И если он не выучит правила дорожного движения, то будет ежедневно опаздывать на уроки, попадать в неприятные истории. Даже может угодить с травмой в больницу. Ребята, что же делать?
(Дети предлагают помочь Незнайке выучить правила безопасности на дороге.)
Воспитатель (рассказывает от лица Незнайки). Я сегодня вышел из дома и решил поиграть в футбол. Во дворе никого не было, и я вышел на улицу. Кинул мяч, а тот укатился на проезжую часть. Прохожие стали меня ругать, но я ведь ничего плохого не сделал. Так ли это, ребята?
(Воспитатель вместе с детьми разбирает описанную дорожную ситуацию. Дети объясняют Незнайке правила безопасности.)
Воспитатель (продолжает рассказ от лица Незнайки). Потом я хотел перейти улицу, но завизжали тормоза машин, и водители начали возмущаться из – за того. Что я нарушаю какие – то правила. Почему они кричали, я не знаю…. Помогите мне, ребята. Пожалуйста! Объясните, в чем я не прав.
(Дети объясняют Незнайке, как нужно правильно переходить проезжую часть улицы.)
Воспитатель (продолжает рассказ от лица Незнайки). А когда я сел в автобус, меня почему – то наказали и посадили на переднее сиденье рядом с кондуктором. За что - не знаю. Я ведь ничего плохого не делал: не дрался, не кричал. Я только встал ногами на сиденье автобуса и высунул голову в окно, чтобы посмотреть на машины.
(Дети рассказывают Незнайке о правилах поведения в общественном транспорте. Воспитатель описывает еще несколько типичных проблемных ситуаций, которые дети решают сообща. В конце игрового упражнения Незнайка благодарит ребят за помощь и обещает больше не нарушать правила дородного движения.).
Воспитатель (провожает Незнайку). Незнайка, если у тебя возникнут проблемы с усвоением правил дорожного движения, то заходи, ребята помогут тебе их вспомнить.
Подведение итогов.
Дидактическая игра
«Что будет, если….?»
Цель. Конкретизировать представления детей о назначении правил дорожного движения; разъяснить, почему их важно выполнять как водителям, так и пешеходам; учить устанавливать простейшие причинно – следственные связи и отношения, развивать логическое мышление.
Игровые действия. Слушать вопросы воспитателя и отвечать на них. При необходимости дополнять ответы товарищей.
Последовательность работы.
Воспитатель (читает стихотворение О. Бедарева «Если бы….»)
Идет по улице один довольно странный гражданин.
Ему дают благой совет: - На светофоре красный свет:
Для пешехода нет пути. Сейчас никак нельзя идти!
- Мне наплевать на красный свет!- промолвил гражданин в ответ.
Он через улицу идет не там, где надпись «Переход»,
Бросая грубо на ходу: - Где захочу, там перейду!
Шофер глядит во все глаза: разиня впереди!
Нажми скорей на тормоза – разиню пощади.
И вдруг бы заявил шофер: «Мне наплевать на светофор!»?
И как попало ездить стал? Ушел бы постовой с поста?
Трамвай бы ехал, как хотел? Ходил бы каждый, как умел?
Да….там, где улица была, где ты ходить привык.
Невероятные дела произошли бы вмиг!
Сигналы, крики то и знай: машины – прямо на трамвай.
Трамвай наехал на машину, машина врезалась в витрину….
Но нет: стоит на мостовой регулировщик – постовой.
Висит трехглазый светофор. И знает правила шофер
(Затем воспитатель предлагает детям подумать и ответить для чего нужны правила дорожного движения и почему их должны соблюдать все участники дорожного движения) (Ответы)
Воспитатель. Ребята, давайте поиграем в игру «Что будет если….?».Я буду задавать вам вопросы, а вы - отвечать на них. За каждый правильный ответ вы получите жетон. Тот, кто к концу игры наберет больше всех жетонов, - победитель. Правило игры : нельзя отвечать хором, перебивать друг друга; ответы товарищей можно уточнять и дополнять. Итак, я начинаю. Что будет, если пешеходы начнут переходить улицу, где им вздумается?
Дети. Водитель не успеет затормозить, и пешеход может попасть под колеса автомобиля.
Воспитатель. Что будет, если с дороги убрать все дорожные знаки?
Дети. Водитель не узнает, что его ожидает впереди, и может не справиться с управлением машины.
Воспитатель. Что произойдет, если водитель не будет знаком с сигналами светофора?
Дети. Водитель может поехать на красный свет и задавить пешехода.
Воспитатель. Что случится, если водитель поедет по левой стороне проезжей части?
Дети. Его автомобиль может столкнуться с другим транспортом, который движется правильно – по правой стороне проезжей части.
Воспитатель. Ребята, а теперь, пожалуйста, придумайте сами дорожные ситуации, которые начинаются со слов «Что будет, если….», и загадайте их друг другу.
(дети по желанию задают вопросы сверстникам, другие участники игры находят ответ.)
Воспитатель. Ребята, мы с вами выяснили, для чего нужны правила дорожного движения и почему так важно их соблюдать, а также что будет, если водители и пешеходы станут нарушать правила. Давайте будем внимательными, и это поможет нам избежать беды на улицах и дорогах нашего села.
(Игроки подсчитывают жетоны, воспитатель подводить итог игры, объявляя победителя.)