Анжелика Алесенкова
Дидактические игры и упражнения как средство формирования фонематического слуха
▼ Скачать + Заказать документы
Особое место в процессе формирования фонематического слуха занимают дидактические игры. Они имеют большое познавательное значение так как расширяют кругозор детей, учат выделять свойства предметов, находить в них различия и т. д.
Любая дидактическая игра развивает внимание, в том числе к речи, наблюдательность, сообразительность.
Публикация «Дидактические игры и упражнения как средство формирования фонематического слуха» размещена в разделах
Для детей с нарушением фонематического слуха большое значение имеют игры, требующие слухового внимания. Это игра «Кто спел?»; «Угадай кто сказал?» и т. д. В такие игры играют обычно 3-5 человек. Очень важно на первых занятиях создать такие условия, чтобы дети высказывались по собственному желанию, по своей инициативе, увлекаемые интересной игрушкой. Вначале это будут различные эмоциональные возгласы детей, звукоподражания, затем отдельные слова, словосочетания и т. д.
Поскольку формирование фонематического слуха тесно связано с формирующейся личностью, его следует рассматривать в структуре особенностей личности и ее деятельности. Данное положение основывается на том, что при неправильном формировании фонематического слуха развитие личности происходит в стесненных условиях и это нередко приводит к ее деформации.
Признавая необходимость комплексного воздействия на такого ребенка, важно подчеркнуть значимость дифференцированного подхода в развитии, перевоспитании речи ребенка.
Наиболее перспективным в этом отношении является использование дидактических игр и упражнений. Именно в этих видах деятельности происходит развитие личности ребенка, его речи, мышления, произвольной памяти, самостоятельности, активности, моторики, формируется умение управлять своим поведением.
Любая игра есть деятельность. При таком ее понимании открываются широкие возможности применения игры в коррекционных целях. Дидактическая игра как деятельность включает собственно разнообразные игры и множество действий, операций, непосредственно отвечающих условиям достижения игровой цели.
В дидактических играх и упражнениях наибольшее значение приобретает образец речи логопеда. Выбор водящего, сначала с помощью логопеда, а затем самостоятельно, приучает детей к спокойному началу игры, правильному ее развитию и окончанию.
Для детей с нарушением фонематического слуха полезны игры с пением. Игры с пением развивают у детей внимание (необходимо слушать мелодию, выдерживать паузы, вовремя вступать в игру и пр.)
Недостаточное развитие фонематического слуха тормозит формирование звукопроизношение у ребенка.
Всю систему логопедической работы по развитию у детей способности дифференцировать фонемы можно условно разделить на шесть этапов
Первый этап – узнавание неречевых звуков.
Второй этап – различение высоты, силы, тембра голоса на материале одинаковых звуков, сочетаний слов, фраз.
Третий этап – различение слов, близких по звуковому составу.
Четвертый этап – дифференциация слогов.
Пятый этап - дифференциация фонем.
Шестой этап – развитие навыков элементарного звукового анализа.
На первом этапе в процессе специальных игр и упражнений у детей развивают способность узнавать и различать неречевые звуки. Эти занятия способствуют также развитию слухового внимания и слуховой памяти (без чего невозможно успешно научить детей дифференцировать фонемы).
На первых занятиях логопед предлагает детям послушать звуки за окном:
Что шумит? (деревья)
Что гудит? (автомашина)
Кто кричит? (мальчик)
Кто смеется? (девочка). И т. д.
Затем детям дается задание внимательно послушать и определить, какие звуки доносятся из коридора, из помещения соседней группы, из кухни, зала и т. д.
На втором этапе детей учат различать высоту, силу и тембр голоса, ориентируясь на одни и те же звуки, звукосочетания и слова. Этим целям служит целый ряд игр. Например: дети по очереди называют имя водящего (стоит к ним спиной). Водящий на слух определяет, кто его позвал. И т. п.
На третьем этапе дети учатся различать слова, близкие по звуковому составу. Проводится игра например такого типа: Логопед показывает детям картинку и громко, четко называет изображение: «вагон». Затем объясняет: «Я буду называть эту картинку то правильно, то неправильно, а вы внимательно слушайте. Когда я ошибусь, вы хлопните в ладоши». Затем он произносит: «вагон – вакон – фагон – вагом». И т. д.
На четвертом этапе дети учатся различать слоги. Например: Логопед произносит несколько слогов, на – на – на – па. Дети определяют что здесь лишнее (па). И т. д.
На пятом этапе дети учатся различать фонемы родного языка. Начать нужно с дифференциации гласных звуков. Например, с такой игры. Логопед раздает детям картинки с изображением поезда, девочки, птички и объясняет: «Поезд гудит у – у – у – у – у; девочка плачет а – а – а – а; птичка поет и – и – и – и». далее он произносит каждый звук длительно
(а – а – а – а, у – у – у – у, и – и – и – и, а дети поднимают соответствующие картинки.
Задачей шестого этапа занятий является формирование у детей навыков звукового анализа. Начинается эта работа с того, что детей учат определять количество слогов в слове и отхлопывать двух – и трехсложные слова. Логопед должен объяснить и показать детям, как отхлопывать слова разной сложности, как выделять при этом ударный слог.
Т. о, формирование фонематического слуха будет проходить наиболее эффективно при использовании различных дидактических игр и упражнений.