Громова Алена Валериевна
Дидактические игры и лексические упражнения в развитии словаря детей
▼ Скачать + Заказать документы
В современном дошкольном образовании речь рассматривается как одна из основ воспитания и обучения детей, так как от уровня овладения связной речью зависит успешность обучения детей в школе, умение общаться с людьми и общее интеллектуальное развитие.
К сожалению, сегодня у многих детей к пяти годам уровень речевого развития ниже положенной нормы. Проанализировав работу в этом направлении я решила что дидактические игры и лексические упражнения благотворно повлияют на развитие речи детей.
Публикация «Дидактические игры и лексические упражнения в развитии словаря детей» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2014
Роль дидактических игр в детском саду
Игра — наиболее доступный для детей вид деятельности, способ переработки полученных из окружающего мира впечатлений, знаний. В игре ярко проявляются особенности мышления и воображения ребенка, его эмоциональность, активность, развивающаяся потребность в общении.
Дидактические игры — это не просто заполнение свободного времени детей, а спланированный и целенаправленный педагогический прием для расширения и закрепления полученных ими знаний. В процессе дидактических игр дети учатся на практике самостоятельно применять полученные на занятиях знания об окружающем в новых, игровых условиях, что весьма благоприятно влияет на их умственное развитие, осознанное усвоение окружающего.
Виды дидактических игр
• В теории и практике дошкольного воспитания существует следующая классификация дидактических игр :
а) с игрушками и предметами;
б) настольно-печатные;
в) словесные.
• Каждая дидактическая игра включает в себя несколько элементов, а именно: дидактическую задачу, содержание, правила и игровые действия.
Игры с игрушками и предметами
С большим интересом дети играют в игры с игрушками и предметами, например «Погода», «Театр сказок», «Алфавит». Благодаря игре «Алфавит» дети научились называть гласные и согласные звуки, упражнялись в мелкой моторике пальцев. В этой игре можно взять каждую букву, потрогать ее и выложить из букв «гусеницу».
В «Театре сказок» представлено 7 уже знакомых детям сказок и наши дети, используя деревянные красочные фигурки, научились придумывать свои, очень интересные и необычные по содержанию сказки.
В игре «Погода» есть фигурки мальчика и девочки. В процессе игры дети научились называть одежду по сезону, запомнили дни недели, времена года по месяцам.
Помогли развить словарь задания по связной речи с дидактическим материалом по окружающему миру – Коллекция кукол в народных костюмах. Удалось пополнить словарь детей благодаря изучению различных народов и особенностей их костюмов: названия одежды, разбор костюма, детали, особенности элемента наряда. Очень понравился раздел интересных историй об играх, игрушках и развлечениях региона, который представляла та или иная кукла. Дети, рассматривая кукол, учились рассказывать, описывать внешний вид, выполнять игровые действия с куклой.
В нашей группе есть еще несколько коллекций, которые также способствуют развитию словаря детей : «Дамы Эпохи», «Дворцы и усадьбы», «50 художников». Специально для мальчиков собирается коллекция «Автомобиль на службе». Благодаря этому дети учатся узнавать и называть марку автомобиля, называть какую службу он выполняет, люди каких профессий работают на них. Используя эти коллекции, я учила детей решать разнообразные мыслительные задачи: находить признаки сходства и различия, группировать по различным свойствам и признакам. Есть в нашей группе игра «Петербург на твоем столе» - используя цветные плоскостные фигурки, я знакомила детей с прошлым и настоящим Петербурга. Сейчас дети знают и называют основные достопримечательности города, памятники архитектуры.
Очень большой интерес у детей вызывает у детей игра «Играем в профессии», дети с удовольствием прибегают к имитации движений доктора, повара… В этой игре я ставила обучающую задачу: развивать речь, воображение, творчество. Словарный запас обогащался за счет слов, действий, предметов отображающих специфику той или иной профессии.
Игры настольно-печатные
Настольно-печатные игры — интересное занятие для детей, в ходе которого педагог решает задачи словарной работы с дошкольниками. Настольно-печатные игры разнообразны по видам: парные картинки, лото, домино. Различны и развивающие задачи, которые решаются при их использовании.
В игре «Звук. Свет. Вода» словарный запас детей обогащался за счет изучения явлений природы, дети научились размышлять, обосновывать выбор той или иной картинки.
В играх «Большой-маленький», Лото «Собирайка», «Кто больше? Кто меньше?» дети научились классифицировать предметы, объединяли их в группы, выстраивали цепочки по различным признакам.
В дидактическом материале по окружающему миру в игре «Комнатные растения» дети получили знания о внешнем виде комнатных растений, особенностях их произрастания, условиях содержания, правильном уходе. Была развита память, любознательность, связная речь.
Игры словесные
В нашей подготовительной к школе группе в начале года большинство детей не умели читать, поэтому я использовала в совместной с детьми деятельности такие игры как : «Читаем и составляем слова», «Ребусы», «Звонкий – глухой». С помощью игр я учила составлять слова из одного, двух, трех слогов. Дети считали слоги и одновременно прохлопывали их в ладоши. Дети научились выделять в словах звонкие и глухие согласные. Особенно большой интерес вызвала игра «Ребусы», которая тренирует такие ценные качества, как память, сообразительность, находчивость.
Были использованы такие игры как : «Антонимы», «Подбери слова к рассказу». В начале играла индивидуально, а затем с небольшой подгруппой. Дети научились составлять предложения по парным картинкам с прилагательными, глаголами, существительными, предлогами, наречиями. С помощью этих игр закрепляла и уточняла понимание смысла антонимов, был сформирован навык их употребления в речи детей.
Систематическое использование игры «Играем с глаголами» позволило: развить фразовую речь, научить детей связно и последовательно, грамматически и фонетически правильно излагать мысли, рассказывать о событиях из окружающей жизни. У детей возникло желание высказываться, обогатился словарный запас, а это позволит в дальнейшем общаться при помощи устной речи, а в школе овладеть и письменной речью.
Использование лексических упражнений в развитии словаря детей старшего дошкольного возраста
Лексические упражнения, которые проводятся как часть совместной образовательной деятельности, выполняют как бы двойную функцию: помогают развивать словарь и подготавливают к выполнению заданий по связной речи. Таким образом, лексическая работа важна и для развития произвольности речи, умения сознательно выбирать наиболее уместные для данного высказывания языковые средства, т. е. в конечном итоге служит развитию связности речи.
Лексические упражнения я использовала в своей работе потому, что у детей был ограничен словарный запас, наблюдалось расхождение объема активного и пассивного словаря. Систематически занимаясь с детьми, используя те или иные упражнения, удалось значительно активизировать словарь детей, нормализовать грамматически правильную речь, расширить словарный запас.
Таким образом, использование дидактических игр и лексических упражнений в развитии словаря детей в совместной образовательной деятельности помогли мне развить и активизировать словарь, связность речи у детей, использовать разные языковые средства. Это благотворно повлияло на мышление, воображение, эмоциональность, активность и потребность к общению со сверстниками и со взрослыми.