Татьяна Субботина
Дидактические игры для приобщения к экологически ориентированной деятельности
▼ Скачать + Заказать документы
для приобщения к экологически ориентированной деятельности.
Среди многообразия игр для дошкольников особое место принадлежит дидактическим играм.
Дидактические игры – это разновидность игр с правилами, специально создаваемых педагогикой в целях воспитания и обучения детей.
Публикация «Дидактические игры для приобщения к экологически ориентированной деятельности» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Ориентировка в пространстве, пространственные представления. Игры, дидактические пособия
- Природа, экология. Игры, дидактические пособия
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Эти игры направлены на решение конкретных задач обучения детей, но в тоже время в них проявляется воспитательное и развивающее влияние игровой деятельности. Дидактические игры разнообразны по своему содержанию, игровому материалу. Игровым действиям, познавательной деятельности.
Дидактические игры экологического содержания помогают ребенку увидеть неповторимость не только определенного живого организма, но и экосистемы, осознать невозможность нарушения ее целостности, понять, что неразумное вмешательство в природу может повлечь за собой существенные изменения как внутри самой экосистемы, так и за ее пределами.
В процессе общения с природой в игровой форме у детей воспитывается эмоциональная отзывчивость, формируются умение и желание активно беречь и защищать природу, видеть живые объекты во всем многообразии их качеств, особенностей и проявлений; участвовать в создании необходимых условий для нормальной жизнедеятельности живых существ, находящихся в сфере детской досягаемости; понимать важность охраны природы, осознанно выполнять нормы поведения в природе.
Важным показателем экологической образованности дошкольников является их участие в деятельности, имеющей экологически ориентированный характер, в процессе которой углубляются и закрепляются экологические представления и проявляется активное гуманное отношение к природе. При этом необходимо учитывать тот факт, что дикая природа прекрасно обходится без деятельности человека, она живет по свои собственным законам. Заботиться о природных объектах следует только в измененной людьми среде: в городе, парке, а в условиях дошкольного учреждения – на участке, в живом уголке. Следовательно, помогать необходимо растениям и животным, живущим рядом с человеком: деревьям парков, участка, растениям цветников, голодающим зимой городским птицам, то есть тем, чье благополучие зависит от действия людей. Поэтому содержание экологической деятельности для детей старшего дошкольного возраста включает: системный подход за растениями уголка природы, экологической комнаты; организация дежурства; труд на участке детского сада (в саду, огороде, на клумбах); подкормка птиц зимой; организация трудовых десантов, рейдов.
Целью этой деятельности является ежедневное поддержание условий, необходимых для полноценной жизни всех живых существ.
Трудовую деятельность экологического содержания следует организовывать систематически, с постепенным ее усложнением. Педагогу необходимо следить за тем, чтобы дети получали необходимые знания, умения и навыки коллективного и индивидуального труда. Каждый ребенок должен проявить свои силы и способности, приобрести опыт и воплотить его в практических делах. Такая деятельность приучает думать и реально заботиться о «братьях меньших», находящихся в одном жизненном пространстве с детьми. Труд дошкольников целесообразно сочетать с экологическими играми, наблюдениями, беседами и т. д.
Серия дидактических игр для приобщения старших дошкольников к посильной экологически ориентированной деятельности отличается большей занимательностью, динамичностью и меньшим напряжением мыслительной деятельности. Основная цель этих игр состоит в том, чтобы сформировать у дошкольников мотивацию к природоохранной деятельности : вызвать у них интерес и желание ухаживать за природными объектами. Эмоционально настроить детей на тот или иной вид труда, активизировать их в процессе выполнения поручений.
Дидактические игры целесообразно проводить по подгруппам в зависимости от уровня экологической образованности, степени овладения детей трудовыми навыками и умениями по уходу за живыми объектами. В связи с этим следует подбирать игровые задания.
Дидактическая игра «Скорая помощь»
Цель: развивать и поддерживать у детей желание ухаживать за комнатными растениями; формировать навыки правильного ухода за зелеными друзьями; приобщать к труду экологического содержания.
Материал: 5-6 комнатных растений, нуждающихся в комплексном уходе.
Игровые действия: «постановка диагноза» и назначение «лечения» растению.
Игровые правила: приступает к «лечению» тот ребенок, который правильно поставил «диагноз».
Ход игры.
Воспитатель, показывает детям растения, нуждающиеся в комплексном уходе, говорит: «Ребята, посмотрите, что - то стали грустными наши цветы. Может они заболели?» Затем предлагает побыть им в роли врача, «поставить диагноз» (т. е. определить, в каком уходе нуждается цветок) и назначить «лечение» растению (рассказать о том, как правильно, например, обмыть листки (влажной тряпочкой, обрызгивая их водой) или как проводить рыхление после полива почвы и т. д.)
Результат: кто правильно поставит «диагноз» и назначит «лечение» растению, приступает к его выполнению.