Татьяна Павличенко
Дидактические игры для изучения родного края — Амурская область
▼ Скачать + Заказать документы
СЛАЙД 1
Здравствуйте, Павличенко Татьяна Александровна
«МАДОУ ДС 5 г. Благовещенска»
Тема: ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА В СТАРШЕМ ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ, КАК СРЕДСТВО РАШИРЕНИЯ КРУГОЗОРА И ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РАМКАХ РЕАЛИЗАЦИИ РЕГИОНАЛЬНОГО КОМПОНЕНТА.
СЛАЙД 2
Актуальность
В дошкольном возрасте начинает формироваться чувство патриотизма, включающее любовь и привязанность к Родине. Любовь к Отчизне начинается с любви к своей малой Родине - месту, где родился человек, где его дом. Успешность развития дошкольников при знакомстве с родным краем станет возможной только при условии их активного взаимодействия с окружающим миром эмоционально-практическим путем, то есть через игру, предметную деятельность, общение, труд. Одним из эффективных средств формирования представлений дошкольников о родном городе и области является игровая деятельность. В такой форме легче усваиваются понятия, закрепляются навыки и умения. В процессе игры ребенок запоминает много интересного о своей малой родине, ее истории, животном и растительном мире, памятниках, достопримечательностях. Такие игры направлены не только на развитие представлений о родном городе и области, но и на развитие речевой активности детей, расширении словарного запаса. Большое значение дидактические игры имеют в эстетическом воспитании детей в пополнении кругозора и в развитии познавательной деятельности.
Публикация «Дидактические игры для изучения родного края — Амурская область» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Республика, область, край. Список городов
- Родной край, город. Дидактические игры и пособия
- Темочки
СЛАЙД 3
Цель создания дидактической игры — передача и закрепление определенного «учебного» материала в легкой активной форме.
СЛАЙД 4
Задачи:
1. Овладение дошкольниками знаниями в области экологии, истории и культуры своего региона. Закрепление знаний о родном городе и области.
2. Развивать мелкую моторику, кругозор, память, познавательный интерес, логическое мышление, внимание.
3. Воспитывать чувство патриотизма, любовь к малой Родине.
СЛАЙД 5.
В своем выступлении я хочу представить вашему вниманию те игры, которые я использую в своей педагогической деятельности в старшем дошкольном возрасте.
СЛАЙД 6.
При создании и использовании игр я Опираюсь на уже имеющиеся у детей знания. А также слежу за тем, чтобы дидактическая задача была доступна детям. Поддерживаю интерес и разнообразие игрового действия. Постепенно усложняю задачи игровых действий. Устанавливаю конкретные правила игры.
РОЛИК
Примеры дидактические игр по краеведению
1. Игра «Лента времени». цель - знакомить детей с историей развития города и его объектов. В качестве материала предлагаются наборы иллюстраций с изображением видов города, его отдельных объектов, относящихся к разным временным отрезкам, игровое поле – это лента времени). Данная игра дает возможность детям самостоятельно установить последовательность изменения городских объектов во времени, а именно – жилых зданий и общественного транспорта, скверов, городских улиц и пр. Играющим предлагается найти пары картинок, на которых изображено одно и тоже здание или городской объект в первоначальном виде (при его строительстве) и в современном (в наши дни).
3. Игра «Сквозь замочную скважину» (игра предназначена для детей 5-7 лет) Цель: - закреплять знания детей о памятниках города Благовещенска; - развивать зрительную память, восприятие
Ход игры. В комплект игры входят картинки с видами памятников города, комплект карточек с прорезями замочной скважины разных величин. Педагог вместе с детьми рассматривает картинки с изображением памятников. Ребенок, перемещая замочную скважину, пытается определить памятник, дать краткое описание его. Игровое правило: Рассматривать картинку можно только с помощью замочной скважины.
В подготовительной группе добавляются карточки с изображением предметов быта и одежды коренных жителей Амурской области эвенов. Дети определяют предмет одежды или быта и называют его
4. Игра «Достопримечательности». Цель: закрепление представлений о достопримечательностях города. Материал: изображения знакомых детям мест родного города Ход игры : Из набора иллюстраций достопримечательности ребенку предлагается выбрать три, которые ему больше всего нравятся, разместить их на «пьедестале почета», рассказать о данной достопримечательности и объяснить, почему они привлекли его внимание.
5. Игра «Собери картинку из кубиков» и «Собери разрезную картинку»
Развивать логическое мышление детей; умения собирать целое из частей;
закреплять знания детей о достопримечательностях города
Комплектность: кубики с видами города,
и во втором варианте разрезные картинки с птицами Амурской области.
6. Игра-лото «Уголки».
Цель: Закреплять знаний детей о растениях и животных Амурской области, занесенных в Красную книгу. Комплектность карточки с изображением растений и животных, специально выполненных в виде уголков.
Ход игры : дети собирают лото путем побора одинаковых картинок. Называют в слух животных, растения и птиц. (в моем лото используются изображения более известные представители флоры и фауны нашей области : такие как дальневосточный леопард, амурский тигр, утка мандаринка, лотос Комарова, Венерин башмачок).
7. Игра «Рыбалка на Амуре». Закреплять знания детей о разновидностях рыб, обитающих в реке Амур. Учить отличать их по размеру, называть рыб. Закреплять понятия «мелкая рыба», «крупная рыба», «промысловые рыбы». Комплектность: макет водо ма, вырезанные силуэты рыб, с наклеенными металлическими пластинами, магнитная удочка.
Ход игры : 1 вариант: «Поймай и назови рыбку»
2 вариант: «Назови рыб, занес нных в Красную книгу»
3 вариант: «Кто быстрее и больше поймает рыб»
4вариант: «Какие рыбы не водятся в реке Амур»
8. Игра-пазл «Достопримечательности Благовещенска»
Цель: Научить детей узнавать достопримечательности родного города и классифицировать их по назначению.
Материал : Картинка- пазл различных достопримечательностей города
9. Дидактические игры на липучках
Цель: Научить детей узнавать по тени цветы, животных птиц, растения. Амуркой области и классифицировать их по
Месту обитания и произрастания: болото, луг, поле, лес
По яруности: травы, деревья, кустарники, цветы
Классификация птиц: перелетные и зимующие.
Материал: общие карточки и вырезные картинки на липучках.
Во время игр на липучках развивается: мелкая моторика, познавательный интерес, память, кругозор. Дети закрепляют таим образом ранее пройденный материал.
10. и последняя одна и самых сложных игр «Узнай сказку по картинке»
Материал: Комплект карточек по мотивам народных сказок Приамурья.
Почему считаю данную игру самой сложной, потому что проводиться огромная предварительная работа с детьми, в старшей подготовительной группе я читаю детям сказки Дмитрия Нагишкина «Амурские сказки»,мы изучаем героев, смотрим иллюстрации Геннадия Павлишина к этим сказкам, дети запоминают героев сказок, описывают их характер. А для закрепления материала мы используем карточки и игру «узнай сказку по картинке».
Все игры представлены в данном видео я изготавливала самостоятельно, каждую игру можно усовершенствовать и усложнить, считаю что дидактические игры по изучению малой родины являются эффективным средством для изучения и закрепления уже пройденного материала по реализации регионального компонента в ДОУ.
Спасибо за внимание!