Юлия Крамаренко
Дидактические игры для формирования геометрических представлений у дошкольников и особенности их использования в детском саду
▼ Скачать
Дидактические игры для формирования геометрических представлений у дошкольников и особенности их использования в детском саду
Всем известно, что игра – это ведущий вид деятельности ребёнка. В игре он, прежде всего, развивается, как личность и у него формируются те стороны психики, от которых в будущем будет зависеть его дальнейшая жизнь в современном обществе. Не удивительно, что проблема разнообразия игровых форм привлекала и привлекает к себе внимание исследователей: педагогов, психологов, философов и социологов.
Публикация «Дидактические игры для формирования геометрических представлений у дошкольников и особенности их использования в детском саду» размещена в разделах
- Геометрические фигуры и формы
- Геометрические фигуры. Игры, дидактические пособия
- Дидактические игры
- Математика. Игры и дидактические пособия по ФЭМП
- Темочки
Игра – это первый помощник педагога в том, чтобы увлекательно и интересно развивать и закреплять математические представления у детей. Одним из важных аспектов развития математических представлений у дошкольников является изучение основ геометрии. Для полноценного развития и успешного обучения ребёнка в школе необходимо формировать у него геометрические представления. В ходе знакомства с геометрическими фигурами, ребенок приобретает новые знания о свойствах предметов, форме и развивает логическое мышление, поэтому развитие геометрических представлений у детей старшего дошкольного возраста нельзя переоценить. Одной из разновидностей игры является дидактическая игра. Дидактическая игра – это эффективное средство развития геометрических представлений. Ребенок старшего дошкольного возраста нуждается в игровой деятельности, что обуславливает возможность применения игры в качестве образовательных задач. [1; 405]. Для занятий с детьми до школы дидактическая игра начала с успехом использоваться в середине прошлого века. Еще в исследованиях отечественных психологов и педагогов подчеркивалась многоплановая взаимосвязь и взаимовлияние игры и обучения. Дидактические игры актуализирует интеллектуальный опыт, конкретизирует представления о сенсорных эталонах, совершенствуют умственные действия ребенка, являются накопителем положительных эмоций, которые влияют на повышение познавательных интересов детей дошкольного возраста. Разработку теории и практики дидактической игры начал Я. А. Коменский, который считал, что золотым правилом дидактики является наглядность, согласно которому всё должно восприниматься соответствующим органом чувств. Дидактические игры способствуют обобщению всех форм восприятия.
Дидактическая игра явление сложное, но в ней отчетливо обнаруживается структура, т. е. основные элементы, характеризующие игру как форму обучения и игровую деятельность одновременно.
Большинство исследователей педагогов и психологов выделяют в дидактической игре следующие структурные компоненты:
Рисунок 2.1 Структура дидактических игр (Слайд 1)
Игровые задачи, действия, правила, результат игры взаимосвязаны, и отсутствие хотя бы одной из этих составных частей нарушает ее ценность, снижает воспитательное воздействие.
Дидактические игры имеют свою классификацию. Классификация дидактических игр различна. В дошкольной педагогике сложилось традиционное деление дидактических игр на игры с предметами, настольно-печатные игры, словесные.
Рисунок 2.2 Виды дидактических игр (Слайд 2)
Данное деление игр можно отнести к классификации по использованию материала.
Дидактические игры так же различаются по обучающему содержанию, познавательной деятельности детей, игровым действиям и правилам, организации и взаимоотношениям детей в игре, по роли воспитателя. (5)
Рисунок 2.3 Дидактические игры по содержанию (Слайд 3)
Для полноценного умственного развития детей огромное значение имеет получение ими математических представлений. Дидактические игры с математическим уклоном помогают детям не только расширять свои знания, но и закреплять представления таких математических понятий как величина, количество, геометрические фигуры, а также ориентировке его времени. Дидактические математические игры – средство расширения представлений об окружающем мире. В ходе занятий дети учатся нахождению причинно-следственных связей, анализу и сравнению объектов по разным параметрам, счету и использованию цифр. Математические игры сложны для дошкольников, быстро приводят к усталости и снижению познавательного интереса, поэтому долго проводить их нельзя: оптимальное время для младшей группы – 5 минут, для старшей – 15 минут.
Математические игры направлены на формирование у дошкольников элементарных математических представлений. Они позволяют педагогу сделать процесс обучения детей счету (дидактические игры «Какой по счету?», «Один – много», «Чего больше?», «Назови число» и др., решению арифметических задач (игры «Занимательные задачки», «Сколько будет?» и др., освоения величин, простейших зависимостей и измерительной деятельности (это игры «Кто выше?», «Лесенка», «Ленточки», восприятия детьми пространственных и временных отношений и ориентировок (дидактические игры «Который час», «Путешествие», «Когда это бывает?» и др.) более увлекательным и интересным.
Развивающие математические дидактические игры делятся на несколько групп. [5;805]
Рисунок 2.4 Виды дидактических игр математического содержания (Слайд 4)
Игры, развивающие память. Память развивается вместе с развитием ребенка. Если у ребенка слабая память, то это сигнал к тому, что ребенку уделялось мало внимания со стороны взрослых. Основным условием развития памяти является запоминание, а затем происходит припоминания чего-либо ребенку. Игра способствует возникновению необходимости преднамеренного запоминания, помогает передать рациональные приемы осмысленного запоминания и припоминания, средств овладения своей памятью.
Игры, развивающие речь и мышление. Эти два компонента очень важны для психических процессов, которые неразрывно связаны между собой. В игре у детей происходит усвоение значения основных предлогов и наречий, которые обозначают пространственные отношения предметов. В данных играх дети учатся рассуждать и делать выводы.
Игры, формирующее целенаправленное внимание. Для любой познавательной, игровой и учебной деятельности необходимым условием является внимание. Если ребенок не внимателен, это негативно сказывается на организации самостоятельной деятельности ребенка, выполнение заданий воспитателя. В таком случае необходима своевременная помощь ребенку в развитии внимания.
Игры, развивающие восприятие цвета, формы, качеств величины. Осознанное, целенаправленное восприятие цвета не является врожденным качеством. Сформировать устойчивый зрительный образ цвета, уловить разнообразие цветовых тонов детям могут помочь только взрослые. Для игр, развивающих восприятие цвета, одной из главных задач является то, чтобы ребенок понимал, что очень важно уметь различать цветовые тона. Поэтому, когда мы знакомим ребенка с цветом, необходимо во время таких игр применять предметы, которые будут привлекать их внимание (карточки, разноцветные карандаши, полоски цветной бумаги, игрушки разных цветов, цветные коробочки и т. д.). Восприятие формы предметов является основой любой сенсорной практической деятельности. Еще с младшей группы детского сада необходимо обучать детей восприятию и выделению формы. Во время игры дети быстро осваивают рациональные приемы обследования формы при помощи глаз и рук. В ходе таких игр дошкольники осваивают геометрические фигуры. Воспринимать величину предметов с помощью сравнения их по высоте, длине и ширине, также является важным аспектом. Познакомить с величиной и ее признаками можно при использование различных игровых приемов (с помощью игрушек, карточек, трафаретов). А уже во время игры у детей происходит осваивание рациональных приемов сравнительной оценки величины (с помощью накладывания и прикладывания предметов друг другу). Очень важно знать, что во всех играх ведущая и направляющая роль принадлежит взрослому, который должен обладать эмоциональным общением с дошкольниками. Педагог должен уметь завлечь детей в игру, давать четкую формулировку обучающих задач, чтобы постоянно активизировать умственную деятельность дошкольника.
В образовательной работе детского сада дидактическая игра занимает прочное место. [1;263-269]. Ещё, когда только начиналась зарождаться теория и практика воспитания и обучения детей дошкольного возраста, уже тогда широко использовали дидактические игры и выделили их огромную роль в этом направлении в особенности тех, которые испытывают трудности в обучении. Дидактическая игра с обучающей задачей, которая имеет вид игровой занимательной формы, привлекла к себе внимание таких знаменитых педагогов как М. Монтенсори, Ф. Н. Блехер, А. К. Сорокина и другие. Они рассматривали дидактические игры как способ пополнения и раскрытия знаний и понятий, расширения кругозора ребенка, другими словами, расширяя сферу игры, ребенок все больше приумножает и познает новые свойства различных вещей, получая от них наиболее точные и глубокие понятия.
Дидактические игры в ясельной группе основаны на манипуляции с предметами, они имеют простые правила и в большинстве своём направлены на сенсорное развитие. Например игра «Строим домик», она направлена на развитие представлений о цвете и форме. Воспитатель показывает ребятам игрушечную собачку и кошку, для которых нужно построить домики. Но собачка хочет себе дом из кирпичиков, а кошечка – из кубиков и т. д. Игра «Большие и маленькие мячи» (различение цвета и величины). Педагог даёт детям рассмотреть мячики разного цвета и размера (большие и маленькие, затем выносит большую и маленькую куклу и сообщает, что Катя (большая) хочет поиграть с большими мячиками, а Маша (маленькая) с маленькими. Занятия в первой младшей группе насыщены разнообразными игровыми приё мами и материалами на закрепление сенсорных эталонов: цвет, величина, форма. Большую часть занятия дети проводят в движении, свободно перемещаясь и выполняя задания по желанию. В младшем дошкольном возрасте большую популярность имеют игры, суть которых – в сопоставлении формы предметов и объектов с геометрическими фигурами. Это, например, «Геометрическое лото», «Найди предмет такой же формы». Также малыши любят составлять из геометрических фигур красивые орнаменты, украшать ими предметы. Такова игра «Составь узор на варежке» : дошкольникам предлагаются варежки с разнообразным рисунком из геометрических фигур. Задача детей – украсить вторую таким же образом, чтобы получилась пара и т. д. Игры с математическим содержанием, предлагаемые во второй младшей группе, становятся более сложными. Они выполняют конкретную задачу или объединяют в себе несколько задач.
Рисунок 2.5 Задачи математических представлений во второй младшей группе (Слайд 5)
Дети четвёртого года жизни уже без подсказки воспитателя решают, чем им заняться в свободное время. Поэтому уголок математики в группе становится более насыщенным различными пособиями, в частности, появляется больше настольно-печатных игр. Например «Назови одним словом», цель этой игры – развивать умения называть геометрические фигуры одного вида обобщающим словом. Игра «Три квадрата», цель ее научить детей соотносить по величине три предмета и обозначить их отношения словами: «большой», маленький», «средний»; повторить название геометрических фигур. Игра «Что бывает такой формы?», ее цель научить различать фигуры, развивать мышление.
В старшей группе продолжается формирование знаний о геометрических фигурах. Детей можно ознакомить с ромбом, пирамидой, овалом. На основании имеющихся знаний у детей формируется понятии о четырехугольнике. В старшем дошкольном возрасте существуют три группы дидактических игр, которые используются при формировании геометрических представлений.
Рисунок 2.6 Задачи математических представлений для старшей и подготовительной групп (Слайд 6)
Дети подготовительной группы обладают способностью к более углубленному анализу и синтезу: умения выделить как общие, так и индивидуальные признаки предметов и явлений, сравнивать их по различным признакам, делать обобщения, высказывать суждения, умозаключения. Дети в этом возрасте проявляют большой интерес к учению, желание учиться в школе. В подготовительной группе детям предлагается только одна новая фигура – конус. Однако дети упражняются в различении и построении многоугольников (пяти-, шести-, семиугольников).
Таким образом, дидактические игры, играют огромную роль в развитии каждого дошкольника. Каждая игра требует индивидуального подхода к детям, так как именно в процессе игры проявляются особенности характера ребенка, выявляется уровень его развития. При постановке вопроса и выборе задания педагогу необходимо принимать во внимание индивидуальные и возрастные особенности каждого ребёнка.
Дидактическая игра «Найди свой номер».
Цель: совершенствовать умения счета в пределах 6, порядковый счет.
Игровая задача: сопоставить персонажей сказки «Репка» с их порядковым номером.
Оборудование: картинки с изображением героев по сказке «Репка», цифры.
Содержание: детям предлагается вспомнить сказку «Репка» и присвоить каждому персонажу свой номер. Например: дед - 1 и т. д.
Игровое правило: присвоить номер каждому герою сказки в той последовательности, в которой они появляются в сказке.
Игровые действия: воспитатель предлагает вспомнить сказку «Репка». Ребята называют первого персонажа – Дед и присваивают ему 1, затем следующий персонаж бабка – 2, внучка – 3, жучка – 4, кошка – 5, мышка - 6. Воспитатель просит отвернуться ребят и убирает одну цифру. Дети должны посчитать и определить какой цифры не хватает. Так можно проделать со всеми цифрами.
Результат: каждому персонажу правильно присвоен свой номер.
Дидактическая игра «Геометрическая картина»
Цель: развивать зрительное восприятие формы плоскостных фигур; формировать умение различать и правильно называть некоторые геометрические фигуры; сравнивать их по величине; закреплять знания цветов.
Игровая задача: умение создавать образ предмета из геометрических форм.
Оборудование: геометрические фигуры из картона разного цвета и размера, картина с заданным изображением из геометрических фигур.
Содержание: детям предлагается выложить картину из геометрических фигур по заданной величине и цвету.
Игровое правило: брать только те геометрические фигуры, которые изображены на картине.
Игровые действия: воспитатель предлагает назвать геометрические фигуры, изображенные на картине. Воспитатель предлагает ребенку рассмотреть картинку и сказать, из каких геометрических фигур составлено изображение. Сколько геометрических фигур разной формы и какого они цвета. Воспитатель предлагает рассмотреть картинку и выложить такую же из геометрических фигур.
Результат: должна получиться геометрическая картина.