МААМ-картинки

Дидактические игры для автоматизации звуков у детей дошкольного возраста с ТНР

Ирина Голубева
Дидактические игры для автоматизации звуков у детей дошкольного возраста с ТНР

Дидактические игры

для автоматизации

звуков

Дидактические игры для автоматизации звуков

в слогах, словах и предложениях

«Кошка с рыбкой»

Цель: автоматизация звука [ш] в слогах.

Материал: игрушки – кошка (маска, рыбка.

Ход игры: взрослый встаёт напротив ребёнка в руке держит рыбку.

Цель ребёнка - дойти до рыбки. Ребёнок в маске

(или с игрушкой, делая шаг навстречу взрослому, произносит слог ШИ (ША, ШО, ШУ, АШ, ОШ, УШ). Если звук произнесён неверно, ребёнок делает шаг назад.

«Собери предметы»

Цель: автоматизация звуков в словах; употребление предлога в.

Материал: для автоматизации звука [с] – сумка, звука [щ] – ящик, звука [ш] – шкаф, звука [з] – кузов, звука [р] – коробка; предметы или картинки на заданный звук.

Ход игры: взрослый предлагает ребёнку собрать предметы (картинки) на звук [с] в сумку (на звук [щ] - в ящик, на звук [ш] – в шкаф и т. д., проговаривая:

«В сумку – собаку, в сумку – сок, в сумку – стакан, в сумку – капусту» и т. д.

«В ящик – щётку, в ящик – щенка, в ящик – овощи» и т. д.

«В шкаф – шапку, в шкаф – шубу, в шкаф – шарф» и т. д.

«В кузов – зонт, в кузов – козу, в кузов – берёзу» и т. д.

«В коробку – помидор, в коробку – ковёр, в коробку – барабан» и т. д.

«Поезд»

Цель: автоматизация звуков в словах; умение определять место звука в слове.

Материал: набор картинок на автоматизируемый звук, изображение поезда с 3 вагонами.

Ход игры: взрослый показывает картинку с поездом:

- Едет-едет паровоз,

Он вагончики повёз.

Ребёнку предлагается разложить картинки по вагонам:

1-й – картинки, названия которых начинаются на заданный звук;

2-й - картинки, в названиях которых этот звук находится

в середине слова;

3-й - картинки, в названиях которых этот звук находится

в конце слова;

Например, слова для автоматизации звука [с]:

1. сани, сова, совок, сапог, сок, сом, сумка, суп;

2. лиса, оса, коса, усы, весы, бусы, пастух, каска;

3. кактус, нос, ананас, автобус, фикус, нос.

После выполнения задания ребёнок называет картинки: сначала в 1-м вагоне, затем во 2-м и 3-м.

«Слушай и повторяй»

Цели: развитие внимания; автоматизация звука [Л] в словах.

Ход игры: педагог предлагает ребенку послушать несколько слов и назвать только то, что можно есть: лук, лампа, свекла; лыжи, яблоко, халва; булка, масло, колбаса; баклажан, мыло, пастила.

«Догадайся, каким будет четвертое слово» (смысловые ряды)

Цели: развитие мышления; автоматизация звука [Р] в словах.

Ход игры: логопед предлагает ребенку послушать смысловые ряды и досказать слово, которое подходит по смыслу. Логопед следит за правильностью произнесения звука [Р] в этих словах:

белка – дупло, лиса –… (нора);

белка – орехи, корова – … (трава);

сачок – бабочка, удочка – … (рыба);

котенок – кошка, теленок – … (корова);

поезд – рельсы, автобус – … (дорога);

человек – дом, крот – … (нора);

молоток – гвозди, топор – … (дрова);

барабан – барабанщик, труба – … (трубач);

пальто – пуговица, ботинок –… (шнурок);

солонка – соль, сахарница – … (сахар);

лиса – нора, медведь – … (берлога);

гвозди – молоток, гайка – … (отвертка);

краски – художник, лекарства – … (врач);

крановщик – кран, тракторист – … (трактор);

шкаф – одежда, холодильник – … (продукты);

картина – художник, суп – … (повар);

жираф – юг, морж – … (север).

«Назови одним словом»

Цели: развитие мышления (формирование умения делить объекты на классы по заданному основанию); автоматизация звука [Р] в словах.

Ход игры: Дети должны послушать ряды слов и назвать каждую группу, одним словом, правильно произнося звук [Р].

Окунь, лещ, щука – это… (рыбы).

Москва, Псков, Новгород – это… (города).

Россия, Англия, Франция – это… (страны).

Лимон, виноград, груша – это… (фрукты).

Трамвай, автобус, вертолет – это… (транспорт).

Прятки, жмурки, догонялки – это… (игры).

Кукла, пирамидка, мяч – это… (игрушки).

Топор, молоток, грабли – это… (инструменты).

Хлеб, молоко, колбаса – это… (продукты).

Врач, продавец, парикмахер – это… (профессии).

«Строим дом»

Цель: автоматизация звука «с» в слогах.

Материал: конструктор.

Ход игры: уложим три кирпича са; теперь четыре кирпича сы, теперь пять кирпичей со, теперь шесть кирпичей ус и т. д. Можно сопроводить эту игру рисованием домика.

«Что снится Соне?»

Цель: автоматизация звука «с» в словах и предложениях.

Оборудование: картинка с изображением девочки Сони; шаблоны облаков с изображением картинок

на автоматизируемый звук.

Ход игры:

- Соня сладко спит в своей кроватке и ей снятся волшебные сны. Давайте посмотрим, что ей приснилось. Бери облако

и называй картинки, чётко проговаривая звук «с». Отвечай полным ответом: «Соне снится …».

- Молодец, первую часть задания выполнил (а). Теперь определим место звука «с» в этих словах (в начале, в середине или в конце слова). Составим схему, обозначив звук кружком синего цвета.

Картинки предметов: ананас, кактус, маска, сок, оса, сумка, сапоги, автобус и др.

«Съедобное - несъедобное»

Цель: автоматизация звуков [ц], [л], [л’] [р], [p’]

Ход игры: взрослый бросает ребенку мяч и произносит слово с обрабатываемым звуком. Если слово обозначает что-либо съедобное, ребенок, поймавший мяч, повторяет слово

и бросает мяч взрослому; если несъедобное — бросает мяч молча.

«Что Кощей утащил?»

Цель: автоматизация звука [щ] в словах и предложениях

Ход игры: взрослый называет и раскладывает перед детьми картинки, в названии которых есть звук [щ] (5—8 картинок,

в зависимости от возраста детей, и говорит: «Сегодня к нам

в гости пришел сказочный герой — Кощей (показывает куклу или картинку). Кощей очень любит предметы, в названии которых есть звук [щ]: он сразу тащит их в свою пещеру.

И если мы сейчас отвернемся, Кощей обязательно что-нибудь стащит. Хотите попробовать?» Дети отворачиваются, взрослый убирает одну картинку и спрашивает: «Что утащил Кощей

в свою пещеру?» Ребенок, который вспомнил убранную картинку, должен ответить полным предложением: «Кощей утащил в свою пещеру щетку» (ящик, плащ, щит и т. п.).

«Зима и весна»

Цель: автоматизация звука «л» в слогах

Ход игры: Перед детьми разложены картинки: зима и весна. Воспитатель просит ребёнка помочь закончить предложения, добавляя последний слог.

- К нам зима приш…ЛА,

Снег и вьюгу принес…ЛА.

Всё, что Ал…ЛА разброса…ЛА,

Вьюга снегом занес…ЛА!

Весна приш…ЛА,

Ал…ЛА сразу всё наш…ЛА.

На лужайку вышла Ал…ЛА,

Видит там лежит ю…ЛА.

«Шёл я, шёл…»

Цель: автоматизация шипящих звуков

Материал: предметные картинки, в названиях которых присутствуют шипящие звуки [ш] и [ж]; игральный кубик.

Ход игры: на столе раскладываются 25-30 картинок. Первый игрок бросает кубик, смотрит на выпавшее на нём число

и передвигает свою фишку на соответствующее количество картинок, чётко произнося название каждой из них. Если фишка останавливается, например, на картинке «шишка», игрок говорит:

- Шёл я, шёл, шишку нашёл. (Шла я, шла, шишку нашла.)

Затем в игру вступает следующий игрок. Побеждает тот, кто первым дойдёт до финиша.

Примерный перечень слов для автоматизации звука [ц]:

Кольцо, яйцо, луковица, пуговица, курица, огурец, перец, палец, леденец, певец, холодец, голубцы, цукаты, цунами, пицца, улица, цукини.

Примерный перечень слов для автоматизации звуков [л], [л’]: Лук, лужок, голубцы, свекла, булка, белка, клубника, яблоко, облако, лимон, малина, улитка, леденцы, земляника, слива, слово, хлеб, котлета, салат, молоко, масло, маска, шоколад, колбаса.

Примерный перечень слов для автоматизации звуков [р], [р’]:

Помидор, мухомор, сыр, горох, пирог, урок, творог, макароны, мороженое, пирожное, картошка, морковка, черника, чернила, груша, графин, гранат, гранит, виноград, брусника, брынза, бронза, рис, ириска, репа, речка, редиска, орех, огурец, пряник, пряжка, гриб, гренки, грелка.

Публикации по теме:

Дидактические игры для автоматизации звуков через игровую деятельностьДидактические игры для автоматизации звуков через игровую деятельность Правильное употребление звука в речи – это его длительная автоматизация. На этапе автоматизации происходит выработка нового навыка, чему.

Дидактические пособия для автоматизации звуков с помощью пуговицДидактические пособия для автоматизации звуков с помощью пуговиц Автоматизация звуков с помощью пуговиц Как сделать занятия по автоматизации звуков интересными, разнообразными и в то же время продуктивными.

Дидактические игры для детей старшего дошкольного возраста 1. Дидактическая игра «Чья тень?»(овощи и фрукты) Цель: формировать у детей умение находить силуэты овощей и фруктов; учить правильно называть.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Дидактические игры для автоматизации звуков у детей дошкольного возраста с ТНР
Опубликовано: 13 августа 2024 в 11:09
0Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Дидактические игры для автоматизации звуков у детей дошкольного возраста с ТНР» (включая файлы) размещена пользователем Ирина Голубева в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
12 августа. День Военно-воздушных сил России. Передвижка «Летчики. Авиация России»

12 августа в России отмечается День Военно-воздушных сил, День ВВС.

11 августа. День строителя. Передвижка «Строительные профессии»

Ежегодно во второевоскресеньеавгуставРоссии отмечают День строителя. Строительная профессия — одна из самых важных, ведь строители созидают мир вокруг нас, строят здания, мосты, дороги.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД