Ирина Голубева
Дидактические игры для автоматизации звуков у детей дошкольного возраста с ТНР
▼ Скачать + Заказать документы
для автоматизации
звуков
Дидактические игры для автоматизации звуков
в слогах, словах и предложениях
«Кошка с рыбкой»
Цель: автоматизация звука [ш] в слогах.
Материал: игрушки – кошка (маска, рыбка.
Ход игры : взрослый встаёт напротив ребёнка в руке держит рыбку.
Цель ребёнка - дойти до рыбки. Ребёнок в маске
Публикация «Дидактические игры для автоматизации звуков у детей дошкольного возраста с ТНР» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Дифференциация и автоматизация звуков
- Дифференциация, автоматизация звуков. Дидактические игры
- Заикание, ТНР. Занятия, рекомендации родителям и педагогам
- Обучение грамоте. Игры, дидактические пособия
- Темочки
(или с игрушкой, делая шаг навстречу взрослому, произносит слог ШИ (ША, ШО, ШУ, АШ, ОШ, УШ). Если звук произнесён неверно, ребёнок делает шаг назад.
«Собери предметы»
Цель: автоматизация звуков в словах; употребление предлога в.
Материал: для автоматизации звука [с] – сумка, звука [щ] – ящик, звука [ш] – шкаф, звука [з] – кузов, звука [р] – коробка; предметы или картинки на заданный звук.
Ход игры : взрослый предлагает ребёнку собрать предметы (картинки) на звук [с] в сумку (на звук [щ] - в ящик, на звук [ш] – в шкаф и т. д., проговаривая:
«В сумку – собаку, в сумку – сок, в сумку – стакан, в сумку – капусту» и т. д.
«В ящик – щётку, в ящик – щенка, в ящик – овощи» и т. д.
«В шкаф – шапку, в шкаф – шубу, в шкаф – шарф» и т. д.
«В кузов – зонт, в кузов – козу, в кузов – берёзу» и т. д.
«В коробку – помидор, в коробку – ковёр, в коробку – барабан» и т. д.
«Поезд»
Цель: автоматизация звуков в словах; умение определять место звука в слове.
Материал: набор картинок на автоматизируемый звук, изображение поезда с 3 вагонами.
Ход игры : взрослый показывает картинку с поездом:
- Едет-едет паровоз,
Он вагончики повёз.
Ребё нку предлагается разложить картинки по вагонам:
1-й – картинки, названия которых начинаются на заданный звук;
2-й - картинки, в названиях которых этот звук находится
в середине слова;
3-й - картинки, в названиях которых этот звук находится
в конце слова;
Например, слова для автоматизации звука [с] :
1. сани, сова, совок, сапог, сок, сом, сумка, суп;
2. лиса, оса, коса, усы, весы, бусы, пастух, каска;
3. кактус, нос, ананас, автобус, фикус, нос.
После выполнения задания ребё нок называет картинки: сначала в 1-м вагоне, затем во 2-м и 3-м.
«Слушай и повторяй»
Цели: развитие внимания; автоматизация звука [Л] в словах.
Ход игры : педагог предлагает ребенку послушать несколько слов и назвать только то, что можно есть: лук, лампа, свекла; лыжи, яблоко, халва; булка, масло, колбаса; баклажан, мыло, пастила.
«Догадайся, каким будет четвертое слово» (смысловые ряды)
Цели: развитие мышления; автоматизация звука [Р] в словах.
Ход игры : логопед предлагает ребенку послушать смысловые ряды и досказать слово, которое подходит по смыслу. Логопед следит за правильностью произнесения звука [Р] в этих словах :
белка – дупло, лиса –… (нора);
белка – орехи, корова – … (трава);
сачок – бабочка, удочка – … (рыба);
котенок – кошка, теленок – … (корова);
поезд – рельсы, автобус – … (дорога);
человек – дом, крот – … (нора);
молоток – гвозди, топор – … (дрова);
барабан – барабанщик, труба – … (трубач);
пальто – пуговица, ботинок –… (шнурок);
солонка – соль, сахарница – … (сахар);
лиса – нора, медведь – … (берлога);
гвозди – молоток, гайка – … (отвертка);
краски – художник, лекарства – … (врач);
крановщик – кран, тракторист – … (трактор);
шкаф – одежда, холодильник – … (продукты);
картина – художник, суп – … (повар);
жираф – юг, морж – … (север).
«Назови одним словом»
Цели: развитие мышления (формирование умения делить объекты на классы по заданному основанию); автоматизация звука [Р] в словах.
Ход игры : Дети должны послушать ряды слов и назвать каждую группу, одним словом, правильно произнося звук [Р].
Окунь, лещ, щука – это… (рыбы).
Москва, Псков, Новгород – это… (города).
Россия, Англия, Франция – это… (страны).
Лимон, виноград, груша – это… (фрукты).
Трамвай, автобус, вертолет – это… (транспорт).
Прятки, жмурки, догонялки – это… (игры).
Кукла, пирамидка, мяч – это… (игрушки).
Топор, молоток, грабли – это… (инструменты).
Хлеб, молоко, колбаса – это… (продукты).
Врач, продавец, парикмахер – это… (профессии).
«Строим дом»
Цель: автоматизация звука «с» в слогах.
Материал: конструктор.
Ход игры : уложим три кирпича са; теперь четыре кирпича сы, теперь пять кирпичей со, теперь шесть кирпичей ус и т. д. Можно сопроводить эту игру рисованием домика.
«Что снится Соне?»
Цель: автоматизация звука «с» в словах и предложениях.
Оборудование: картинка с изображением девочки Сони; шаблоны облаков с изображением картинок
на автоматизируемый звук.
Ход игры:
- Соня сладко спит в своей кроватке и ей снятся волшебные сны. Давайте посмотрим, что ей приснилось. Бери облако
и называй картинки, чётко проговаривая звук «с». Отвечай полным ответом: «Соне снится …».
- Молодец, первую часть задания выполнил (а). Теперь определим место звука «с» в этих словах (в начале, в середине или в конце слова). Составим схему, обозначив звук кружком синего цвета.
Картинки предметов: ананас, кактус, маска, сок, оса, сумка, сапоги, автобус и др.
«Съедобное - несъедобное»
Цель: автоматизация звуков [ц], [л], [л’] [р], [p’]
Ход игры : взрослый бросает ребенку мяч и произносит слово с обрабатываемым звуком. Если слово обозначает что-либо съедобное, ребенок, поймавший мяч, повторяет слово
и бросает мяч взрослому; если несъедобное — бросает мяч молча.
«Что Кощей утащил?»
Цель: автоматизация звука [щ] в словах и предложениях
Ход игры : взрослый называет и раскладывает перед детьми картинки, в названии которых есть звук [щ] (5—8 картинок,
в зависимости от возраста детей, и говорит: «Сегодня к нам
в гости пришел сказочный герой — Кощей (показывает куклу или картинку). Кощей очень любит предметы, в названии которых есть звук [щ] : он сразу тащит их в свою пещеру.
И если мы сейчас отвернемся, Кощей обязательно что-нибудь стащит. Хотите попробовать?» Дети отворачиваются, взрослый убирает одну картинку и спрашивает: «Что утащил Кощей
в свою пещеру?» Ребенок, который вспомнил убранную картинку, должен ответить полным предложением: «Кощей утащил в свою пещеру щетку» (ящик, плащ, щит и т. п.).
«Зима и весна»
Цель: автоматизация звука «л» в слогах
Ход игры : Перед детьми разложены картинки: зима и весна. Воспитатель просит ребёнка помочь закончить предложения, добавляя последний слог.
- К нам зима приш…ЛА,
Снег и вьюгу принес…ЛА.
Всё, что Ал…ЛА разброса…ЛА,
Вьюга снегом занес…ЛА!
Весна приш…ЛА,
Ал…ЛА сразу всё наш…ЛА.
На лужайку вышла Ал…ЛА,
Видит там лежит ю…ЛА.
«Шёл я, шёл…»
Цель: автоматизация шипящих звуков
Материал: предметные картинки, в названиях которых присутствуют шипящие звуки [ш] и [ж]; игральный кубик.
Ход игры : на столе раскладываются 25-30 картинок. Первый игрок бросает кубик, смотрит на выпавшее на нём число
и передвигает свою фишку на соответствующее количество картинок, чётко произнося название каждой из них. Если фишка останавливается, например, на картинке «шишка», игрок говорит:
- Шёл я, шёл, шишку нашёл. (Шла я, шла, шишку нашла.)
Затем в игру вступает следующий игрок. Побеждает тот, кто первым дойдёт до финиша.
Примерный перечень слов для автоматизации звука [ц] :
Кольцо, яйцо, луковица, пуговица, курица, огурец, перец, палец, леденец, певец, холодец, голубцы, цукаты, цунами, пицца, улица, цукини.
Примерный перечень слов для автоматизации звуков [л], [л’] : Лук, лужок, голубцы, свекла, булка, белка, клубника, яблоко, облако, лимон, малина, улитка, леденцы, земляника, слива, слово, хлеб, котлета, салат, молоко, масло, маска, шоколад, колбаса.
Примерный перечень слов для автоматизации звуков [р], [р’] :
Помидор, мухомор, сыр, горох, пирог, урок, творог, макароны, мороженое, пирожное, картошка, морковка, черника, чернила, груша, графин, гранат, гранит, виноград, брусника, брынза, бронза, рис, ириска, репа, речка, редиска, орех, огурец, пряник, пряжка, гриб, гренки, грелка.