Анастасия Мусаева
Дидактические игры по математике
▼ Скачать
Дидактической игры
Дидактической игры – сложное педагогическое явление, которое созданы для обучения детей в дошкольных образовательных организациях, они предназначены для решении задач всех образовательных областей социально-коммуникативное развитие; познавательное развитие; речевое развитие; художественно-эстетическое развитие; физическое развитие.
Публикация «Дидактические игры по математике» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Математика. Игры и дидактические пособия по ФЭМП
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2023
Игры возникают по инициативе воспитателя, внедряющего их с образовательной и воспитательной целью. В отличие от обычных игр, дидактическая игра имеет чётко поставленную цель, соответствующую прогнозируемому результату обучения. Направлены на развитие умственных способностей, нравственных представлений, эстетического воспитания, физического развития.
Дидактическая задача формулируется педагогом и отражает цель обучения. Однако научно обоснованная и методически выверенная формулировка дидактической задачи детям, как правило, неинтересна. Поэтому дидактическая задача переводится в игровую задачу, которая ставится перед детьми и мотивирует их игровую деятельность. Таким образом, в игровой задаче раскрывается алгоритм игровых действий. Кроме того, с ее помощью стимулируется желание их выполнить. Игровая задача часто бывает заложена в названии игры: «Угадай по описанию», «Скажи наоборот», «Поймай рыбку», «Найди предмет» и т. п. Таким образом, дидактическая задача скрыта от детей. Все внимание ребенка направлено на осуществление игровых действий, а задача обучения им не воспринимается. Это делает игру уникальной формой обучения, по усвоению комплекса знаний, умений и навыков. Дидактических игр огромное множество. Пример самых любимых дидактических игр у детей.
1. «Справа как слева»
Цель: освоение умений ориентироваться на листе бумаги.
Ход игры. Матрешки очень торопились и забыли дорисовать свои рисунки. Нужно дорисовать их так, чтобы одна половина была похожа на другую. Дети рисуют, а взрослый говорит: «Точка, точка, два крючочка, минус запятая - вышла рожица смешная. А если бантик и юбчонка-человечек тот девчонка. А если чубчик и штанишки, человечек тот - мальчишка». Дети рассматриваю рисунки».
2. «Подбери фигуру»
Цель: закрепить представления детей о геометрических формах, упражнять в их назывании.
Материал. Демонстрационный: круг, квадрат, треугольник, овал, прямоугольник, вырезанный из картона.
Раздаточный материал: карточки с контурами 5 геометрических лото.
Ход игры.
Воспитатель показывает детям фигуры, обводит каждую пальцем Дает задание детям: «У вас на столах лежат карточки, на которых нарисованы фигуры разной формы, и такие же фигуры на подносиках. Разложите все фигуры на карточки так, чтобы они спрятались». Просит детей обводить каждую фигуру, лежащую на подносе, а затем накладывает («прятать») ее на начерченную фигуру.
3. Дидактическая игра «Широкое - узкое»
Цель: формировать представление «широкое - узкое».
Ход игры. Занятие проводится аналогичным образом, но теперь дети учатся различать ширину предметов, т. е. широкие и узкие ленточки одной и той же длины. При создании игровой ситуации можно использовать следующий игровой прием. На столе выкладываются две картонные полоски - широкая и узкая (одинаковой длины). По широкой полоске (дорожке) могут пройти кукла и мишка, а по узкой - только один из них. Или можно проиграть сюжет с двумя машинами
4. Упражнение «Узнай на ощупь»
Цель: Формирование умения различать форму, используя тактильные ощущения.
Игровой материал. Мешочек, геометрические фигуры из фанеры: круг, овал, треугольник, прямоугольник.
Описание упражнения. Упражнение проводится индивидуально в двух вариантах.
1. Ребенок садится за стол, а педагог рядом. Он показывает малышу яркий красивый мешочек, в котором находятся геометрические фигуры из фанеры. Потом достает по очереди все фигуры из мешочка и задает вопрос: «Какая это фигура?» Когда все фигуры из мешочка будут рассмотрены, педагог кладет их обратно. Потом просит ребенка поискать в мешочке какую-либо фигуру, на ощупь определить и назвать ее, а после этого нарисовать ее на листе бумаги. Ребенок на ощупь узнает фигуру, называет ее и рисует. Если дошкольник правильно назвал и нарисовал фигуру, педагог хвалит его.