Елена Лемешкевич
Картотека дидактических игр по ознакомлению с миром природы для детей младшего и среднего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
по ознакомлению
с миром природы
для детей младшего и среднего дошкольного возраста
Что, где растет? (для групповой деятельности)
Цель: формирование у дошкольников первоначальных экологических представлений.
Темочки:
- Дидактические игры
- Картотека игр для детей: дидактические, подвижные, народные...
- Экология, природа. Игры, дидактические пособия
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Задачи: учить детей группировать плоды по назначению на овощи и фрукты. Развивать наблюдательность, память, внимание, мышление, речевое умение поддерживать беседу, отвечать на вопросы педагога. Воспитывать познавательный интерес и гуманное отношение к миру природы.
Оборудование: картинки с изображением огорода и сада и предметные картинки (или муляжи) овощей и фруктов.
Ход игры: воспитатель напоминает детям, что овощи растут на грядках, то есть на земле или в земле. А фрукты обязательно на деревьях или на больших, высоких кустах.. Фрукты - то, что можно съесть на десерт и положить в компот, а из овощей можно сварить суп или сделать салат. Далее дети делятся на две команды: садоводы и овощеводы. По сигналу каждая команда должна собрать свои предметы. Побеждает та команда, которая выполнит задание быстрее.
Назови правильно (для индивидуальной и групповой деятельности)
Цель: формирование у дошкольников первоначальных экологических представлений.
Задачи: уточнять знания детей об овощах и фруктах, их качествах (цвет, форма, вкус, запах, закреплять умение узнавать их по картинке и давать краткое описание. Развивать наблюдательность, память, внимание, мышление, речевое умение поддерживать беседу, отвечать на вопросы педагога. Воспитывать познавательный интерес и гуманное отношение к миру природы.
Материал: предметные картинки с изображением овощей, фруктов
Ход игры: воспитатель предлагает ребёнку выбрать картинку с овощем, фруктом и описать его.
- У меня помидор, он красный, круглый, сладкий. А у тебя?
Если дети затрудняются ответить, воспитатель задаёт наводящие вопросы: какой формы? Какого цвета? Какой на вкус? Какой по запаху?
Чудесный мешочек (для индивидуальной и групповой деятельности)
Цель: формирование у дошкольников первоначальных экологических представлений.
Задачи: уточнять названия фруктов, овощей, формировать умения определять их на ощупь, называть и описывать. Развивать наблюдательность, память, внимание, мышление, речевое умение поддерживать беседу, отвечать на вопросы педагога. Воспитывать познавательный интерес и гуманное отношение к миру природы. Материал: мешочек, муляжи овощей, фруктов
Ход игры: воспитатель показывает группе «чудесный мешочек» с муляжами овощей, фруктов и предлагает детям узнать, что находится в «чудесном мешочке». Ребёнок опускает руку в «чудесный мешочек» и на ощупь определяет его, затем достаёт и описывает по схеме. Воспитатель даёт образец описания овощей, фруктов.
- У меня помидор, он красный, круглый, гладкий. А у тебя?
Если дети затрудняются ответить, воспитатель задаёт наводящие вопросы: какой формы? Какого цвета? Каков на ощупь? Дети складывают все овощи, фрукты на поднос.
Узнай и назови овощи (для индивидуальной и групповой деятельности)
Цель: формирование у дошкольников первоначальных экологических представлений.
Задачи: закреплять названия фруктов, овощей, формировать умение узнавать их по описанию. Развивать наблюдательность, память, внимание, мышление, речевое умение поддерживать беседу, отвечать на вопросы педагога. Воспитывать познавательный интерес и гуманное отношение к миру природы.
Ход игры: воспитатель описывает какой-либо овощ (фрукт, а дети должны назвать этот овощ (фрукт).
Отгадайте, что в руке? (для групповой деятельности)
Цель: формирование у дошкольников первоначальных экологических представлений.
Задачи: учить детей различать и называть овощи, фрукты по цвету, форме. Развивать наблюдательность, память, внимание, мышление, речевое умение поддерживать беседу, отвечать на вопросы педагога. Воспитывать познавательный интерес и гуманное отношение к миру природы.
Материал: овощи и фрукты.
Ход игры: дети образуют круг, закладывая руки за спину. Воспитатель кладет в их руки овощи и фрукты, затем показывает что-то из овощей или фруктов, а дети должны определить на ощупь, какой овощ или фрукт лежит в руке. Те, кто имеют такой же предмет, подбегают к воспитателю.
Найди листочек (для индивидуальной и групповой деятельности)
Цель: формирование у дошкольников первоначальных экологических представлений.
Задачи: учить различать и называть листья знакомых деревьев. Развивать наблюдательность, память, внимание, мышление, речевое умение поддерживать беседу, отвечать на вопросы педагога. Воспитывать познавательный интерес и гуманное отношение к миру природы.
Материал: у каждого ребенка одинаковые букеты из 3-4 листочков (клена, дуба, ясеня, березы, один букет у воспитателя.
Ход игры: воспитатель раздает детям букеты, а один оставляет себе. Затем показывает любой листочек, например кленовый, и говорит: «Раз, два, три - такой же листочек покажи!» Дети поднимают руки и показывают кленовые листочки.
Деревья и их плоды (для индивидуальной и групповой деятельности)
Цель: формирование у дошкольников первоначальных экологических представлений.
Задачи: учить детей различать и называть плоды деревьев. Развивать наблюдательность, память, внимание, мышление, речевое умение поддерживать беседу, отвечать на вопросы педагога. Воспитывать познавательный интерес и гуманное отношение к миру природы.
Материал: предметные картинки с изображением деревьев: ель, рябина, каштан, липа, клен и их плодов: шишка, ягоды рябины, каштан, липовое семян, кленовая крылатка.
Ход игры: воспитатель предлагает назвать выставленные деревья, а затем найти их плоды.
Мои друзья (для индивидуальной или групповой деятельности)
Цель: формирование у дошкольников первоначальных экологических представлений.
Задачи: закреплять представления детей о домашних животных и их корме. Развивать наблюдательность, память, внимание, мышление, речевое умение поддерживать беседу, отвечать на вопросы педагога. Воспитывать познавательный интерес и гуманное отношение к миру природы.
Оборудование: предметные картинки с изображением домашних животных и корма для них.
Ход игры: педагог размещает картинки так, что корм каждому животному не походит. Выступая в роли животных, он просит детей их накормить. При ошибке побуждает детей задуматься, почему животные, хотя и голодны, не едят? Оказывается, что каждое животное ест свой корм. Воспитатель просит детей помочь ему покормить животных. Если картинка подобрана правильно, кто – нибудь из детей, выступая от имени животного, выражает удовольствие, и, наоборот. При этом дети должны имитировать звуки, которые издают те или иные животные.
Можно использовать следующее стихотворение:
- Кони, кони, как живете? Кони, кони, что жуете?
- Хорошо пока живем, на лугу траву жуем.
- Куры, куры, как живете? Куры, куры, что жуете?
- Хорошо пока живем, но, простите, не жуем.
- Мы клюем проворно на дороге зерна.
- Козы, козы, как живете? Козы, козы, что клюете?
- Хорошо пока живем, но, простите, не клюем.
- А дерем мы по утру с молодых осин кору!
- Каток вы, кролики, живете? Что вы, кролики, дерете?
- Хорошо пока живем, но, простите, не дерем.
- А грызем мы ловко свежую морковку!
- Вы, котята, как живете? Вы, котята, что грызете?
- Хорошо пока живем, но, простите, не грызем.
- Пьем мы понемножку молоко из плошки!
- Птицы, птицы, как живете? И чего из плошки пьете?
- Хорошо пока живем, но из плошки мы не пьем!
- А поем мы песни вам по утрам и вечерам!
В. Степанов
Назови птицу (для индивидуальной и групповой деятельности)
Цель: формирование у дошкольников первоначальных экологических представлений.
Задачи: учить детей узнавать и называть птиц. Развивать наблюдательность, память, мышление, внимание, речевое умение поддерживать беседу, отвечать на вопросы педагога. Воспитывать познавательный интерес и гуманное отношение к миру природы.
Материал: предметные картинки с изображением птиц: воробей, голубь, ворона, ласточка, скворец, синица.
Ход игры: перед детьми выставлены птицы, а воспитатель предлагает им назвать их. Ребенок называет птицу, показывает ее, остальные дети знаками показывают, согласны они или нет.
Какого цветка не стало? (для индивидуальной и групповой деятельности)
Цель: формирование у дошкольников первоначальных экологических представлений.
Задачи: учить детей узнавать и называть цветы «уголка природы» (традесканция, фиалка, бегония). Развивать наблюдательность, память, внимание, мышление, речевое умение поддерживать беседу, отвечать на вопросы педагога. Воспитывать познавательный интерес и гуманное отношение к миру природы.
Материал: цветы в горшочках из уголка природы.
Ход игры: воспитатель выставляет на стол растения из «уголка природы», дети называют их. Воспитатель предлагает детям закрыть глаза и прячет одно растение.
Дети открывают глаза, они должны отгадать: какой цветка не стало, назвать его.
Как мы ухаживаем за цветами (для индивидуальной и групповой деятельности)
Цель: формирование у дошкольников первоначальных экологических представлений.
Задачи: учить детей ухаживать за растениями уголка природы, выбирать нужные для этого предметы. Развивать наблюдательность, память, внимание, мышление, речевое умение поддерживать беседу, отвечать на вопросы педагога. Воспитывать познавательный интерес и гуманное отношение к миру природы.
Материал: лейка, тряпка, палочка для рыхления, пульверизатор и ненужные для ухода за растениями предметы (игрушка, камень, книга и т. д.).
Ход игры: на столе лежат различные предметы, воспитатель предлагает детям выбрать только те, которые нужны для ухода за комнатными растениями. Дети выбирают и называют, что ими делают.
Магазин цветов (для групповой деятельности)
Цель: формирование у дошкольников первоначальных экологических представлений.
Задачи: закреплять названия и внешние признаки цветов, растущих в уголке природы. Развивать наблюдательность, память, внимание, мышление, речевое умение описывать растения двумя-тремя простыми предложениями, отвечать на вопросы педагога. Воспитывать познавательный интерес и гуманное отношение к миру природы.
Материал: растения уголка природы.
Ход игры: воспитатель «продавец» предлагает детям «купить» цветы, но «купить» растения можно лишь тогда, когда будет назван и описан цветок. Например: «Это фиалка, у нее круглые, небольшие, пушистые листья. Ее цветы маленькие, красивые, нежные, фиолетового цвета».
Найди цветок (для групповой деятельности)
Цель: формирование у дошкольников первоначальных экологических представлений.
Задачи: закреплять умение детей находить и называть цветы уголка природы. Развивать наблюдательность, память, внимание, мышление, речевое умение поддерживать беседу, отвечать на вопросы педагога. Воспитывать познавательный интерес и гуманное отношение к миру природы.
Материал: цветы уголка природы.
Ход игры: воспитатель предлагает детям найти цветок, который он называет. Дети находят его, повторяют его название.
Назови дерево (для групповой деятельности)
Цель: формирование у дошкольников первоначальных экологических представлений.
Задачи: учить детей различать, узнавать и называть деревья на уличной площадке, описывать их внешний вид. Развивать наблюдательность, память, внимание, речевое умение поддерживать беседу, отвечать на вопросы педагога. Воспитывать познавательный интерес и гуманное отношение к миру природы.
Ход игры: воспитатель на уличной площадке подводит детей к деревьям и просит напомнить название этого дерева; просит показать определенное дерево; просит описать названное дерево, определить, чем оно отличается от другого.
С какого дерева листочек? (для групповой деятельности)
Цель: формирование у дошкольников первоначальных экологических представлений.
Задачи: учить детей узнавать и называть листья деревьев. Развивать наблюдательность, память, внимание, мышление, речевое умение поддерживать беседу, отвечать на вопросы педагога. Воспитывать познавательный интерес и гуманное отношение к миру природы.
Материал: засушенные листья или веточки с несколькими листьями деревьев прогулочного участка, колокольчик.
Ход игры: на коврике по кругу разложены листочки с деревьев. Дети бегают вокруг листьев, пока звенит звонок. Как только звонок замолкает - дети останавливаются и по очереди называют, с какого дерева листочек, у которого они остановились.
Узнаете по описанию (для групповой деятельности)
Цель: формирование у дошкольников первоначальных экологических представлений.
Задачи: учить детей узнавать деревья и кустарники по описанию. Развивать наблюдательность, память, внимание, мышление, речевое умение поддерживать беседу, отвечать на вопросы педагога. Воспитывать познавательный интерес и гуманное отношение к миру природы.
Ход игры: воспитатель описывает деревья, кустарники, а дети должны угадать дерево или куст. Например: высокое, стройное; все его веточки направлены вверх; летом с него летит пух и т. д.
Кто лишний? (для индивидуальной и групповой деятельности)
Цель: формирование у дошкольников первоначальных экологических представлений.
Задачи: учить детей выбирать из ряда животных лишнее, основываясь на имеющиеся о них представления. Развивать наблюдательность, память, внимание, мышление, речевое умение аргументировать свой выбор, поддерживать беседу, отвечать на вопросы педагога. Воспитывать познавательный интерес и гуманное отношение к миру природы.
Материал: картинки с дикими животными и одним домашним животным, птичка, цветок, насекомое, наборное полотно.
Ход игры: воспитатель предлагает детям рассмотреть на наборном полотне картинки, найти лишнее из ряда диких животных и объяснить, почему тот или иной предмет лишний. Например: «Лишняя кошка, потому что она - домашнее животное».
Название птицы (для групповой деятельности)
Цель: формирование у дошкольников первоначальных экологических представлений.
Задачи: продолжать учить детей узнавать и называть перелетных птиц. Развивать наблюдательность, память, внимание, мышление, речевое умение поддерживать беседу, отвечать на вопросы педагога. Воспитывать познавательный интерес и гуманное отношение к миру природы.
Материал: предметные картинки с изображением птиц (ласточка, скворец, журавль).
Ход игры: перед детьми на наборном полотне - птицы. Воспитатель предлагает детям назвать птиц. Кто правильно называет птицу, тот получает фишку.
Кто живет у нас в сарае? (для групповой деятельности)
Цель: формирование у дошкольников первоначальных экологических представлений.
Задачи: активизировать представления детей о домашних животных. Развивать наблюдательность, память, внимание, мышление, речевое умение поддерживать беседу, отвечать на вопросы педагога. Воспитывать познавательный интерес и гуманное отношение к миру природы.
Оборудование: настольные наборы предметных картинок с изображением домашних животных по числу игроков.
Ход игры: каждый из игроков получает набор предметных картинок с домашними животными.
Воспитатель читает стихотворение, дети показывают картинки-отгадки и раскладывают их в том порядке, в котором рассказывается о животных в стихотворении. Выигрывает тот, кто в нужной последовательности разложил картинки с изображением животных и затем правильно их назвал.
Кто живет у нас в сарае? Я их всех отлично знаю.
• Эти всюду ходят вместе, вместе дремлют на насесте.
Вместе раньше всех встают, крошки, зернышки клюют.
• А от этой небо скрыто — все глядит она в корыто
Или, хвост, задрав крючком, роет землю пятачком.
• А вот эту я зову очень просто, дети.
Сено ест она, траву и мычит все время: «Му-ууу».
• Здесь семейство: мать и дочки, все пушистые комочки,
Вместе грызть морковку станут — друг от друга не отстанут.
• Этот прячется на крыше — я зову, а он не слышит.
Притворяется, что спит, сам за птицами следит.
• Этот черный и лохматый. Сторож он у нас, ребята.
Я всегда его кормлю сам — в обед и ужин.
Больше всех его люблю, мы с ним очень дружим.
Собери поезд (для индивидуальной и групповой деятельности)
Цель: формирование у дошкольников первоначальных экологических представлений.
Задачи: учить детей объединять предметы по одному из существенных признаков (цвет; величина; назначение; принадлежность к общей группе и пр.). Развивать наблюдательность, память, внимание, мышление, речевое умение поддерживать беседу, отвечать на вопросы педагога. Воспитывать познавательный интерес и гуманное отношение к миру природы.
Оборудование: разнообразные предметные картинки
Ход игры: на доске прикреплены картинки. На них различные предметы: ложка, ваза, цветы и т. п. Картинки — это «вагоны», их нужно поставить друг за другом так, чтобы между стоящими рядом «вагонами» можно было указать какую-нибудь связь. Дети «собирают» поезд: за ложкой ставят кастрюлю, так как это посуда, за кастрюлей — вазу, так как в них можно налить воду. Дальше картинка с цветами, так как их можно поставить в вазу. Картинки на доске переместились — поезд готов. Выбирается «машинист», он проверяет, как «скреплены вагоны» — повторяет связи между предметами.
Помоги найти маму (для индивидуальной и групповой деятельности)
Цель: формирование у дошкольников первоначальных экологических представлений.
Задачи: учить детей различать и называть животных и их детенышей, домашних птиц и их птенцов. Развивать наблюдательность, память, внимание, мышление, речевое умение поддерживать беседу, отвечать на вопросы педагога, закреплять правильное звукопроизношение, интонационную выразительность. Воспитывать познавательный интерес и гуманное отношение к миру природы.
Оборудование: предметные картинки с изображением животных, птиц и их детенышей.
Ход игры: воспитатель просит детей показать, например, маму — собаку и предложить выбрать из двух вариантов — щенок и гусенок, например, чья это мама и наоборот. Постепенно добавляет все больше и больше животных.
У всех детей предметные картинки с детенышами животных.
Воспитатель: «Кто у тебя нарисован, Коля? (цыпленок) Кто у цыпленка мама? (курица). Позови, цыпленок, свою маму (пи-пи-пи). Воспитатель имитирует кудахтанье курицы.
Воспитатель: «Это коза (показ картинки). Она как кричит? Кто у нее детеныш? Как он кричит? Это овца (показ картинки). Как она блеет? А ее детеныш – ягненок как кричит?» и т. д.
Воспитатель раздает детям картинки с изображением животных и птиц. Детеныши гуляют (дети выходят из-за столов, травку щиплют, крошки щиплют. Чья мама или чей папа позовет детеныша. Тот должен покричать – ответить им – и побежать – поставить картинку рядом с ними. Побежали детки к своим мамам.
Воспитатель произносит крик животного или птицы. Ребенок, у которого изображен детеныш или птенец произносит звуки и ставит картинку.
Со старшими детьми можно перевернуть все карточки другой стороной и предложить открывать по две карточки по очереди, кто составит первым больше пар животных и назовет их, тот и выиграл.
Какое время года? (для индивидуальной и групповой деятельности)
Цель: формирование у дошкольников первоначальных экологических представлений.
Задачи: учить детей разбираться в изменениях погоды по сезонам, поведению растений и животных, а также жизни людей в разное время года. Развивать наблюдательность, память, внимание, мышление, речевое умение поддерживать беседу, отвечать на вопросы педагога. Воспитывать познавательный интерес и гуманное отношение к миру природы.
Задание: необходимо подбирать картинки и предметы, соответствующие времени года.
Правила: вспоминать о том, что бывает и в какое время года; в группе помогать друг другу; в индивидуальном порядке можно играть с родителями и пользоваться их подсказками.
Материал: круглый диск, разделенный на четыре части. Каждую из частей разукрасить или обтянуть тканью, которая по цвету отвечает времени года (белый – зима; зеленый – весна, розовый или красный – лето, а желтый или оранжевый – осень). Такой диск будет символизировать «Круглый год». На каждую часть нужно подобрать несколько серий картинок с соответствующей тематикой (изменения природы, животные и птицы, люди, работающие на земле, развлекающиеся дети).
Спрячь бабочку (для индивидуальной и групповой деятельности)
Цель: формирование у дошкольников первоначальных экологических представлений.
Задачи: продолжать знакомить детей с шестью основными цветами, учить различать и называть их; активизировать представления о животных. Развивать наблюдательность, память, внимание, мышление, речевое умение поддерживать беседу, отвечать на вопросы педагога. Воспитывать познавательный интерес и гуманное отношение к миру природы.
Материал: цветные листы 10 х8 см, белые квадраты на них 5х5 см, цветные квадраты.
Содержание: воспитатель показывает игрушку - кошку: "Кошка хочет поймать мышку, а мышке надо спрятаться в норку и закрыть дверку, дверка должна быть такого же цвета, как и норка и тогда кошка её не найдёт"
Дети выбирают квадрат нужного цвета и накрывают квадрат.
Найди детеныша для мамы (для групповой деятельности)
Цель: формирование у дошкольников первоначальных экологических представлений.
Задачи: закреплять представления детей о животных и их детенышах. Развивать наблюдательность, память, внимание, мышление, речевое умение поддерживать беседу, отвечать на вопросы педагога. Воспитывать познавательный интерес и гуманное отношение к миру природы.
Материал: игрушки животных, предметные картинки с изображением детенышей животных.
Ход игры: воспитатель обращает внимание детей на машину, которая привезла гостей, и рассказывает. Однажды телёнок, котёнок, щенок и жеребёнок убежали далеко от мамы и заблудились; встревоженные мамы поехали на машине искать их. Котёнок, он был самым маленьким, споткнулся и замяукал. Как он замяукал? (Хоровой и индивидуальные ответы) Услышала его кошка и позвала: «Мяу-мяу».
Воспитатель предлагает кому-либо из детей взять из кузова машины кошку (найти её среди других «мам», вместе с этой игрушкой подойти к столу, на котором лежат картинки с изображением котёнка, жеребёнка, телёнка и щенка, и выбрать детёныша кошки.
Аналогично дети выполняют и три других задания – на выбор нужной картинки.
Найди шарик (для индивидуальной и групповой деятельности)
Цель: формирование у дошкольников первоначальных экологических представлений.
Задачи: закреплять знания о свойствах песка; знакомить с качествами предметов – размером, формой. Развивать наблюдательность, память, внимание, мышление, речевое умение поддерживать беседу, отвечать на вопросы педагога. Воспитывать познавательный интерес и гуманное отношение к миру природы.
Оборудование: ёмкость с песком, разные мелкие предметы.
Ход игры: воспитатель закапывает в песок небольшой шарик и просит ребенка найти его. Сначала можно закапывать шарик на глазах у малыша, потом так, чтобы он не мог видеть действия взрослого.
Постепенно усложняя задачу, воспитатель закапывает два предмета, например шарик и кубик, а затем просит найти кубик. Можно закапывать предметы одной формы, но разной величины.