Лариса Сардина
Дидактические игры
▼ Скачать + Заказать документы
Игра – это жизненная лаборатория детства,
дающая тот аромат, ту атмосферу молодой
жизни, без которой эта пора ее была бы бес-
полезна для человечества. В игре, этой специ-
альной обработке жизненного материала,
есть самое здоровое ядро разумной школы
детства.
С. Т. Шацкий
«Сколько звуков в слове?»
Цель: развивать фонематический слух
Учитель читает стихи С. Я. Маршака:
Дама сдавала багаж:
Диван,
Чемодан,
Саквояж
Картину,
Корзину,
Картонку
И маленькую собачонку.
Сколько звуков в слове? Давайте скажем это слово вместе.
Публикация «Дидактические игры» размещена в разделах
«Найди лишнюю букву»
Цель: закрепить знания детей об изученных буквах, учить классифицировать их проводя анализ внешнего вида буквы.
Игра интересна тем, что позволяет детям проводить классификацию букв по самостоятельно найденному основанию. Но для этого дети должны провести тщательный анализ внешнего вида букв и определить, чем похожи две от них и чем отличается третья буква. Победителем игры может стать тот, кто предложит большее число адекватных вариантов выделения «лишней» буквы.
МНК
ОСЮ
ЙКП
МИШ
ТПХ и т. д.
«Магазин»
Цель: закреплять умение подбирать слова с заданным звуком и указывать его место в слове.
В «Магазине» можно «покупать» только те предметы, в названиях которых есть звук [с]. Дети называют слова: масло, соль, сахар, сухари, колбаса, сыр, сало, сок, капуста, свекла и т. д. после того, как запас слов - названий предметов со звуком [с]
«Перекличка»
Цель: учить слышать звук и находить его место в слове.
Называются вперемежку разные звуки – гласные и согласные. Дети, имена которых начинаются с названного звука, встают.
«Придумай предложение»
Произносят какую-либо фразу, а ребенок повторяет ее и продолжает. Хорошо, если в игре принимает участие несколько действующих лиц. Тематика может быть самой разнообразной.
- «Я собираюсь в дорогу, беру чемодан…»
-: «Я собираюсь в дорогу, беру чемодан, кладу в него рубашку…»
-«Я собираюсь в дорогу, беру чемодан, кладу в него рубашку, брюки…»
-«Я собираюсь в дорогу, беру чемодан, кладу в него рубашку, брюки, свитер…»
- «Я собираюсь в дорогу, беру чемодан, кладу в него рубашку, брюки, свитер, расческу…»
Далее каждый участник игры добавляет к фразе свое слово, и т. д
«Зеленые загадки»
Цель: закрепить знания детей по темам «Фрукты» и «Овощи».
Игроки делятся на 2-3 группы. Каждая образует круг. В центре круга - мешочек с овощами и фруктами. У всех игроков имеется эмблема с изображением одного овоща или фрукта. Загадывается загадка. Отгадку называет тот ребёнок, у которого есть эмблема этого овоща или фрукта, после чего находит названный предмет в мешочке. Если участник не допустил ошибки, его группа получает очко. Побеждает группа получившая наибольшее количество очков.
Загадки:
Сидит дед
Во сто шуб одет,
Кто его раздевает,
Тот слезы проливает. (Лук)
Летом в огороде –
Свежие, зеленые,
А зимою в бочке –
Крепкие соленые. (Огурцы)
Не корень, а в земле,
Не хлеб, а на столе.
К пище приправа,
И на микробы управа. (Чеснок)
Посадили зернышко,
Вырастили солнышко. (Подсолнечник)
Круглое, румяное,
Я расту на ветке,
Любят меня взрослые,
Любят меня детки. (Яблоко)
Красный нос в землю врос,
А зеленый хвост снаружи.
Нам зеленый хвост не нужен.
Нужен только красный нос. (Морковь)
Кругла, рассыпчата, бела,
На стол она с полей пришла,
Ты посоли её немножко,
Ведь, правда, вкусная? (Картошка)
Толста и желтокожа,
Всю жизнь проводит лёжа. (Тыква)
«Солнышко выглянуло»
Рисование по памяти неба и облаков:
Ясное небо, которое затягивает туча.
Снова выглянуло солнышко.
«Прошел дождик»
Цель: учить использовать пятно как одно из главных средств изображения.
Дождем смыты цвета с некоторых осенних листьев, нужно раскрасить смытые листья. Игровое упражнение: обмакнем опавший листок в краску и сделаем его отпечаток на белой бумаге. Что это нам напоминает?
«Полезные предметы»
Называется какой-либо предмет, хорошо знакомый детям. Ребенок должен придумать различные способы его применения, помимо традиционного. Чем больше способов он предложит, тем лучше. Если в игре несколько участников, побеждает самый находчивый. Например:
«Все знают, что книга нужна для того, чтобы ее читать. А что еще можно с ней делать?»
Ребенок: «Можно использовать книгу как подставку»
Другой ребенок: «Можно использовать книгу как пресс для аппликации»
и т. д.
«Отыщи слово»
Нужно написать на бумаге набор букв, среди которых «затеряно» слово, и предложить ребенку за определенное время найти и подчеркнуть его. Сделать задание более сложным можно, увеличив объем текста и количество слов. Например:
ВПЫЛОАВРДВЕРЬЕЛОЖУКФНАЖАБАЖЭВАДАРВАЛДР
«Следопыт»
Прячется какой-нибудь предмет и говорится ребенку: «Ежик спрятал в лесу яблоко, но забыл, куда его положил. Помоги ему отыскать это место по оставленным следам». Ребёнок должен найти предмет по особым знакам. Указатели могут быть любыми: нарисованная на бумаге стрелка, какой-либо предмет.
«Очередь»
Для проведения игры следует взять несколько игрушек и поставить их друг за другом. После этого можно попросить ученика отвернуться и поменять несколько игрушек местами. Пусть ребенок вставит игрушки в первоначальном порядке.
«Как это выглядит?»
Следует предложить детям пофантазировать, как выглядит то или иное несуществующее животное, птица или рыба.
https://dsladuchki21.caduk.ru/p158aa1.html]https://dsladuchki21.caduk.ru/p158aa1.html