Юлия Тришина
Дидактическая многофункциональная игра «Народы Поволжья»
▼ Скачать + Заказать документы
Уважаемые коллеги!
В рамках городского III городского фестиваля национальных культур дошкольных образовательных организаций «Хоровод дружбы» я представила свою разработку: многофункциональную дидактическую игру «Народы Поволжья» для детей от +5.
Публикация «Дидактическая многофункциональная игра „Народы Поволжья“» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Поволжье. Народы Поволжья, родной край
- Толерантность, поликультурное воспитание
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая авторская дидактическая игра» ноябрь 2019
Игра имеет несколько вариантов игр. За основу я взяла дидактическую игру «Лото». Данная дидактическая игра имеет многофункциональность (вариативность) применения в дидактических играх : может использовать в разных интерактивных педагогических технологиях обучения детей дошкольного возраста («В аквариуме», «В парах», «По цепочке). Она является средством всестороннего воспитания ребенка, так как направлена не столько на освоение знаний, сколько на формирование у воспитанников новых качеств и умений самостоятельно осваивать информацию и применять полученные знания в реальной жизни. Она развивает умственные, сенсорные и речевые способности, аналитические умения, формирует навыки социально- коммуникативного взаимодействия в общении в системах «ребенок-ребенок», «ребенок-взрослый», обеспечивается взаимосвязь с жизнью и игрой ребенка.
В описании игры мною отмечены: участники игры, материал, предварительная работа с детьми, продолжительность дидактических игр и занятий.
Данная игра может быть рекомендована для использования как для работы в ДОУ, так и в начальной школе, а также в домашних условиях по теме «Изучаем Родной край». Игру можно использовать как во время ОД, подгруппового занятия, так и во время индивидуальной работы, а также в свободной деятельности. Проводить игру можно с одним ребенком, с двумя или несколькими детьми.
Цель: способствовать формированию толерантного отношения к представителям других национальностей, воспитывать нравственно-патриотические чувства у старших дошкольников через углубленное изучение жизни и быта народов Поволжья закрепить представления о народах Поволжья.
Задачи:
Образовательные: формировать знания детей о жизни и быте народов Поволжья; формировать умение классифицировать предметы по функциональному назначению (сувениры, посуда, орнамент, государственная символика, национальные костюмы, музыкальные инструменты).
Развивающие: формировать у воспитанников новые качества и умения самостоятельно осваивать информацию и применять полученные знания в реальной жизни (в самостоятельной деятельности, продуктивной, игровой); обогащать и пополнять словарный запас детей по теме «Изучаем Родной край»; развивать навыки словообразования и способствовать развитию связной речи детей; стимулировать развитие познавательных, творческих способностей детей, воображение, логическое мышление, память, любознательность, наблюдательность; развивать мелкую моторику и зрительно-моторные координации; развивать аналитические умения (классифицировать, анализировать, представлять свой взгляд на решение проблемы); формировать представление о разделении национальных костюмов на мужские и женские;
Воспитательные: формировать у воспитанников новые качества и умения самостоятельно осваивать информацию и применять полученные знания в реальной жизни (в самостоятельной деятельности, продуктивной, игровой); обогащать и пополнять словарный запас детей существительными, прилагательными, глаголами по теме «Изучаем Родной край»; формировать умение работать в коллективе (умение вести диалог со взрослыми и сверстниками; защищать и отстаивать собственную точку зрения; убеждать; аргументировать ответ; формулировать вопрос; соотносить свои устремления с интересами других; умение выслушать другого и прийти к общему решению); обеспечивается взаимосвязь с жизнью и игрой ребенка; развивать эмоциональную сферу детей и психологический комфорт.
Участники игры: воспитанники детского сада, педагог/родители
Оборудование: 7 карточек с изображением людей в национальных костюмах,14 карточек - государственной символики, 7 карточек -с изображением орнамента, 7 карточек с изображением посуды, 7 карточек с изображением сувениров, 42 карточки для лото, 7 карточек –поле лото
Ход игры:
Игра №1 Д/И- пазлы «Народы Поволжья»
Показать детям карточки с изображением людей разных народов Поволжья (русские, татары, чуваши, мордва, марийцы, башкиры, удмурты). Рассмотреть костюмы, поговорить о традициях и обычаях каждого народа об отдельные элементы национального орнамента, о государственные символики разных народов; о народных музыкальных инструментах и о национальных сувенирах, о национальной посуде народов Поволжья. Рассмотреть карточки и затем предложить собрать пазлы в нужном порядке. Выигрывает тот, кто первым соберет пазлы
Игра №2 Д/И - лото «Народы Поволжья»
Ведущий поднимает наугад карточку, игрок у которого карточка с подходящей профессией называет что изображено на карточке, если отвечает правильно, то забирает карточку и накладывает её на пустой место на поле. Выигрывает тот, кто первым закроет поле
Игра №3 Д/И «Назови национальность»
Вариант 1 Перед игроками раскладываются 3 или несколько карточек, воспитатель просит назвать определенную национальность ( На пример: «Покажи карточку с изображением людей русской национальности»)
Вариант №2 Перед игроками раскладываются 3 или несколько карточек, воспитатель просит назвать предметы, относящихся к данной национальности
Игра №4 Д/И «Какой флаг у этой национальности?»
Перед игроками раскладываются 3 или несколько карточек, воспитатель просит назвать флаг той национальности, которая изображена картинке
Игра №5 Д/И «Какой герб у этой национальности?»
Перед игроками раскладываются 3 или несколько карточек, воспитатель просит назвать герб той национальности, которая изображена картинке
Игра №6 Д/И «Назови народный музыкальный инструмент этой национальности?»
Перед игроками раскладываются 3 или несколько карточек, воспитатель просит назвать народный музыкальный инструмент той национальности, которая изображена картинке.
Игра №7 Д/И «Какой орнамент у этой национальности?»
Перед игроками раскладываются 3 или несколько карточек, воспитатель просит назвать орнамент той национальности, которая изображена картинке
Игра №8 Д/И «Назови народный национальный сувенир»
Перед игроками раскладываются 3 или несколько карточек, воспитатель просит назвать народный национальный сувенир той национальности, которая изображена картинке
Игра №9 Д/И «Назови посуду этой национальности?»
Перед игроками раскладываются 3 или несколько карточек, воспитатель просит назвать посуду той национальности, которая изображена картинке
В конце своей игры педагог проводит рефлексию: Вопросы: Что вам понравилось? Что не понравилось? Что нового вы услышали, увидели, узнали, узнали, чем занимались? Что бы вы еще хотели узнать нового по данной теме?
Таким образом закрепляем цели и задачи дидактические игры.
В заключении игры делаем вывод, к которому детей подводит педагог в ходе всей игры: Главное – любить Свою Родину, свой край (Поволжье, хранить и уважать народные традиции и обычаи!