Юлия Иванова
Дидактическая кукла «Сказочница бабушка Арина»
▼ Скачать + Заказать документы
h4]МБДОУ ЦРР – д/с № 1 «Ручеек»
Воспитатель Люсая Юлия Андреевна
Кукла «Сказочница бабушка Арина».[/h4]
Кукла играет огромную роль в жизни ребенка. Все мы знаем, что игра – это самый важный вид деятельности в воспитании и развитии ребенка. В игре формируется личность ребенка, его морально - волевые качества.
Публикация «Дидактическая кукла „Сказочница бабушка Арина“» размещена в разделах
- Куклы-обереги. Народные тряпичные куклы
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая авторская дидактическая игра» октябрь 2015
Кукла является многофункциональным, мобильным и очень легким в использовании дидактическим пособием. Это пособие предназначено для занятий игр с детьми в возрасте от 4 до 7 лет (со средней до подготовительной группы, в различных образовательных областях: познание, речевое развитие, ознакомление с художественной литературой.
Каркас куклы изготовлен из плотной бумаги, конусной формы, который обклеен кусочками разной ткани (сарафан). Голова и руки – тканевые, набитые синтепоном. На сарафане имеются файловые кармашки для мнемотаблиц. В руке у Сказочницы сумочка, где находится материал для дидактической игры «Собери и расскажи сказку по картинкам», также в неё можно положить карточки с ответами от загадок. На кукле «Сказочнице» одет фартучек, с карманчиком, где лежит игра-пазлы «Собери иллюстрацию к сказке».
Так как кукла – сказочница, все игры направленные на развития:
речи;
зрительной и слуховой памяти;
внимания;
воображения;
ассоциативного мышления.
Дети не любят учить стихи, пересказывать тексты, не владеют приёмами и методами запоминания. Заучивание стихотворений вызывает у них большие трудности, быстрое утомление и отрицательные эмоции. Очень важно пробудить интерес, увлечь их, раскрепостить и превратить непосильный труд в любимый и самый доступный вид деятельности – игру. Для этого нам в помощь приходят мнемотаблицы.
Мнемотаблицы-схемы служат дидактическим материалом по развитию связной речи детей. Я их использую для:
• обогащения словарного запаса,
• развитие связной речи у детей
• при обучении составлению рассказов,
• при пересказах художественной литературы,
• при отгадывании и загадывании загадок,
• при заучивании стихов.
• помогают в развитие основных психических процессов – памяти, внимания, образного и ассоциативного мышления
• увеличение объема памяти путём образования дополнительных ассоциаций
Цели:
- Закрепление различных методов запоминания;
- развитие фотографической памяти ребёнка;
- расширение словарного запаса, образного восприятия;
- развитие устной речи, умения связно говорить, рассказывать.
Дидактические игры с использованием многофункционального дидактического пособия кукла «Сказочница»:
1. Пазлы «собери иллюстрацию к сказке»
Цель: развивать восприятия целого, воображение, внимание, мелкую моторику рук, координацию движений, наглядно-образное мышление, умение определять названия сказки по иллюстрации.
Задача: собрать из множества элементов единую картинку.
2. Собери и расскажи сказку по картинкам
Цель: Закрепления знания сказок, расширение словарного запаса, развитие связной речи, внимания, памяти.
Ход игры: ребёнок должен сложить последовательно сюжетные картинки от начала до конца сказки, затем рассказать сказку с опорой на сюжетные картинки.
3. «Сказочная путаница»
Цели: Закрепления знания сказок, развитие речи, мышления, памяти.
Ход игры: взрослый раскладывает картинки из сказки и добавляет одну или несколько картинок из других сказок. Дети должны назвать какие сказки перепутались.
4. «Кто за кем?»
Цель игры: Закрепление знания сказок. Развитие грамматического строя речи, знакомить детей с предлогами: за, перед, до, после, между; учить ориентироваться в пространстве, развивать наглядное мышление. Развивать элементарные математические представления: сначала, потом, первый, второй, последний.
Материал: используются фигурки героев одной сказки
Ход игры:
Ведущий просит разместить героев знакомой сказки в определённой последовательности. После этого просит ребёнка объяснить: кто за кем пришёл, встретил; кто как стоит, используя различные предлоги. Ведущий задаёт наводящие вопросы.
Если ребёнок успешно овладел всеми понятиями, можно игру усложнить, добавив понятия право, лево.
5. «Что изменилось».
Цель игры: Развитие связной речи, внимания, наглядного мышления.
Материал: используются фигурки героев одной сказки
Ход игры:
Ведущий с помощью фигурок воспроизводит сюжет какой – либо сказки и просит одного из детей описать, что изображено. Затем ребёнок отворачивается и ведущий вместе с другими детьми меняет две – три фигурки местами (если дети старше шести лет, количество изменений можно увеличить до пяти). Ребёнок должен сказать, что изменилось.
Если дети успешно освоили эту игру, попросите их самих выложить сюжет какой-нибудь сказки и самим без ведущего продолжить игру, назначив ведущим одного из детей.
6. «Расскажи о картинке».
Цель игры: Расширение словарного запаса, развитие связной речи, творческого мышления, наблюдательности.
Материал: используются фигурки героев одной сказки.
Ход игры:
Выбирается сказка взрослым (это может быть сказка, которая изучается в данный момент). Ведущий берёт одного из героев сказки и описывает его: рассказывает как он выглядит, добрый или злой, большой или маленький, что он делает по ходу сказки и т. д. После этого он просит детей повторить, что он рассказал.
Затем ведущий берёт другую фигурку и просит детей по очереди описывать героя и следить, чтобы описания не повторялись.
Если это не получается, ведущий задаёт наводящие вопросы: например, во что одет дед; старый он или молодой; что делает и т. д. За правильные ответы ребёнок получает жетон. Побеждает тот, кто даст ответов больше всех.
7. Мнемотаблицы стихотворения
Цели: развивать речеслуховую и зрительную память; расширять и актуализировать словарь.
8. Мнемотаблицы загадки.
Цели: развивать речеслуховую и зрительную память; расширять и актуализировать словарь.
Использование пособия в работе с детьми:
Это пособие прекрасно подходит для индивидуальной работы с детьми по развитию речи, обыгрывания сюжетов, создания сюрпризных моментов на занятиях. Его можно задействовать как на индивидуальных и групповых занятиях по развитию речи и художественной литературе, так и в свободной самостоятельной деятельности. Использование «Сказочницы» позволяет расширить речевую среду в группе, создать желание развивать речевую активность при общении со взрослыми и сверстниками легко, в процессе игры, а также совершенствовать свои речевые навыки и эмоциональную отзывчивость.