Екатерина Рудыхина
Дидактическая игра «Волшебные узоры»
▼ Скачать + Заказать документы
Аннотация
1. Предназначение данной дидактической игры.
Дидактическая игра «Волшебные узоры» знакомит детей 5-7 лет с разными видами народного декоративно-прикладного искусства: филимоновская и дымковская игрушки, хохломская, гжельская и городецкая росписи. Способствует эмоциональному и творческому развитию; приобщению детей к русской народной культуре.
2. Источники практического опыта, положенные в основу разработки данной дидактической игры.
Публикация «Дидактическая игра „Волшебные узоры“» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Орнамент и узоры
- Узоры, орнаменты. Игры, дидактические пособия
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая авторская дидактическая игра» апрель 2020
-Методическое пособие Леоновой Н. Н. «Художественно-эстетическое развитие детей в старшей группе ДОУ. Перспективное планирование, конспекты. (Из опыта работы по программе «Детств»)»
-Учебно-методическое пособие Князевой О. И., Маханевой М. Д. «Приобщение детей к истокам русской народной культуры: Парциальная программа».
3. Возможные сферы использования дидактической игры.
Данную дидактическую игру «Волшебные узоры» можно использовать в различных видах деятельности: в регламентированной образовательной деятельности, в совместной деятельности воспитателя и воспитанников, в индивидуальной работе с воспитанниками и в самостоятельной деятельности.
Пояснительная записка
1. Обоснование актуальности.
В наше время мало внимания уделяется знакомству детей с народным декоративно-прикладным искусством, с народными традициями. Культурное наследие народа - огромное богатство, которое каждому ребенку нужно научится правильно использовать, так, чтобы сохранить и приумножить. Необходимо посеять и взрастить в детской душе семена любви к родной природе, родному дому и семье, к истории, культуре и традициям.
В нашем детском саду реализуется парциальная программа Князевой О. И., Маханевой М. Д. «Приобщение детей к истокам русской народной культуры: Парциальная программа», которая предполагает ознакомление детей с данными видами народного декоративно прикладного искусства.
2. Значимость предлагаемой работы с точки зрения реализации ФГОС ДО.
Руководствуясь ФГОС ДО данная дидактическая игра учитывает основные принципы дошкольного образования:
-содействие и сотрудничество детей и взрослых;
-поддержка инициативы детей;
-приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства;
-формирование познавательных интересов и познавательных действия ребенка в различных видах деятельности;
-возрастная адекватность.
3. Определение цели дидактической игры в работе с воспитанниками.
Цель: формирование представлений у старших дошкольников о разных видах народного декоративно-прикладного искусства.
Задачи:
-знакомить с разными видами народного декоративно-прикладного искусства;
-способствовать формированию умений замечать художественные элементы, определяющие специфику различных видов народного декоративно-прикладного искусства;
-способствовать развитию умения видеть красоту изделий прикладного творчества, формирование эстетического вкуса.
4. Описание ожидаемого результата от использования дидактической игры в системе дошкольного образования детей.
Дети имеют представление о разных видах народного декоративно-прикладного искусства. Различают основные художественные элементы разных видов народного декоративно-прикладного искусства и используют в изобразительной деятельности.
5. Обоснование особенностей и новизны дидактической игры в сравнении с другими подобными разработками, существующими в данной образовательной области.
Все дидактические игры данного направления, в основном, предполагают составление какого-либо целого предмета с росписью из частей (пазлы, либо предлагают найти соответствие росписи с элементом.
Разработанная мною дидактическая игра дает возможность ребенку самостоятельно подобрать элементы той или иной росписи и расположить их на предмете так, как хочет ребенок, как ему нравится. Это способствует развитию инициативности, самостоятельности и творческих способностей.
Содержание дидактической игры.
Дидактическая игра «Волшебные узоры» имеет несколько вариантов игры.
1 вариант. Игра организуется на магнитной доске или магнитном мольберте. Предметы (тарелочка, ваза и разделочная доска) крепятся к магнитной плоскости при помощи магнитов, и на эти предметы крепятся элементы разных видов росписи (тарелочка-хохломская роспись, разделочная доска-городецкая роспись, ваза-гжель) на магнитах. Дети крепят элементы по желанию. Элементы для каждой росписи находятся в отдельных папках. Данный вариант можно использовать во время организации образовательной деятельности и в самостоятельной деятельности детей.
2 вариант. Организуется как настольно-печатная игра. Предметы для каждого отдельного вида декоративно прикладного искусства располагаются на столе. Дети самостоятельно, либо при помощи взрослого, выбирая подходящие элементы росписи, расписывают предмет. Игра может проводится как с подгруппой детей, так и индивидуально.
3 вариант. Игру можно усложнить. Смешать все элементы роспи
и и ребенок должен выбрать соответствующие элементы, например, хохломской росписи и расписать ими тарелочку, либо выбрать элементы росписи дымковской игрушки и расписать ими барышню.
4 вариант. В перспективе. Усложнить игру, добавив элементы не подходящие ни одному из представленных видов росписи. Дети должны будут их найти и не использовать в росписи предметов.
Так же в дальнейшем я планирую пополнить эту игру другими предметами росписи и увеличить элементы. (Например, для гжельской росписи сделать чайник, чашку и др., для хохломской росписи кувшин, сахарницу и др., для городецкой росписи лошадку, поднос и др.)
Список литературы.
Князева О. И., Маханева М. Д. «Приобщение детей к истокам русской народной культуры. Парциальная программа» 2019г
Леонова Н. Н. «Художественно-эстетическое развитие детей в старшей группе ДОУ. Перспективное планирование, конспекты. (Из опыта работы по программе «Детство»)» 2016г.
https://infourok.ru/pasport-proekta-prikladnogo-iskusstva-2586410.html