светлана макеева
Дидактическая игра-викторина «Мы знаем и любим птиц»
▼ Скачать + Заказать документы
Дидактическая игра –викторина
«Мы знаем и любим птиц»
Программное содержание
Закреплять знания детей о зимующих и перелетных птицах, умение их различать, активизировать словарь по данной теме.
Развивать познавательную активность, творчество, инициативность.
Развивать способность детей сравнивать, обобщать, логически мыслить;
воспитывать бережное отношение к природе и заботу о птицах;
Публикация «Дидактическая игра-викторина „Мы знаем и любим птиц“» размещена в разделах
- В мире животных. Викторины, интеллектуальные игры
- Викторины. Сценарии викторин и интеллектуальных игр
- Дидактические игры
- Птицы, пернатые. Все материалы о птицах
- Птицы. Викторины, интеллектуальные игры
- Птицы. Дидактические игры и пособия
- Экологические викторины. Знатоки природы
- Темочки
Материал: ноутбук, мультимедийное оборудование, конверты с заданиями, дерево, мольберт, коробка с кормом для птиц, медали «юные знатоки».
Предварительная работа:
Наблюдение на прогулках за зимующими птицами, изготовление вместе с родителями кормушек, подкормка птиц.
Чтение художественных произведений; Э. Успенский «Дядя Федор, пес и кот Матроскин»,Д. Мамин- Сибиряк «Серая шейка», Г. Х. Андерсен «Гадкий утёнок», «Дюймовочка» В. Гаршин «Лягушка-путешественница» А. Пушкин «Сказка о царе Салтане», р. н. сказки: «Гуси- лебеди», «Курочка-Ряба», «Лиса и журавль»
Рассматривание птиц на иллюстрациях и сюжетных картинках, отгадывание загадок, беседы по теме. Игры: «Узнай по описанию», «Совушка- сова», «Чей домик».
Ход игры
Воспитатель:
Ребята, к нам в детский сад пришло письмо. Интересно от кого оно? Давайте его прочитаем. (на экране фото орнитолога и письмо) слайд№
(Воспитатель читает письмо) :
«Здравствуйте, дорогие ребята! Пишет вам орнитолог Иван Петрович! Я занимаюсь изучением жизни птиц.
До меня долетела весть о том,что вы очень любите птиц и много о них знаете. Хотелось бы проверить, так ли это на самом деле. Для вас я приготовил пронумерованные конверты с заданиями, которые разместил на дереве. Ребята, а еще есть красный конверт, но его можно открыть только выполнив все задания. Желаю удачи!
Воспитатель:
Ребята!Согласны выполнить все задания орнитолога и показать, что вы являетесь настоящими знатоками птиц? Как Вы думаете, с которого по счету конверта нам нужно начинать выполнять задания? (ответы детей)
1 задание «Вопрос-ответ»
Воспитатель: Скажите, где в природе мы можем встретить птиц?
Д: В лесу, в городе, в деревне, в непроходимых болотах, в безлюдных горах
Воспитатель: Все ли они одинаковы?
Д: Они разные по величине, по окраске, по поведению
Воспитатель: А чем они похожи?
Д: У всех птиц есть клюв, две ноги, два крыла, птенцы вылупляются из яиц.
Воспитатель: А кто скажет, чем отличаются птицы от других животных?
Д: У птиц есть перья, у животных их нет.
Воспитатель: Правильно, только у птиц есть перья.
Воспитатель: Перечислите птиц, которых вы знаете?
Воспитатель:
Ребята, под каким номером будет следующий конверт?
(дети называют номер)
2 задание «Разместите птиц по местам.» слайд №
Воспитатель: Внимание на экран! Ветер случайно перепутал картинки всех птиц. Их надо распределить на зимующих и перелетных. Каких птиц называют перелетными? А каких зимующими?
Посмотрите как вы думаете, что означают условные обозначения?
Перед тем как перенести картинку, надо назвать птицу и сказать к какой категории она относиться.
Дети: работа на интерактивной доске.
Воспитатель:
Открываем следующий конверт, под каким он номером?
3 задание «Кто как летает? слайд№
Воспитатель: Внимание на экран!
По картинке определите название птиц в полете
Ребята, скажите как называется этот способ перелета птиц? Какие птицы летят клином?___косяком?___стайкой?
Воспитатель Конверт с каким номером мы с вами откроем сейчас?
4 задание «Какая птица» слайд №
Воспитатель: Отгадайте загадки:
1. Всех перелетных птиц черней, чистит пашню от червей,
Взад-вперед по пашне вскачь, а зовется птица…. (Грач)
2 И в лесу, заметьте дети
Есть ночные сторожа.
Сторожей бояться этих,
Мыши прячутся дрожа!
Очень уж суровы филины и (совы)
3 Чернокрылый, красногрудый
И зимой найдет приют
Не боится он простуды,
С первым снегом тут как тут. (снегирь)
4 В синем небе голосок
Будто крошечный звонок….(Жаворонок)
5Угадай какая птица-
Бойкая задорная
Ловкая проворная
Звонко тенькает «Тень-тень»
Как хорош весенний день (Синица)
6 Кто в лесу деревья лечит?
Не жалея головы
Тяжела его работа
Целый день долбить стволы (дятел)
7Угадайте что за птица
Скачет по дорожке?
Словно кошки не боится
Собирает крошки
А потом на ветку прыг
И чирикнет «Чик-чирик» (воробей)
8 Кто летает, кто стрекочет?
Рассказать нам новость хочет (Сорока)
Воспитатель : Настало время отдохнуть
игра «Птицы»
Птицы высоко летали (дети бегают)
Птицы крыльями махали (дети машут руками)
А теперь они спустились (приседают)
У них крылышки сложились (прячут руки за спину)
Воспитатель:
Ребята, под каким номером откроем конверт?
5 задание «Угадай чей клюв»
Воспитатель: Определите по рисункам, каким птицам принадлежат клювы.
Ребята как вы думаете для чего птицам нужен клюв (чтобы питаться)
(Дети работают с мольбертом подходят по одному (картинки перевернуты)
Воспитатель: продолжаем выполнять задания, конверт под каким номером откроем сейчас?
6 задание «Угадайте, для каких птиц эти мешочки».
Воспитатель: Ребята, для выполнения этого задания мы должны подойти к столу. Давайте посмотрим, что там? Здесь мешочки с кормом для птиц. Вам надо взять корм и положить около птицы, которая его любит.
Какую птицу вы угостили, чем и почему?
(Дети рассматривают их, совещаются и рассказывают какой корм для какой птицы.)
Воспитатель: Молодцы ребята! Угощением птицы довольны.
Какой по счету следующий конверт? (ответы детей) Что же нам еще предлагает Иван Петрович?
7 задание «Из какой мы сказки» слайд№
Воспитатель:(читает задание)
Птица-источник вдохновения для писателей, поэтов, музыкантов. У многих писателей и поэтов есть произведения, посвященные нашим пернатым друзьям. Ребята вам нужно вспомнить сказку и назвать птицу о которой в ней говорится.
1 У Аленушки-сестрицы унесли братишку птицы. Назовите их (Гуси-лебеди)
2 Волшебная птица с золотым оперением? (Жар-птица)
3 Кем была жена князя Гвидона в сказке о царе Салтане (Царевна-лебедь)
4 Птица, которая заставила плакать деда и бабу из-за яйца (Курочка-ряба)
5 Какие птицы жили у бабуси? (Гуси)
6 Какую птицу спасла Дюймовочка (ласточку Г. Х. Андерсен «Дюймовочка»)
7 Какой птицей стал гадкий утенок, когда вырос (лебедем Гадкий утенок)
8 Какая птица положила угощение для лисы в кувшин с узким горлом (Лиса и журавль)
9 С какими птицами летала лягушка-путешественница (с дикими утками В. Гаршин Лягушка-путешественница)
10 Как звали птицу, которая не могла улететь в теплые края, потому что лиса повредила ей в детстве крыло (утка) (Серая шейка)
Воспитатель: Открываем следующий конверт с заданием
Задание 8 «Собери птицу»
Воспитатель: В конверте разрезные картинки. Нужно собрать изображение птицы, назвать ее и сказать к каким птицам она относится,к зимующим или перелетным.
(дети выполняют задание на мольбертах, 2 человека)
Воспитатель: Пока ребята выполняют задание мы с вами поиграем в игру, я задаю вопросы,а вы отвечаете бывает или не бывает.
Игра на внимание : «Бывает – не бывает»
Вопросы:
- Может ли жить клест в березовой роще?
- Может ли дятел жить на лугу?
- Бывает так, что зимой в гнезде птенцы?
-Бывает так, что в январе воробей кормит птенцов?
- Бывает так, что мороз, снегу много, а скворцы плоды рябины кушают?
- Ласточки зимой летают низко над землей, к чему это?
Задание 9
Воспитатель: А вот и последний конверт, под номером (9,
Ребята в последнем задании орнитолог просит вас рассказать стихотворение или описание птицы.
Грач- большая черная птица, похожая на ворону. У него блестящее черное оперение, большой клюв,маленькие черные глазки.
Туловище покрыто перьями. Грачи кричат кра-кра. Кормятся грачи разнообразной пищей: едят дождевых червей и различных насекомых и их личинок. Грачи вьют гнезда на высоких деревьях из разных прутиков и веток. Там они откладывают яйца и выводят птенцов весной. Грач –перелетная птица.
Ласточка-очень красивая птичка с черными острыми крыльями, белой грудкой и хвостиком вилочкой. Лапки у ласточек слабые, поэтому они никогда не ходят по земле. почти всю жизнь они проводят в воздухе-в полете. Ласточки питаются насекомыми. Птенцы появляются весной. Ласточка-перелетная птица.
Доктор Дятел
Доктор Дятел сел на сук,
По коре стучит: тук-тук.
— Вот что, дерево-рябина, —
Доктор Дятел говорит, —
Вы больны, у вас ангина,
Потому — и хмурый вид.
Вот вам сладкая микстура,
Чтоб прошла температура.
А для каждой вашей ветки
Пропишу сейчас таблетки!
Автор: Михаил Пляцковский
Синица
Скачет шустрая синица,
Ей на месте не сидится.
Прыг-скок, прыг-скок,
Завертелась как волчок.
Вот присела на минутку,
Почесала клювом грудку.
И с дорожки- на плетень.
Тири-тири, тень-тень-тень.
Автор Агния Барто
Итог игры:
Воспитатель: Ребята, вот мы и выполнили все задания орнитолога. Я уверена, что все вы заслужили право заглянуть в тот таинственный конверт. Сегодня вы показали, что вы настоящие знатоки птиц.
Я от имени орнитолога вручаю вам медали «Знатоки птиц»
Пожелаю вам не только знать птиц, но и заботиться о них и беречь природу, потому что природа-это дом для птиц.