Ирина Семьина
Дидактическая игра по развитию речи «Вагончики и пассажиры»
▼ Скачать + Заказать документы
Пояснительная записка
Накопление словарного запаса, овладение грамматическим оформлением речи во многом определяется развивающимся у ребёнка предметным восприятием. При этом он не только видит предметы, действия, признаки, но и воспринимает их разнообразные словесные обозначения. Одной из составляющих образной, художественной, выразительной речи является многозначность слов. Многие слова русского языка имеют не одно, а два-три, некоторые – по десятку и более значений. Многозначные слова образуют смысловое единство. Слово в изолированном виде всегда воспринимается в своем значении, т. е. в том, в котором чаще всего и употребляется в речи. Различить значения многозначного слова можно только в соответствии с другими словами.
Публикация «Дидактическая игра по развитию речи „Вагончики и пассажиры“» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Железная дорога, поезд
- Поезд, паровоз. Дидактические игры, пособия
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевые игры, дидактические пособия
- Темочки
Например: Мы забыли закрыть кран. Папа завернул кран, чтобы в комнате стало прохладней. На стройке появился новый подъемный кран.
В первом предложении слово «кран» имеет значение «водопроводный», во втором – «кран на батарее», а в третьем – «строительная техника».
Многозначными могут быть слова всех самостоятельных частей речи, кроме числительных. Проблема употребления детьми образных и многозначных слов очень актуальна, однако этой теме, как на занятиях, так и дома уделяется мало внимания. Особенно это относится к дошкольникам, имеющим речевое недоразвитие. И, как правило, при поступлении в школу у таких детей сохраняются проблемы понимания и употребления в речи многозначных слов.
Эта проблема должна решается в старшем дошкольном возрасте. Мы знаем, что у детей преобладает наглядно-образное мышление, а словесно-логическое недостаточно сформировано. Поэтому процесс овладения лексической многозначностью слова осуществляется достаточно сложно и длительно.
Работа над многозначностью слов обеспечивает речевое развитие ребенка и способствует формированию качественной стороны детской лексики, развития произвольности речи, умению сознательно выбирать наиболее уместные для данного высказывания языковые средства. В конечном итоге данная работа служит развития уровня общей речевой культуры.
Цель: развитие умения выделять в группе слов многозначные существительные.
Задачи:
*Познакомить с понятием «многозначные слова», показать различие между многозначными и однозначными словами.
*Обогащать словарный запас детей, формировать выразительность речи.
*Развивать образное мышление, языковую культуру, умение сравнивать и анализировать.
*Воспитывать интерес и любовь к родному языку.
Изобрести новое нельзя, важно из множества источников выбрать один, обыграть и наполнить интересом и занимательностью.
Аннотация к игре «Вагончики и пассажиры»
Цель игры: развитие умения выделять в группе слов многозначные существительные; развитие логического и ассоциативного мышления детей, расширение словарного запаса.
Материал: предметные картинки, паровоз с вагончиками, карточки со словами-загадками, сводная таблица, фищки.
Возраст: 5-7 лет
Воспитатель показывает паровозик и объясняет, что он может отправиться в путь только тогда, когда все пассажиры будут в вагончиках. Пассажиры- это различные предметы, объединенные одним названием.
Ход игры: в игре могут участвовать 2-4 человека.
1 вариант. Дети получают несколько предметных картинок, внимательно рассматривают их. Затем воспитатель выбирает одну карточку со словами-загадками, читает загадку. Например,
Кто с него снимает кожу,
Будет в три ручья реветь,
Без него стрела не сможет
До мишени долететь (лук)
Отгаданное слово «едет» на паровозике, а в вагончики размещаются все картинки, которые называются данным словом.
После того, как все картинки размещены в вагончиках, еще раз уточняется, какое слово едет на паровозике, какие разные предметы обозначает это слово, для чего они служат. За правильно выполненные действия ребенок получает фишку.
На сводной таблице выкладывает слово и количество разных его значений (чтобы дети могли увидеть, насколько разнообразными могут быть значения слов, похожих по произношению).
Игра заканчивается, когда все картинки нашли свои вагончики. Подсчитываются фишки.
2 вариант. Воспитатель размещает в окошках вагончиков предметные картинки, которые называются одинаково, в одном вагончике отличную картинку. Ребенок должен найти лишнюю картинку и объяснить свое решение: «Все картинки называются словом «ключ», а эта – раковина, она лишняя».
Примечание: игру ведет воспитатель, т. к. дети старшей группы читать еще не умеют.
В подготовительной группе возможно ведение игры ребенком, умеющим читать.
Слово Количество разных значений слов.
Гребень
Подбор слов:
Гребень- петуха, волны, горы, для прически.
Ключ – гаечный, дверной, музыкальный (скрипичный).
Раковина – фаянсовая, улитки.
Кран – подъемный, водопроводный
Кисть – рябины, руки, для рисования
Лапка – птичья, сапожная, швейная, кошачья
Конек – для фигурного катания, на крыше, конек-горбунок, морской конек
Ручка – дверная, чашки, для письма, ручка ребенка и т. д.