Любимова Людмила Николаевна
Дидактическая игра по лексико-грамматическому строю речи «Волшебный стол»
▼ Скачать + Заказать документы
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
ГОРОДСКОЙ ОКРУГ ИСТРА МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«Средняя общеобразовательная школа № 4
имени Героя Советского Союза Л. М. Доватора»
(МОУ "СОШ имени Л. М. Доватора")
по лексико- грамматическому строю речи :
«Волшебный стол»
Подготовила: Учитель-логопед
Любимова Л. Н.
г. Дедовск
Публикация «Дидактическая игра по лексико-грамматическому строю речи „Волшебный стол“» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Развитие речи. Речевые игры, дидактические пособия
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая авторская дидактическая игра» август 2022
Дидактическая игра по лексико- грамматическому строю речи : «Волшебный стол»
Цель:
Совершенствовать грамматический строй речи у детей дошкольного возраста с ОНР.
Задачи:
Повторить умения подбирать синонимы и антонимы к слова.
Понимать и правильно использовать в речи предлоги с пространственным значением.
Образовывать слова при помощи уменьшительно–ласкательных суффиксов.
Упражнять согласовании существительных с числительными.
Образовывать существительные во множественное число.
«Волшебный стол»
При создании этого пособия я использовала модели, предлагаемые Т. А. Ткаченко, И. В. Скворцовой, а также общепринятые обозначения и схемы (например, обозначение красным цветом гласного звука, синим – твердого согласного, зеленым – мягкого согласного и др.). Остальные модели придумала сама.
Для создания был взят круглый детский стол. Столешница с помощью самоклеящейся пленки была разделена на сектора, в каждый из которых была помещена модель того или иного задания, используемого на моих занятиях. В центре стола – легко вращающаяся стрелка.
Ребенок крутит стрелку ему выпадает сектор. Согласно этому сектору ребенок берет дидактическую игру.
Секторы «Волшебного стола» :
1 блок – формирование лексико-грамматических представлений.
«Скажи чей?» (образование притяжательных прилагательных)
Рис. 1
«Скажи ласково» (образование слов с уменьшительно-ласкательным значением)
Рис. 2
«Один-много» (образование множественного числа)
[
Рис. 3
«Мой или моя?» (определение рода существительных)
Рис. 4
«Скажи наоборот» (подбор антонимов)
Рис. 5
«Скажи так же» (подбор синонимов)
Рис. 6
«Маленькое слово» (использование предлогов) – один предлог на столе, остальные на карточках.
Рис. 7
2 блок – работа со звуками.
• «Расскажи про звук» ( анализ звука: гласный-согласный; твердый-мягкий; звонкий- глухой)
Рис. 8
«Где звук?» (определение места звука в слове)
Рис. 9
«Раздели слово на части» (деление слова на слоги)
Рис. 10
3 блок – развитие словаря и связной речи.
«Назови детенышей животных»
Рис. 11
«Скажи, живое или неживое»
Рис. 12
«Обобщение»
Рис. 13
«Четвертый лишний»
Рис. 14
«Мнемотаблицы»
И последний сектор «Вопрос» - сектор сюрпризов для ребят и возможность для логопеда включить в занятие любое другое задание, которого нет на столе.
Рис. 16
Список литературы:
1. Логопедия / Под ред. Л. С. Волковой, С. Н. Шаховской. – М. : ВЛАДОС, 1998.
2. В первый класс - без дефектов речи : Методическое пособие / Ткаченко Т. А. - СПб. : ДЕТСТВО-ПРЕСС, 1999.
3. Программа развития и обучения дошкольника. 100 логопедических игр. Для детей 4-6 лет / Скворцова И. В. – 1987