Валерия Араева
Дидактическая игра «Мой день» для детей старшего дошкольного возраста 6–7 лет
▼ Скачать + Заказать документы
Дидактическая игра «Мой день».
(Для детей старшего дошкольного возраста, 6-7 лет).
В Федеральном государственном образовательном стандарте выделены такие линии личностного развития ребёнка дошкольного возраста как самостоятельность, инициативность. Основным принципом дошкольного образования согласно ФГОС является построение образовательной деятельности, когда сам ребёнок становится полноценным участником (субъектом) образовательных отношений.
Публикация «Дидактическая игра „Мой день“ для детей старшего дошкольного возраста 6–7 лет» размещена в разделах
Развитие самостоятельности и активности - важная задача воспитания детей старшего дошкольного возраста. Именно в этот период ребёнок в своих действиях и поступках проявляет стремление к самостоятельности.
Очень хорошо, если ребёнок знает свои обязанности дома, в д/с, выполняет домашние поручения, доступные возрасту и без помощи взрослых умеет планировать свой день или деятельность.
Исследования, проведенные в последнее время, свидетельствуют о том, что детям стал свойственен инфантилизм и синдром беспомощности, так как взрослые не всегда предоставляют детям свободу выбора и не создают условия для развития самостоятельности и не учитывают тот факт, что им очень интересно планировать собственную деятельность самостоятельно.
Есть много педагогических приёмов для решения этой задачи. Один из них – игра. Мы предлагаем использовать дидактическую игру «Мой день», она направленна на развитие у детей подготовительной группы умения планировать собственную деятельность, т. е. намечать шаги для получения результата и разрабатывать последовательность своих действий для достижения поставленной цели.
Цель игры: формирование представлений у детей подготовительной группы о планировании собственной деятельности.
Задачи игры:
- учить детей подготовительной группы планировать собственный день самостоятельно;
-приучать детей выполнять запланированные мероприятия (на примере выполнения режима дня);
-развивать зрительное восприятие, внимание, логику, воображение;
-воспитывать первичные волевые черты характера (умение не отвлекаться от поставленной задачи, доводить ее до завершения).
Комплектация игры:
- Наборное полотно, собранное в раскладушку, отдельные планшеты (для индивидуальной игры, разделенные по горизонтали на 3 части (утро, день, вечер) с прикреплёнными металлическими шайбами;
- Папка – раскладушка, имеющая 4 стороны, на каждой из которой размещено наборное полотно (для групповой, подгрупповой игры);
- Набор карточек на магнитах в виде сюжетных картинок с изображением различных видов детской деятельности.
Правила игры:
1. Игра предназначена для детей 6-7 лет.
2. В игру можно играть индивидуально или небольшими подгруппами детей
(до четырех человек).
3. Если в игру играет 1 ребёнок, то ему понадобится планшет и комплект карточек, а если группа детей, то понадобится папка – раскладушка и комплект карточек.
4. Воспитатель предлагает детям (ребёнку) обсудить последовательность дел в течении дня и обозначить их с помощью карточек.
5. Воспитатель может предложить запланировать последовательность дел на предстоящие выходные, празднование Дня рождения, день посещения подготовительной школы, кружка, поездки в парк детских развлечений и т. д.
6. В конце дня (после выходного дня) воспитатель предлагает обсудить, какие дела были выполнены, какие пришлось отложить или перенести на другое время.
Ход игры:
1 вариант:
Воспитатель зачитывает стихотворение:
Рано утром не зевай,
Вместе с солнышком вставай.
Чтобы было все в порядке,
Начинаем день с зарядки.
После быстренько умылись,
Съели завтрак, подкрепились.
А потом, что хочешь, делай:
Много дел для рук умелых:
На пляж нас солнце позовет,
Дорога в лес нас уведет.
Скучать нам не придется, нет!
Не опоздать бы на обед.
После вкусного обеда
По закону Архимеда
Дружно ляжем все в кровать,
Встанем – можно доиграть.
Полдник быстро проглотить,
Снова бегать и шалить.
Заглянуть на спортплощадку,
Или в книжку для порядка.
Ужин. Вечер наступает.
Дня нам явно не хватает.
В 9 вечера отбой.
Попрощаемся с тобой.
Но сначала всем помыться,
Зубы чистить и ложиться
На бочок, и спать давай…
Рано утром не зевай!
Дети при помощи карточек составляют последовательность своих дел в соответствии с режимом дня, комментируя по ходу свои действия, либо после того, как разложат карточки.
2 вариант:
На столе разложены картинки с изображением действий детей в разное время суток. Воспитатель предлагает детям отгадать загадки.
1. Вот проснулось в небе солнце,
Заглянуло к нам в оконце.
Петушок горланит мудро,
Возвещает: «Это…». (Утро).
Дети отгадывают, подбирают картинки и выкладывают их на наборное полотно «Утро», объясняя последовательность вида деятельности, который соответствует времени суток.
2. Солнце в небе высоко,
И до ночи далеко,
Коротка деревьев тень.
Что за время суток. (День).
Дети отгадывают, подбирают картинки и выкладывают их на наборное полотно «День», объясняя последовательность вида деятельности, который соответствует времени суток.
3. День прошёл, садится солнце.
Сумрак медленно крадётся.
Зажигайте лампы, свечи –
Наступает тёмный… (Вечер).
Дети отгадывают, подбирают картинки и выкладывают их на наборное полотно «Вечер», объясняя последовательность вида деятельности, который соответствует времени суток.
3 вариант:
Воспитатель предлагает детям (ребёнку) запланировать свои дела на предстоящие выходные дни, возможно это будет день его рождения или поход в развлекательный центр, или посещение родственников и т. д. Затем предлагает обсудить составленный план.
4 вариант:
После выходного дня воспитатель предлагает детям (ребёнку) обсудить, получилось ли выполнить все дела, которые были запланированы на кануне выходных. И если что-то не получилось, то почему (неправильно рассчитали своё время, подвели погодные условия или произошли непредвиденные обстоятельства). Далее обсудить, как нужно более точно запланировать свои дела, чтобы получилось все их воплотить в жизнь.
Эту игру мы активно используем в рамках проектной деятельности, где дети могут сами последовательно планировать все этапы своего проекта.