Саблина Татьяна
Дидактическая квест-игра «Праздник лесного урожая»
▼ Скачать + Заказать документы
Дидактическая игра – квест для развития математических способностей детей 4 – 5 лет с использованием электронного интерактивного мультимедийного пособия «Праздник лесного урожая».
(Данная игра также подходит для диагностики детей 5 лет. Сказочный сюжет помогает активизации и закреплению элементарных математических представлений в непринуждённой форме).
Публикация «Дидактическая квест-игра „Праздник лесного урожая“» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Дикие животные. Сценарии развлечений
- Квесты для детей. Сценарии детских квест-игр
- Лес. Прогулки и путешествия по лесу
- Овощи. Все на овощную тему для детей
- Овощи. Игры, дидактические пособия
- Овощи. Сценарии праздников, досугов, развлечений
- Осенины. Праздник урожая
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Урожай
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая авторская дидактическая игра» декабрь 2021
Цели: определение уровня развития математических способностей у детей 5 лет; активизация представлений детей о понятиях: «количества, цифры, счёт в пределах 5», «геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник», «пространственные понятия (слева, справа, на, под)».
Задачи:
- образовательные: активизировать представления детей о понятиях: «количества, цифры, счёт в пределах 5», «геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник», «пространственные понятия (слева, справа, на, под)», определить уровень развития математических способностей детей в соответствие с возрастом;
- воспитательные: воспитывать в детях стремление к проявлению добрых чувств (дружелюбия, отзывчивости, доброты);
- развивающие: развивать зрительное и слуховое внимание, мышление, речь, воображение;
- игровые: выполнить правильно дидактические задания и получить ответ на вопрос «Какой я?» или «Какие мы?».
Оборудование и материалы, необходимые для проведения игры:
ноутбук, проектор и экран (если игра проводится с группой детей) или интерактивная доска.
Особенности игры: данная игра может быть использована как диагностическая при условии участия в ней малых групп детей (2 – 3 человека) и при индивидуальном использовании, как дидактическая – с любым количеством игроков; при участии в игре группы детей учитывается игровой результат всей группы, диагностический – по результатам наблюдения за каждым ребёнком.
Ход игры.
Воспитатель: Сегодня мы познакомимся …
Слайд № 4
Воспитатель: С кем? Кого вы видите на картинке слайда? (Ответы детей) Правильно, это Гномы. Сколько их? (Ответы детей) Какие они? (Ответы детей) Гномы Добрые, умные и весёлые. А вы хотите стать добрыми, умными и весёлыми? (Ответы детей) Для этого вам необходимо кое-что сделать. Что именно, вы узнаете позже, а пока предлагаю узнать кое-что о наших добрых Гномах.
Живут Гномы со своими семьями в одной сказочной стране возле волшебного леса. Зовут их Умник и Весельчак.
Однажды решили они устроить «Праздник лесного урожая» для своих друзей из волшебного леса. Но они никогда раньше не устраивали праздников для друзей и не знают, как это делать. О чём необходимо позаботится в первую очередь, чтобы друзья точно обрадовались празднику? (Версии детей) Что обычно делают заранее, перед праздником (к примеру: перед Днём рождения? (Ответы детей) Правильно, покупают или делают своими руками подарки. Долго думали гномы о том, что подарить своим друзьям и придумали.
Слайд № 5
Воспитатель: Жили гномы в доме с прямоугольными стенами и прямоугольной дверью и висело у них в доме прямоугольное зеркало. Зеркало это было не простое: кто смотрелся в это зеркало, сразу становился добрым, умным и весёлым. Решили гномы подарить такие же зеркала своим друзьям. Зеркала нужно было выбирать так, чтобы они красиво смотрелись в домике у зверушек и их можно было аккуратно, не разбив, внести в домик, а значит они должны были подходить по форме к геометрической форме стен домика и двери. И тут перед Гномами появился новый вопрос: «Кому какое зеркало подарить?» Нужно помочь Гномам узнать ответ на этот вопрос и определиться с выбором зеркал. Согласны? (Ответы детей) Начинаем помогать? (Ответы детей)
Дидактическое задание № 1 - «Чьё зеркало?»
(В процессе обсуждения изображений на картинках воспитатель при необходимости задаёт дополнительные вопросы: какие стены, окна, двери домиков зверей, какое зеркало под номером 1 (2, 3, 4, при ответах круг (квадрат, овал, треугольник) задаётся вопрос: «Что такое круг, квадрат, овал, треугольник?» (геометрические фигуры); проводит диагностику на наличие представлений о геометрических фигурах (круг, квадрат, овал, треугольник, о числительных для обозначения количества и порядковых числительных в пределах 5; проводит диагностику на использование детьми мыслительных операций: анализ, синтез, классификация (наличие способности проводить анализ объектов, выделяя части, соответствующие определенным геометрическим формам, детали, различать и находить в окружающей обстановке и называть геометрические формы (круг, квадрат, прямоугольник, овал, треугольник, на самостоятельность использования мыслительных операций: самостоятельно или с помощью воспитателя).
Слайд № 6
Воспитатель: Какое по счёту зеркало подойдёт в подарок семье белок? (Ответы детей) Почему? (Ответы детей)
Слайд № 7
Воспитатель: Какое по счёту зеркало подойдёт в подарок семье зайцев? (Ответы детей) Почему? (Ответы детей)
Слайд № 8
Воспитатель: Какое по счёту зеркало подойдёт в подарок семье медведей? (Ответы детей) Почему? (Ответы детей)
Слайд № 9
Воспитатель: Какое по счёту зеркало подойдёт в подарок семье ежей? (Ответы детей) Почему? (Ответы детей)
Слайд № 10
Воспитатель: МОЛОДЦЫ! Спасибо вам от гномов.
Подарки выбраны. Замечательно. А что ещё готовят к празднику для гостей? (Ответы детей) Конечно же, угощение.
Пошли Гномы готовить угощение для зверей. И тут перед Гномами появился новый вопрос: «Какого угощения и сколько необходимо выложить на праздничный стол, чтобы не обидеть никого из зверушек?» Поможем гномам узнать ответ на этот вопрос и определиться с выбором угощений? (Ответы детей) У нас для этого есть фотографии звериных семей.
Дидактическое задание № 2 – «Угощение для зверей».
(В процессе обсуждения изображений на картинках воспитатель при необходимости задаёт дополнительные вопросы –подсказки; проводит диагностику на наличие представлений о количестве, цифрах, счёте в пределах 5 и числительных для обозначения количества в пределах 5, на наличие способности проводить мыслительные операции (производить количественный счет в пределах 5, использовать числительные для обозначения количества, соотносить число и количество, определять равенство или неравенство двух множеств на основе счета, на самостоятельность использования мыслительных операций: самостоятельно или с помощью воспитателя).
Слайд № 11
Воспитатель: Сколько всего животных в семье белок? (Ответы детей) Какое угощение подойдёт семье белок? (Ответы детей) Почему? (Ответы детей)
Слайд № 12
Воспитатель: Сколько всего животных в семье ежей? (Ответы детей) Какое угощение подойдёт семье ежей? (Ответы детей) Почему? (Ответы детей)
Слайд № 13
Воспитатель: Сколько всего животных в семье зайцев? (Ответы детей) Какое угощение подойдёт семье зайцев? (Ответы детей) Почему? (Ответы детей)
Слайд № 14
Воспитатель: Сколько всего животных в семье медведей? (Ответы детей) Какое угощение подойдёт семье медведей? (Ответы детей) Почему? (Ответы детей)
Слайд № 15
Воспитатель: МОЛОДЦЫ! Спасибо вам от гномов.
Праздник получился замечательный. Подарки очень понравились зверушкам. Угощения тоже очень понравились друзьям гномов. Они с удовольствием полакомились, а после праздничного обеда часть зверушек ещё весело потанцевали. У гномов осталось чудесное фото с праздничного обеда, а фото с танцев, к сожалению, потерялось. Гном Умник хотел нарисовать по памяти, как они с братом и друзьями – зверушками танцевали, но не мог вспомнить, кто где танцевал. Поможем узнать гному Умнику ответ на этот вопрос и нарисовать картину танцев друзей? (Ответы детей) У нас для этого есть фотография танцев друзей на поляне, где растёт волшебное дерево.
Слайд № 16
Дидактическое задание № 3 - «Веселье на «Празднике лесного урожая» под волшебным деревом»
(В процессе обсуждения изображений на картинках воспитатель проводит диагностику на наличие представлений о пространственных понятиях (слева, справа, на, под)
Воспитатель: Кто из зверей танцевал на волшебном дереве? (Ответы детей). Кто из зверей танцевал под волшебным деревом? (Ответы детей). Кто из зверей танцевал слева от волшебного дерева? (Ответы детей). Кто из зверей танцевал справа от волшебного дерева? (Ответы детей). (При правильном ответе у зверушек на слайде появляется дополнительное угощение).
Слайд № 17
Воспитатель: МОЛОДЦЫ! Спасибо вам от гномов.
Слайд № 18
Итог. Рефлексия.
Воспитатель:
Вопросы:
- Понравилась вам игра? (Ответы детей)
- Что вы делали в игре? (Ответы детей)
- Как именно вы помогали устроить праздник гномам? Что для этого делали? (Ответы детей)
Вы помогли устроить Гномам замечательный праздник для лесных друзей, значит вы добрые, потому что не отказались помочь, а ещё умные, потому что нашли правильные ответы на все вопросы.
Весёлое у нас получилась игра? (Ответы детей) Раз вы решили, что игра была весёлая, значит вы умеете веселиться, а, значит, вы ещё и весёлые.
Спасибо за внимание!
Алгоритм работы со слайдами:
Слайд № 1 Титульный слайд пособия.
Слайд № 2 Цели пособия. Возраст целевой группы.
Слайд № 3 Слайд-пояснение, как действовать с управляющими кнопками.
Слайд № 4 Текст и вопросы детям по ходу сюжета, ответы детей.
Слайд № 5 Текст и вопросы детям по ходу сюжета, ответы детей.
Слайд № 6
Дидактическое задание № 1 - «Чьё зеркало?»
Воспитатель озвучивает вопрос:
Какое по счёту зеркало подойдёт в подарок семье белок? Почему? (Дети обсуждают изображённое на картинках, выбирают правильный вариант) При выборе варианта «четвёртое» (под номером 4) – круглого зеркала, производится нажатие на картинку «круглое зеркало» -
картинки с цифрой 4 и круглым зеркалом увеличиваются и перемещаются ближе к центру, остальные картинки-зеркала и картинки - цифры – исчезают.
Слайд № 7
Воспитатель озвучивает вопрос:
Какое по счёту зеркало подойдёт в подарок семье зайцев? Почему? (Дети обсуждают изображённое на картинках, выбирают правильный вариант) При выборе варианта «третье» (под номером 3) – квадратного зеркала, производится нажатие на картинку «квадратное зеркало» -
картинки с цифрой 3 и квадратным зеркалом увеличиваются и перемещаются ближе к центру, остальные картинки-зеркала и картинки - цифры – исчезают.
Слайд № 8
Воспитатель озвучивает вопрос:
Какое по счёту зеркало подойдёт в подарок семье медведей? Почему? (Дети обсуждают изображённое на картинках, выбирают правильный вариант) При выборе варианта «первое» (под номером 1) – овального зеркала, производится нажатие на картинку «овальное зеркало» - картинки с цифрой 1 и овальным зеркалом увеличиваются и перемещаются ближе к центру, остальные картинки-зеркала и картинки - цифры – исчезают.
Слайд № 9
Воспитатель озвучивает вопрос:
Какое по счёту зеркало подойдёт в подарок семье ежей? Почему? (Дети обсуждают изображённое на картинках, выбирают правильный вариант) При выборе варианта «второе» (под номером 2) – треугольного зеркала, производится нажатие на картинку «треугольное зеркало» - картинки с цифрой 2 и треугольным зеркалом увеличиваются и перемещаются ближе к центру, остальные картинки-зеркала и картинки-цифры – исчезают.
Слайд № 10
Молодцы! Спасибо вам от гномов!
Текст и вопросы детям по ходу сюжета, ответы детей.
Слайд № 11
Дидактическое задание № 2 – «Угощение для зверей».
Воспитатель озвучивает вопрос: Сколько всего животных в семье белок? (Ответы детей) Какое угощение подойдёт семье белок? (Ответы детей) Почему? (Ответы детей)
(Дети обсуждают изображённое на картинках, выбирают правильный вариант) При ответе «4 белки» - производится нажатие на картинку «фото семьи белок» - появляется картинка «цифра 4». При выборе варианта «4 орешка» производится нажатие на картинку «4 орешка» - картинки («цифра 4» и «4 орешка») увеличиваются и перемещаются ближе к центру, остальные картинки-тарелочки с угощениями и картинки с цифрами – исчезают. При нажатии на картинку с цифрой 4 исчезает изображение 4.
Слайд № 12
Воспитатель озвучивает вопрос: Сколько всего животных в семье ежей? (Ответы детей) Какое угощение подойдёт семье ежей? (Ответы детей) Почему? (Ответы детей)
(Дети обсуждают изображённое на картинках, выбирают правильный вариант) При ответе «2 ежа» - производится нажатие на картинку «фото семьи ежей» - появляется картинка «цифра 2». При выборе варианта «2 гриба» производится нажатие на картинку «2 гриба» - картинки («цифра 2» и «2 гриба») увеличиваются и перемещаются ближе к центру, остальные картинки-тарелочки с угощениями и картинки с цифрами – исчезают. При нажатии на картинку с цифрой 2 исчезает изображение 2.
Слайд № 13
Воспитатель озвучивает вопрос: Сколько всего животных в семье зайцев? (Ответы детей) Какое угощение подойдёт семье зайцев? (Ответы детей) Почему? (Ответы детей)
(Дети обсуждают изображённое на картинках, выбирают правильный вариант) При ответе «5 зайцев» - производится нажатие на картинку «фото семьи зайцев» - появляется картинка «цифра 5». При выборе варианта «5 морковок» производится нажатие на картинку «5 морковок» - картинки («цифра 5» и «5 морковок») увеличиваются и перемещаются ближе к центру, остальные картинки-тарелочки с угощениями и картинки с цифрами – исчезают. При нажатии на картинку с цифрой 5 исчезает изображение с цифрой 5.
Слайд № 14
Воспитатель озвучивает вопрос: Сколько всего животных в семье медведей? (Ответы детей) Какое угощение подойдёт семье медведей? (Ответы детей) Почему? (Ответы детей)
(Дети обсуждают изображённое на картинках, выбирают правильный вариант) При ответе «3 медведя» - производится нажатие на картинку «фото семьи медведей» - появляется картинка «цифра 3». При выборе варианта «3 ягоды малины» производится нажатие на картинку «3 ягоды малины» - картинки («цифра 3» и «3 ягоды малины») увеличиваются и перемещаются ближе к центру, остальные картинки-тарелочки с угощениями и картинки с цифрами – исчезают. При нажатии на картинку с цифрой 3 исчезает изображение 3.
Слайд № 15
Молодцы! Спасибо вам от гномов!
Текст и вопросы детям по ходу сюжета, ответы детей.
Слайд № 16
Дидактическое задание № 3 - «Веселье на «Празднике лесного урожая» под волшебным деревом» Воспитатель озвучивает вопрос: Кто из зверей танцевал на волшебном дереве? (Ответы детей).
При выборе варианта «Белочка» производится нажатие на гнома Весельчака и у белочки на слайде появляется дополнительное угощение – картинка «орешек». При неправильном ответе производится нажатие на фон выше колпачка гнома Весельчака – половина слайда с танцующими зверями закрывается синим квадратом.
Воспитатель озвучивает вопрос: Кто из зверей танцевал под волшебным деревом? (Ответы детей). При выборе варианта «Ежи» производится нажатие на гнома Весельчака и у ежей на слайде появляется дополнительное угощение – картинка «гриб». При неправильном ответе производится нажатие на фон выше колпачка гнома Весельчака – половина слайда с танцующими зверями закрывается синим квадратом.
Воспитатель озвучивает вопрос: Кто из зверей танцевал слева от волшебного дерева? (Ответы детей).
При выборе варианта «медвежонок» производится нажатие на гнома Весельчака и у медвежонка на слайде появляется дополнительное угощение – картинка «малина». При неправильном ответе производится нажатие на фон выше колпачка гнома Весельчака – половина слайда с танцующими зверями закрывается синим квадратом.
Воспитатель озвучивает вопрос: Кто из зверей танцевал справа от волшебного дерева? (Ответы детей).
При выборе варианта «зайчонок» производится нажатие на гнома Весельчака и у зайчонка на слайде появляется угощение – картинка «морковка».
При неправильном ответе производится нажатие на фон выше колпачка гнома Весельчака – половина слайда с танцующими зверями закрывается синим квадратом.
Слайд № 17 Молодцы! Спасибо вам от гномов!
Текст и вопросы детям по ходу сюжета, ответы детей.
Слайд № 18 Итог. Рефлексия. Спасибо за внимание!