Кристина Ким
Дидактическая игра «Крышечки»
▼ Скачать + Заказать документы
Дидактическая игра «Крышечки с картинками»
Фонетическая система языка, как и вся система, определяется не только своими физическими свойствами, но прежде всего - отношением между составляющими ее элементами (впервые этот принцип применительно к лингвистическому описанию сформулировал Ф. де Соссюр). Главная задача языка и речи – передача информации.
Публикация «Дидактическая игра „Крышечки“» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Крышки. Игры из пластиковых крышечек
- Одноразовая посуда
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая авторская дидактическая игра» июнь 2018
Минимальные единицы фонетики – это звуки, их функция – создавать речь, формировать слова. Формирование звукопроизношения начинается в детском возрасте, происходит неравномерно и не у всех детей доходит до нормы речевого развития. И тогда, на помощь приходят - учителя-логопеды, которые проводят комплексную работу по формированию речи. Работа над устранением недостатков звукопроизношения – это часть коррекционного направления. Автоматизирование каждого «поставленного» звука проходит несколько этапов. Одним из этапов, является автоматизация звука в стихах, рифмах. С этой целью используют дидактические игры. Очень важно, чтобы дидактические игры были направлены не только на развитие речи, но и на развитие мелкой моторики, так как эти процессы тесно связаны.
Одна из таких игр, которую я использую на своих занятиях, «Крышечки с картинками». Она представляет собой картонную коробку, в ней лежат крышки разного цвета, с разными рисунками, от пластмассовых бутылок, внутри каждой – находится картинка. На боковой и верхней стороне коробки, есть инструкция, которая помогает детям выполнять задания. Эта игра имеет три раздела:
• «Сима на стуле сидела, на (название картинки в крышке) смотрела» - этот раздел подходит для автоматизации группы свистящих звуков, а также для дифференциации свистящих звуков С – З. Глядя на инструкцию, дети должны выбрать крышку бронзового (картинки, в названии которых звук З) или фиолетового (картинки для звука С) цвета. На этапе автоматизации звука С, дети выбирают только крышки фиолетового цвета.
• «Мишка шел, (название картинки, которая находится в крышке) нашел». Можно добавлять слова в рифму, например, «Мишка по лесу шел, … нашел» (на этапе дифференциации шипящих и свистящих звуков). Данному разделу соответствуют крышки желтого цвета: без рисунка (картинки для звука Ш, с белой точкой (картинки для автоматизации звука Ж, с белой чертой (картинки для звука Щ, с белым крестиком (картинки для звука Ч). На этапе автоматизации звука Ш, дети выбирают только картинки желтого цвета без рисунка, на этапе автоматизации звуков Ж, Ч, Щ, инструкция меняется, тогда выполняется и другая задача – дифференциация шипящих звуков.
• Следующий раздел называется - «Что Мила в магазине купила». Дети называют рифму, а затем слово, которое соответствует картинке из выбранной крышки. Для данного раздела подходят синие (с картинками для звука Л) и красные (с картинками для звука Р) крышки. На этапе автоматизации звука Л, задается условие – выбирать только крышки синего цвета, на этапе автоматизации звука Р, инструкция меняется, происходит дифференциация звуков Л – Р в речи.
В конце учебного года, при условии, что дети научились произносить все звуки правильно, можно позволить выбирать крышку любого цвета или вытягивать крышку из коробки с закрытыми глазами.
Игра с крышками – полифункциональна. С ее помощью можно формировать словарь, добавляя новые картинки с крышками, грамматические навыки – к выбранным картинкам применять грамматические упражнения, например, «Жадина», «Один и много», «Большой и маленький» и т. д. Данное пособие можно использовать для развития связной речи – после того, как ребенок выбрал крышку с картинкой, составить предложение, если выбрано уже несколько картинок, составить несколько разных предложений или одно предложение, которое объединит все слова, соответствующие выбранным картинкам; а также для формирования фонематических представлений – игра «покажи крышку нужного цвета», это упражнение можно использовать на разных этапах формирования звука, например, в начале работы над звуком Ш, перед ребенком лежат на столе крышки разных цветов, среди них – желтая без рисунка, логопед называет разные звуки, когда ребенок услышит звук Ш, он поднимает желтую крышку, задание можно усложнить, называя слова с «нужным» звуком. Подобную работу можно проводить и с другими звуками, а также на этапе дифференциации.