Алёна Алексеевна Наниева
Дидактическая игра «Каман цы…» («Кому что…») по тексту одноименного стихотворения Коста Хетагурова.
▼ Скачать + Заказать документы
Дидактическая игра "Каман цы. " ("Кому что. ")по тексту одноименного стихотворения Коста Хетагурова. h3]
[/h3]
Для детей среднего и старшего дошкольного возраста.
Цели:
1. закрепить текст стихотворения «Кмн цы…» («Кому что…») Коста Хетагурова на осетинском и русском языках с помощью смыслового сопоставления картинок из дидактических карточек;
Публикация «Дидактическая игра „Каман цы…“ („Кому что…“) по тексту одноименного стихотворения Коста Хетагурова,» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Стихи для детей. Авторские детские стихотворения
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая авторская дидактическая игра» март 2017
2. активировать словарный запас дошкольников на родном языке: рад - черёд, фос - скот, кф - рыба, барст - прощение, фыййау - пастух, дзидзидай - младенец, магуса - лентяй, хор - пшеница, кад - честь;
3. продолжать прививать интерес к творчеству великого осетинского поэта, художника и общественного деятеля - Коста Хетагурова;
4. развивать память, логическое мышление, посредством определения последовательности дидактических карточек по тексту стихотворения «Кман цы…» Коста Хетагурова.
Ход игры: воспитатель вразброс раскладывает на стол дидактические карточки, соответствующие второй части каждой строчки и предлагает воспроизвести по ним стихотворение «Кому что…» (с детьми, владеющими осетинским языком,- на осетинском языке, с не владеющими – на русском.). Карточки, соответствующие первым половинам строк – у воспитателя. Воспитатель говорит инструкцию: «Ребята, я буду начинать, а вы продолжите». Например, воспитатель показывает карточку, соответствующую словосочетанию «Алы куыстн» и проговаривает его. Дети находят соответствующую ей карточку «рад» и проговаривают.
Проблемная ситуация: так как некоторых карточек, описывающих некоторые строки из стихотворения нет, задача ребенка усложняется. В ходе выяснения, каких именно карточек нет, воспитатель предлагает назвать недостающие строки из стихотворения и сказать, где они могли бы находиться, если бы были изображены на карточках.
Рефлексия:
-Каких карточек не хватает?
-Расскажите по картинкам стихотворение полностью.
- Чему нас учит это стихотворение? (быть благодарными, быть трудолюбивыми, ценить чужой труд, прощать старые обиды и т. д.)
- А кто его написал? (Коста Хетагуров)
Материал: дидактические карточки.
Примечания:
1. Для детей, владеющих осетинским языком, правила игры и вопросы к ней проговариваются и принимаются ответы только на родном языке.
2. Для детей, не владеющих осетинским языком, необходим дословный перевод стихотворения.
3. Предварительно выучить данное стихотворение наизусть с владеющими осетинским языком детьми и, желательно, просмотреть и обсудить Мультипликационный фильм по мотивам одноименного стихотворения классика осетинской литературы Коста Хетагурована осетинском языке с русскими субтитрами (Кинокомпания "АРСЕН СТУДИО", СПб, 2016 при содействии Министерства образования и науки Республики Северная Осетия - Алания).
4. Для дидактических карточек были использованы изображения (скриншоты) из этого же мультфильма (за исключением картинки с изображением будильника и кулака).
Стихотворение «Кмн цы?» на осетинском языке
Алы куыстн – рад.
Дзидзидайн – мад.
Хорз фыййаун – фос;
Бир фосн – хос.
Хоры кндн – зад,
Хоры хрдн – кад.
Сонт рдыдн – барст;
Хорз зрдйн – уарзт.
Рагон мастн – тад;
Загъдкъахгн – над.
Магусайн – цф;
Цырд лппуйн – кф.
Стихотворение «Кому что?» на русском языке
Делу – свой черед.
Детям – мать, уход.
Стадо – пастухам.
Пастбище – стадам.
Ржи – о жницах весть.
Хлебу с солью – честь.
Малый грех – прощай,
Сердцу – ласку дай.
Время – врач тоски.
Буйным – синяки.
Всем лентяям — кнут.
Шустрым – рыба в пуд.