Лилия Храмова
«Конкурсы, фестивали, смотры –кому и зачем?»
▼ Скачать + Заказать документы
Все мы в своей профессиональной музыкально - педагогической деятельности получаем предложения, приглашающие поучаствовать детские коллективы, ансамбли, хоры в различных творческих конкурсах, фестивалях. Однако участие в них является платным. И перед нами, руководителями, встает нелегкая задача: как найти творческий конкурс, не требующий «организационный взнос», но чтобы дети получили яркие впечатления, эмоции от творческого общения, увидели исполнительское мастерство других коллективов и переняли положительный опыт.
Публикация «„Конкурсы, фестивали, смотры –кому и зачем?“» размещена в разделах
Уровень фестиваля, конкурса зависит от цели и задач, которые ставят перед собой организаторы фестиваля, компетентности жюри, продуманности организационных моментов, включающих размещение, питание, сопровождение, очередность выступлений, возрастные особенности участников, призы и награды, которые и создают статус и престижность таких мероприятий.
В сфере ДО много прекрасных педагогов – организаторов, которые выполняют ответственную организационную работу, кто превращает волнующие моменты выступления в яркий праздник для всех, без исключения творческих коллективов детских садов, кто прекрасно понимает и знает специфику дошкольного детства. Если мы обратимся к Федеральному государственному образовательному стандарту, то выступление маленьких артистов предполагает развитие в них художественно-эстетического вкуса, восприятия музыки, литературных произведений, эмоциональной выразительности, воспитание культуры, духовно-нравственных качеств. Однако на деле, уровень конкурсов, фестивалей для дошкольных образовательных учреждений не отвечает требованиям ФГОС ДО.
Существует ряд подобных мероприятий, которые проводятся с целью получить поощрение от руководства, удовлетворения собственных амбиций. А профессионализм и компетентность тех, кто оценивает детское творчество на конкурсе, вызывает сомнения.
Наш вокальный ансамбль не раз участвовал в различного рода фестивалях. Но последний оставил у меня, как руководителя детского коллектива недоумение, разочарование и негодование… Начну с положения фестиваля, я подчеркиваю «фестиваля», которое мы получили по электронной почте. Наше внимание привлекло то, что организаторами являлись весьма уважаемые, занимающиеся духовно-нравственным и патриотическим воспитанием учреждения. Дети могли выступить в различных номинациях – с вокальными, хореографическими или литературными номерами и композициями. Узнав время и место проведения фестиваля мы начали подготовку. И вот, зимним утром я, дети и их родители в назначенное время стояли возле двери с табличкой «Актовый зал». А за ней множество ребятишек и взрослых. Дети готовились к выступлению: кто - то играл, кто -то сидел, переживая за предстоящее выступление, родители суетились, причесывали, переодевали своих маленьких артистов, звучала где-то музыка. Женщина с громким, командным голосом отдавала распоряжения участникам. А некоторые из ребят были уже на сцене. Я подумала: «Идет репетиция!», хотя о ней ничего не говорилось в положении.
Мы заняли стулья и тоже начали готовиться: переоделись, распелись по возможности, учитывая отсутствие этой самой возможности. А еще ждали компетентное жюри, которое будет оценивать наше выступление. Но я очень сильно ошибалась. Жюри не было. А на сцене была не репетиция. Конкурс был в самом разгаре. Танцевальные и вокальные коллективы менялись на сцене перед огромным количеством детей и взрослых, которые как нескончаемый поток приходили и уходили, переодевались, разговаривали, и некому даже дела не было до тех, кто стоял на сцене, и смотрел в зал испуганными, растерянными глазами. А женщина с громким голосом зычно указывала выступающим о том, что надо улыбаться, где стоять, откуда выходить и куда уходить. Наш ансамбль девочек, в красивых костюмах, которые мы сшили в театральном ателье специально для этого конкурса вышли на сцену…
Я не буду говорить о том, как выступили мои воспитанницы, чтобы вы не посчитали мое мнение предвзятым. И не буду говорить о том, как были настроены микрофоны и отрегулирован звук, об атмосфере, которая в то время была в зале и на сцене. А ведь кроме нас, на сцену выходили и дети, читающие очень трогательные стихи о добре, вере, дружбе. О каком воспитании эстетического вкуса, культурном развитии, эмоциональном восприятии, может идти речь, когда перед глазами артистов вместо зрителей в зале царил хаос. Дети показывали номера этой странной женщине и уходили, не понимая, где они были и зачем приходили. Речи уже не шло не о дипломах участника фестиваля, не о жюри, наградах, подарках. Хотя, о каком фестивале я говорю. Это был конкурс, со своими жестокими законами.
Мы намеренно не принимаем участия в конкурсах, чтобы не подвергать сомнениям возникший у детей интерес к творчеству. Но факт остается фактом. Я не была расстроена, понимая, сколько таких псевдо-конкурсов сейчас привлекают руководителей, пользуясь их любовью к детям. Но, как объяснить малышам, что их интерес к музыке, будет обязательно признан благодарным зрителем, которого в этот раз забыли пригласить.
Ведь для маленьких артистов - выступление перед зрителями яркий и запоминающийся праздник, дарящий множество незабываемых эмоций и ощущений, открывающий двери в удивительный мир искусства.