Евгения Пантюхина
Дидактическая игра как эффективное средство социально-коммуникативного развития детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Детство - это чудесный и таинственный остров в мире взрослых. Cегодня мы живём в очень не простом мире. Современная социальная среда, как общества, так и семейного окружения, сложна и нестабильна. Проблема социальной адаптации дошкольника на сегодняшний день очень актуальна, ведь процесс социализации личности начинается в детстве и продолжается всю жизнь.
Публикация «Дидактическая игра как эффективное средство социально-коммуникативного развития детей дошкольного возраста» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Темочки
В играх отражается отношение дошкольников к жизненным явлениям. Мы знаем, что любые знания ребенка с легкостью усваиваются в игре. Дидактическая игра формирует знания детей о явлениях общественной жизни, помогает, активно познавать окружающий мир и становиться его частью. Решая задачи, поставленные в игре, ребенок учится рассуждать, делать выводы, обобщения, при этом тренируется его внимание, память, развивается познавательный интерес.
Основной целью социально-коммуникативного развития детей дошкольного возраста является позитивная социализация, приобщение их к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства.
Дидактическая игра неслучайно заняла прочное место среди методов обучения и воспитания детей, развития их самостоятельной игровой деятельности. Через содержание дидактических игр у детей формируются правильные представления о социальной деятельности: отношение к явлениям общественной жизни, природе, к предметам окружающего мира; систематизируются, углубляются знания о Родине, о людях разных профессий, о труде людей, о людях разных национальностей.
Задачи социально-коммуникативного развития дошкольников:
• усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности;
• развитие общения и взаимодействия ребёнка со взрослыми и сверстниками;
• становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий;
• развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых;
• формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества;
• формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе.
Реализация задач социально-коммуникативного развития дошкольников направлена на приобретение опыта в различных видах детской деятельности, в том числе в игровой деятельности.
Требования к проведению дидактических игр
• Игра должна соответствовать возрасту детей и программным требованиям.
• Участие в игре должно быть добровольным.
• Необходимо обязательное руководство игрой взрослого (воспитателя). Взрослый показывает, как играть, последовательность действий.
• Игра строится с непременной опорой на личный опыт детей.
• Игры проводятся с постепенным усложнением.
• Очень важен приподнятый настрой, положительный эмоциональный фон игры.
Виды дидактических игр
• Игры с предметами (игрушками, муляжами, природным материалом)
• Настольно – печатные игры
• Словесные игры
Организация и структура дидактической игры
• подготовку к проведению;
• непосредственно игровую деятельность;
• анализ.
При подготовке игры воспитателю необходимо:
- выбрать игру, руководствуясь поставленными целями и задачами;
- выбрать удобное место и время для игры (во время организованной образовательной деятельности, прогулки, утреннего приёма);
- определить количество участников;
- подготовить материал, оборудование;
- обдумать ход игры, методы руководства игрой;
- провести предварительную работу с детьми.
Примерный временной план игры
Вступительная часть (1–2 мин)
Детям сообщают кратко содержание игры и показывают дидактический материал, который будет в ней использован.
Основная часть (6–10 мин)
- Сообщение игровой задачи и правил игры. Для самых маленьких правила предельно просты, и их объяснение не занимает много времени. Если не все дети поняли правила сразу, воспитатель снова поясняет их в ходе выполнения действий.
- Показ игровых действий.
Выполнение игровых действий детьми при непосредственном контроле и участии педагога, который не только добивается взаимодействия малыша со взрослым, но и направляет детей на взаимодействие со сверстниками.
Подведение итогов (1–2 мин)
- Воспитатель поощряет всех участников, сообщает, что игровая задача достигнута, старается вызвать положительный отклик воспитанников на результат игры.
ИГРЫ ДЛЯ СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Игра «Доброе утро»
Цель: создание положительного эмоционального климата в группе; снятие эмоционального напряжения, психологического барьера с помощью тактильных ощущений (прикосновений).
Возраст: 2 - 4 года
Ход игры. Взрослый вместе с детьми напевно произносит текст:
Доброе утро, глазки! (касаемся глаз кончиками пальцев)
Вы проснулись? (хлопки в ладоши)
Доброе утро, носик! (дотрагиваемся до кончика носа)
Ты проснулся? (хлопки в ладоши)
Доброе утро, ушки! (касаемся кончиками пальцев обоих ушек)
Вы проснулись?
Доброе утро, ротик! (касаемся указательным пальцем губ)
Ты проснулся?
Доброе утро, ручки! (кистями обеих рук делаем «фонарики»)
Вы проснулись?
Доброе утро, животик! (круговое поглаживание ладонью по животику)
Ты проснулся? (хлопки в ладоши)
Доброе утро, детки!
Все проснулись!
К солнышку потянулись (руки наверх, потягиваемся)
Игра «Назови ласково»
Цель: воспитывать доброжелательное отношение детей друг к другу.
Возраст: 3-5 лет.
Ход игры: ребёнку предлагают бросить мяч или передать игрушку любому сверстнику (по желанию, ласково назвав его по имени.
Игра «»У птички болит крылышко»
Цель: способствовать формированию у детей умения сопереживать.
Возраст: 2-4 года
Ход игры: один из детей превращается в птичку, у которой болит крылышко. Он старается показать, что он грустит. Ведущий предлагает ребятам «пожалеть птичку». Первым «жалеет» её сам ведущий, который надевает на руку куклу, гладит «птичку» со словами: «Птичка… (Саша, Маша) хорошая». Затем другие дети надевают куклу и тоже «жалеют птичку».
Игра «Магазин вежливых слов»
Цель: воспитывать доброжелательное отношение к сверстникам, умение общаться.
Возраст: 3-5 лет.
Ход игры: воспитатель говорит, что у него в магазине на полке лежат вежливые слова: приветствия (здравствуйте, доброе утро, добрый день и т. д.) ; ласковые обращения (дорогая мамочка, милая мамочка и т. д.). Я буду предлагать вам различные ситуации, а вы покупаете у меня нужные слова.
Пример ситуации: мама принесла из магазина яблоки. Тебе очень хочется, но мама сказала, что нужно дождаться обеда. Как ты ее попросишь, чтобы она все-таки дала тебе яблоко?
Игры-ситуации
Цель: создать условия для развития у детей умения вступать в разговор, обмениваться чувствами, переживаниями, эмоционально и содержательно выражать свои мысли, используя мимику и пантомимику.
Возраст: 4-7 лет
Ход игры: детям предлагается разыграть ряд ситуаций:
- Два мальчика поссорились – помири их.
- Тебе очень хочется поиграть в ту же игрушку, что и у одного из ребят твоей группы – попроси его.
- Ты нашёл на улице слабого, замученного котёнка – пожалей его.
- Ты очень обидел своего друга – попробуй попросить у него прощения, помириться с ним.
- Ты пришёл в новую группу – познакомься с детьми и расскажи о себе.
- Ты потерял свою машинку – подойди к детям и спроси, не видели ли они ее.
- Ребята играют в интересную игру – попроси, чтобы ребята тебя приняли. Что ты будешь делать, если они тебя неб захотят принять?
- Дети играют, у одного ребёнка нет игрушки – поделись с ним.
- Ребёнок плачет – успокой его.
- У тебя не получается завязать шнурок на ботинке – попроси товарища помочь тебе.
- Ты пришёл с прогулки проголодавшийся – что ты скажешь маме.