Татьяна Брагина
Дидактическая игра как средство всестороннего развития личности ребенка
▼ Скачать + Заказать документы
1. Умственное воспитание. Содержание дидактических игр формирует у детей правильное отношение к явлениям жизни, к природе, предметам окружающего мира; систематизируют и углубляют знания о Родине, людях разных профессий и национальностей, представление о трудовой деятельности. С помощью дидактических игр воспитатель приучает детей самостоятельно мыслить, использовать полученные знания в разных условиях в соответствии с поставленной задачей.
Публикация «Дидактическая игра как средство всестороннего развития личности ребенка» размещена в разделах
Многие дидактические игры ставят перед детьми задачу рационального использования имеющихся знаний в мыслительных операциях: находить характерные признаки в предметах и явлениях окружающего мира, сравнивать, группировать, классифицировать предметы по определенным признакам, делать правильные выводы, обобщения.
Дидактические игры развивают речь детей : пополняется и активизируется словарь, формируется правильное звукопроизношение, развивается связная речь и умение выражать свои мысли. Дидактические задачи многих игр составлены так, чтобы научить детей самостоятельно составлять рассказы о предметах и явлениях.
У дошкольников формируются нравственные представления о бережном отношении к окружающим их предметам как к продуктам труда взрослых, о нормах поведения, о взаимоотношениях со сверстниками и взрослыми, о положительных и отрицательных качествах личности.
2. Трудовое воспитание. Многие дидактические игры формируют у детей уважение к трудящемуся человеку, вызывают интерес к труду, желание помочь взрослым в труде и трудиться самостоятельно. Некоторые трудовые навыки дети приобретают при изготовлении материала для дидактических игр. Это воспитывает первоначальное трудолюбие, бережное отношение к продуктам труда.
3. Эстетическое воспитание. Дидактический материал должен соответствовать гигиеническим и эстетическим требованиям. Хранится он в группе в определенном месте, доступном для детей.
4. Физическое воспитание. Игра создает положительный эмоциональный подъем, вызывает хорошее самочувствие, но и требует определенного направления нервной системы. Двигательная активность детей во время игры развивает мозг ребенка. Особенно важны игры с дидактическими игрушками, в процессе которых укрепляется мелкая моторика рук, что также благополучно сказывается на умственном развитии детей, на подготовленности руки к рисованию.
Многие дидактические игры формируют культурно-гигиенические навыки.
С помощью дидактических игр выявляются индивидуальные особенности детей. Посредством этих игр педагог устраняет нежелательные проявления в характерах своих воспитанников.
В дошкольной педагогике сложилось традиционное деление дидактических игр на игры с предметами, настольно-печатные, словесные.
1. Игры с предметами очень разнообразны по игровым материалам, содержанию, организации проведения. В качестве дидактических материалов используются игрушки и реальные предметы (предметы обихода, орудия труда, произведения декоративно-прикладного искусства и др., объекты природы (овощи, фрукты, шишки, листья, семена). Игры с предметами дают возможность решать различные воспитательно-образовательные задачи.
Для развития координации мелких движений и зрительного контроля организуются игры с дидактическими игрушками моторного характера. В таких играх воспитывается осторожность, терпение, настойчивость, сообразительность, развивается умение ориентироваться в пространстве.
2. Настольно-печатные игры разнообразны по содержанию, обучающим задачам, оформлению. Они помогают уточнять и расширять представления детей об окружающем мире, систематизировать знания, развивать мыслительные процессы. Среди дидактических игр для дошкольников преобладают игры, в основе которых лежит парность картинок, подбираемых по сходству. Также широко используются игры – лото, домино, игры типа «Лабиринт». Распространены настольно-печатные игры, устроенных по типу разрезных картинок, складных кубиков, на которых изображенный предмет или сюжет делится на несколько частей. Эти игры способствуют развитию логического мышления, сосредоточенности, внимания.
3. Словесные игры отличаются тем, что процесс решения обучающей задачи осуществляется в мыслительном плане, на основе представлений и без опоры на наглядность. Среди этих игр много народных, связанных потешками, прибаутками, загадками, перевертышами, часть из которых доступна и младшему дошкольному возрасту в силу образности речевого оформления, построенного на диалоге, близости по содержанию детскому опыту.
В каждом возрасте познавательная деятельность имеет особые, отличительные черты. Мышление детей от двух до трех лет носит преимущественно наглядно-действенный характер. Основной формой познавательной деятельности является предметно-манипуляционная игра. Это самостоятельная игра, в ходе которой ребенок, манипулируя предметами, практически соотносит их по размеру и форме, знакомится с их внутренним устройством.
Дидактические игры и занятия имеют определенное значение и в нравственном воспитании детей. У них постепенно развивается умение действовать в среде сверстников, что вначале дается нелегко. Сначала ребенок приучается что-то делать рядом с другими детьми, не мешая им, не забирая у них игрушки и не отвлекаясь. Затем он привыкает к совместной с другими детьми деятельности: вместе смотреть игрушки, картинки, вместе ходить, плясать, петь и т. д. Зарождается интерес к действиям другого ребенка, радость общих переживаний.
Дидактическая игра хороша еще тем, что малыш сразу видит конечный результат своей деятельности, достижение результата вызывает чувство радости и желание помочь тому, у кого пока что-то не получается.