Папки-передвижки

Дидактическая игра как средство умственного воспитания детей дошкольного возраста

Серегина Мария
Дидактическая игра как средство умственного воспитания детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы

Постановка проблемы. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования предъявляет высокие требования к умственному воспитанию подрастающего поколения. На первый план выходит задача формирования способности к активной умственной деятельности.

Умственное развитие дошкольников – важнейшая часть их общего психического развития, подготовки к школе и всей будущей жизни. Но и само умственное развитие – это сложный процесс: формирование познавательных интересов, накопление различных знаний и навыков, овладение речью. «Ядро» умственного развития, основным содержанием которого является развитие умственных способностей. Умственные способности – это те психологические особенности, которые определяют легкость и простоту полученных новых знаний, возможность их использования для решения различных задач.

Публикация «Дидактическая игра как средство умственного воспитания детей дошкольного возраста» размещена в разделах

Развитие умственных способностей имеет особое значение для подготовки детей к школе. Важно не только, какими знаниями обладает ребенок до поступления в школу, но и готов ли он к получению новых знаний, умеет ли рассуждать, фантазировать, делать самостоятельные выводы, строить замыслы сочинений, рисунков, конструкций.

Анализ исследований и публикаций. В психолого-педагогической литературе проблеме умственного воспитания посвящены работы Л. С. Выготский, А. В. Запорожец, Н. Н. Поддьяков и др. В исследованиях Л. А. Венгера, А. В. Запорожца, Н. Н. Поддьякова, А. П. Усовой и других. Выявлено, что возможности умственного развития детей дошкольного возраста значительно выше, чем считалось ранее. Ребенок может не только познавать внешние, наглядные свойства предметов и явлений, но и способен усваивать представления об общих связях, лежащих в основе многих явления природы, социальной жизни, овладевать способами анализа и решения разнообразных задач.

В трудах В. А. Аванесовой, Ф. Н. Блехер, Е. И. Родионовой раскрываются дидактические аспекты умственного воспитания детей.

Цель статьи: научное обоснование эффективности применения дидактических игр как средства воспитания умственной активности дошкольников.

Изложение основного материала. Есть выражение «Вся наша жизнь – игра», которое долгое время было метафорой. Игра существует уже десятки веков, проникая на все континенты, в разные сферы общественной жизни и выполняя различные функции. Игра – это вид деятельности в условных ситуациях, направленный на воссоздание и усвоение социального опыта.

Важность дидактической игры в развитии и воспитании ребенка учитывается во многих педагогических системах прошлого и настоящего. Множество педагогов оценивают игру как серьезное и необходимое занятие для ребенка, так как это эффективное средство формирования личности дошкольника, его нравственных и волевых качеств; осознана необходимость влияния на мир в игре.

Дошкольное детство – короткий, но важнейший период становления личности. В этот период ребенок приобретает предварительные знания об окружающем мире, начинает формировать определенное отношение к людям, к труду, развивает характер, вырабатывает навыки и привычки правильного поведения. Основное занятие дошкольника – это игра. В процессе игры у ребенка развиваются духовные и физические силы; его внимание, память, воображение, дисциплина и ловкость. Игра также является способом познания социального опыта дошкольного опыта. Именно в игре формируются все стороны личности ребенка, в его психике происходят значительные изменения, которые готовят его к более высокой ступени развития. Этим можно объяснить огромный образовательный потенциал игры, ведущей к активности дошкольника [2, с. 82].

Игра – важное средство умственного воспитания ребенка. Знания, которые ребенок получает дома и в дошкольном учреждении, находят практическое применение и развитие в игре. Ребенок, воспроизводя в игре несколько жизненных событий, эпизодов из сказок и рассказов, размышляет над увиденным, прочитанным и рассказанном. Ему становится понятен смысл многих явлений, и их значение. Игровое воплощение жизненного опыта – сложный процесс. Творческую игру нельзя подчинить узким дидактическим целям, так как с ее помощью решаются важные учебные задачи. По своим интересам, мечтам о будущей профессии дети выбирают игры, которые позволяют им постепенно развивать общие представления о важности работы и роли различных профессий. В детских играх умственная деятельность всегда связана с работой воображения. Благодаря этому у дошкольника развиваются творческие способности в игре.

Умственное воспитание считается одним из аспектов общего психического развития человека. Следовательно, распространенное в отечественной психологии понимание психического развития применяется к ним как к специфическому процессу присвоения индивидом социального опыта, накопленного человечеством.

А. В. Запорожец, оценивая роль дидактической игры, подчеркивал: «Нам необходимо добиться того, чтобы дидактическая игра была не только формой усвоения отдельных знаний и умений, но и способствовала бы общему развитию ребёнка». В программах для воспитания и развития детей в детском саду, в различных сборниках указано множество дидактических игр. Их можно классифицировать по содержанию, по задачам умственного воспитания, по характеру игровых действий и правил [1].

Благодаря интересным играм у детей создается веселое, бодрое настроение, удовлетворяются их потребности в активной деятельности, жизнь ребенка становится насыщенной. Если лишить ребенка увлекательной игры, то даже при правильных условиях, при правильном питании ребенок станет вялым и будет плохо развиваться. В игровой деятельности ребенка все стороны личности формируются в единстве и взаимодействии.

В игре формируются моральные качества; ответственность перед коллективом за порученное дело, чувство товарищества и дружбы, согласованность действий для достижения общей цели, умение справедливо решать спорные вопросы.

Педагогу необходимо помнить, что преодоление препятствий, достижение целей и самостоятельный поиск – очень важный момент в игре. Все эти элементы игры развивают умственные способности дошкольника. В дидактической игре ребенок должен решать несколько мысленных задач независимых друг от друга: описывать предметы, группировать их по различным свойствам и атрибутам, угадывать предметы и действия по описанию и составлять рассказы. Дети должны уметь находить ответ, угадывать, сравнивать, делать правильный вывод, используя имеющиеся знания и опыт. При этом проявляют смекалку, способность решать проблемы самостоятельно, способность к волевым усилиям для достижения цели.

Игра тесно связана с художественным творчеством дошкольников – рисованием, конструированием, лепкой. Несмотря на различные способы отражения впечатлений жизни, мыслей, чувств, у этих видов деятельности много общего; можно увидеть одни и те же темы как в игре, так и в рисунке; по ходу игрового сюжета дети часто поют, пляшут, вспоминают знакомые стихи.

Дидактическая игра предназначена для детей. Для взрослого это способ обучения. В дидактической игре усвоение знаний выступает как побочный эффект. Цель дидактических игр и игровых методик обучения – облегчить переход к учебным задачам, сделать их прогрессивными [3, с. 142].

Выводы. Дидактическая игра – необходимый инструмент для развития и воспитания ребенка, поскольку каждое задание предлагается детям в игровой форме. Дети играют, не осознавая, что они получают новые знания, закрепляют новые и уже приобретенные навыки и учатся общаться со своими сверстниками и взрослыми. Также обратим внимание, что правила являются неотъемлемой частью дидактической игры. Они используются для организации поведения и действий ребенка. Чтобы подчиняться правилам, ребенок должен научиться преодолевать негативные эмоции, возникающие в результате неудачного исхода, и использовать силу воли.

Таким образом, дидактические игры позволяют обеспечить не только полноценное развитие дошкольников, но и необходимый уровень воспитания.

Публикации по теме:

Народные подвижные игры как средство поликультурного воспитания детей дошкольного возраста с ОВЗНародные подвижные игры как средство поликультурного воспитания детей дошкольного возраста с ОВЗ Сегодня, на волне подъёма казачьего движения, возрождение интереса к истории родного края, приобретает неоценимое значение в деле воспитания.

Дидактическая игра «Бизиборд» как средство познавательного и речевого развития детей дошкольного возрастаДидактическая игра «Бизиборд» как средство познавательного и речевого развития детей дошкольного возраста Темой моего педагогического самообразования раз и навсегда была выбрана тема "Развитие речи детей дошкольного возраста через разнообразные.

Дидактическая игра- как средство патриотического воспитания ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА- КАК СРЕДСТВО ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯслайд 2 «Воспитание любви к родному краю, к родной культуре, к родному городу,.

Дидактическая игра как средство развития математических представлений детей младшего и среднего дошкольного возрастаДидактическая игра как средство развития математических представлений детей младшего и среднего дошкольного возраста Дошкольный возраст является значимым этапом в жизни каждого ребенка. Именно на этом возрастном этапе зарождаются основы всестороннего развития.

Дидактическая новогодняя игра как средство развития внимания у детей дошкольного возрастаДидактическая новогодняя игра как средство развития внимания у детей дошкольного возраста Дидактическая новогодняя игра на развитие внимания у детей дошкольного возраста Воспитатель: Назарова Т. А. Дошкольный возраст - это период.

Дидактическая игра как средство развития речи у детей дошкольного возраста при ознакомлении дошкольников с Приморским краемДидактическая игра как средство развития речи у детей дошкольного возраста при ознакомлении дошкольников с Приморским краем при ознакомлении дошкольников с Приморским краем (из опыта работы)Отличительная особенность детей заключается в том, что любую информацию.

Консультация «Дидактическая игра как средство экологического воспитания дошкольников» Человек - часть природы, он не может жить вне ее, не может нарушать законы, по которым существует окружающий его мир. Только научившись.

Мини-музей как средство поликультурного воспитания детей дошкольного возраста Аннотация. В данной статье представлен педагогический опыт работы по использованию мини-музея «Деревянная игрушка» в поликультурном воспитании.

Сказки о животных как средство умственного воспитания детей младшего дошкольного возраста. Консультация для воспитателей Одним из самых распространенных литературных жанров, с которым дети знакомятся еще с раннего детства, являются сказки о животных. И начинаем.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Дидактическая игра как средство умственного воспитания детей дошкольного возраста
Опубликовано: 2 февраля 2024 в 15:06
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Дидактическая игра как средство умственного воспитания детей дошкольного возраста» (включая файлы) размещена пользователем Серегина Мария в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!

23 ноября. День рождения Н. Носова. Передвижка о писателе

 23 ноября исполняется 115 лет со дня рождения известного детского прозаика, драматурга и киносценариста Николая Николаевича Носова. Книги этого писателя знакомы всем в нашей стране,...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД