Серегина Мария
Дидактическая игра как средство умственного воспитания детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Постановка проблемы. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования предъявляет высокие требования к умственному воспитанию подрастающего поколения. На первый план выходит задача формирования способности к активной умственной деятельности.
Умственное развитие дошкольников – важнейшая часть их общего психического развития, подготовки к школе и всей будущей жизни. Но и само умственное развитие – это сложный процесс: формирование познавательных интересов, накопление различных знаний и навыков, овладение речью. «Ядро» умственного развития, основным содержанием которого является развитие умственных способностей. Умственные способности – это те психологические особенности, которые определяют легкость и простоту полученных новых знаний, возможность их использования для решения различных задач.
Публикация «Дидактическая игра как средство умственного воспитания детей дошкольного возраста» размещена в разделах
Развитие умственных способностей имеет особое значение для подготовки детей к школе. Важно не только, какими знаниями обладает ребенок до поступления в школу, но и готов ли он к получению новых знаний, умеет ли рассуждать, фантазировать, делать самостоятельные выводы, строить замыслы сочинений, рисунков, конструкций.
Анализ исследований и публикаций. В психолого-педагогической литературе проблеме умственного воспитания посвящены работы Л. С. Выготский, А. В. Запорожец, Н. Н. Поддьяков и др. В исследованиях Л. А. Венгера, А. В. Запорожца, Н. Н. Поддьякова, А. П. Усовой и других. Выявлено, что возможности умственного развития детей дошкольного возраста значительно выше, чем считалось ранее. Ребенок может не только познавать внешние, наглядные свойства предметов и явлений, но и способен усваивать представления об общих связях, лежащих в основе многих явления природы, социальной жизни, овладевать способами анализа и решения разнообразных задач.
В трудах В. А. Аванесовой, Ф. Н. Блехер, Е. И. Родионовой раскрываются дидактические аспекты умственного воспитания детей.
Цель статьи: научное обоснование эффективности применения дидактических игр как средства воспитания умственной активности дошкольников.
Изложение основного материала. Есть выражение «Вся наша жизнь – игра», которое долгое время было метафорой. Игра существует уже десятки веков, проникая на все континенты, в разные сферы общественной жизни и выполняя различные функции. Игра – это вид деятельности в условных ситуациях, направленный на воссоздание и усвоение социального опыта.
Важность дидактической игры в развитии и воспитании ребенка учитывается во многих педагогических системах прошлого и настоящего. Множество педагогов оценивают игру как серьезное и необходимое занятие для ребенка, так как это эффективное средство формирования личности дошкольника, его нравственных и волевых качеств; осознана необходимость влияния на мир в игре.
Дошкольное детство – короткий, но важнейший период становления личности. В этот период ребенок приобретает предварительные знания об окружающем мире, начинает формировать определенное отношение к людям, к труду, развивает характер, вырабатывает навыки и привычки правильного поведения. Основное занятие дошкольника – это игра. В процессе игры у ребенка развиваются духовные и физические силы; его внимание, память, воображение, дисциплина и ловкость. Игра также является способом познания социального опыта дошкольного опыта. Именно в игре формируются все стороны личности ребенка, в его психике происходят значительные изменения, которые готовят его к более высокой ступени развития. Этим можно объяснить огромный образовательный потенциал игры, ведущей к активности дошкольника [2, с. 82].
Игра – важное средство умственного воспитания ребенка. Знания, которые ребенок получает дома и в дошкольном учреждении, находят практическое применение и развитие в игре. Ребенок, воспроизводя в игре несколько жизненных событий, эпизодов из сказок и рассказов, размышляет над увиденным, прочитанным и рассказанном. Ему становится понятен смысл многих явлений, и их значение. Игровое воплощение жизненного опыта – сложный процесс. Творческую игру нельзя подчинить узким дидактическим целям, так как с ее помощью решаются важные учебные задачи. По своим интересам, мечтам о будущей профессии дети выбирают игры, которые позволяют им постепенно развивать общие представления о важности работы и роли различных профессий. В детских играх умственная деятельность всегда связана с работой воображения. Благодаря этому у дошкольника развиваются творческие способности в игре.
Умственное воспитание считается одним из аспектов общего психического развития человека. Следовательно, распространенное в отечественной психологии понимание психического развития применяется к ним как к специфическому процессу присвоения индивидом социального опыта, накопленного человечеством.
А. В. Запорожец, оценивая роль дидактической игры, подчеркивал: «Нам необходимо добиться того, чтобы дидактическая игра была не только формой усвоения отдельных знаний и умений, но и способствовала бы общему развитию ребёнка». В программах для воспитания и развития детей в детском саду, в различных сборниках указано множество дидактических игр. Их можно классифицировать по содержанию, по задачам умственного воспитания, по характеру игровых действий и правил [1].
Благодаря интересным играм у детей создается веселое, бодрое настроение, удовлетворяются их потребности в активной деятельности, жизнь ребенка становится насыщенной. Если лишить ребенка увлекательной игры, то даже при правильных условиях, при правильном питании ребенок станет вялым и будет плохо развиваться. В игровой деятельности ребенка все стороны личности формируются в единстве и взаимодействии.
В игре формируются моральные качества; ответственность перед коллективом за порученное дело, чувство товарищества и дружбы, согласованность действий для достижения общей цели, умение справедливо решать спорные вопросы.
Педагогу необходимо помнить, что преодоление препятствий, достижение целей и самостоятельный поиск – очень важный момент в игре. Все эти элементы игры развивают умственные способности дошкольника. В дидактической игре ребенок должен решать несколько мысленных задач независимых друг от друга: описывать предметы, группировать их по различным свойствам и атрибутам, угадывать предметы и действия по описанию и составлять рассказы. Дети должны уметь находить ответ, угадывать, сравнивать, делать правильный вывод, используя имеющиеся знания и опыт. При этом проявляют смекалку, способность решать проблемы самостоятельно, способность к волевым усилиям для достижения цели.
Игра тесно связана с художественным творчеством дошкольников – рисованием, конструированием, лепкой. Несмотря на различные способы отражения впечатлений жизни, мыслей, чувств, у этих видов деятельности много общего; можно увидеть одни и те же темы как в игре, так и в рисунке; по ходу игрового сюжета дети часто поют, пляшут, вспоминают знакомые стихи.
Дидактическая игра предназначена для детей. Для взрослого это способ обучения. В дидактической игре усвоение знаний выступает как побочный эффект. Цель дидактических игр и игровых методик обучения – облегчить переход к учебным задачам, сделать их прогрессивными [3, с. 142].
Выводы. Дидактическая игра – необходимый инструмент для развития и воспитания ребенка, поскольку каждое задание предлагается детям в игровой форме. Дети играют, не осознавая, что они получают новые знания, закрепляют новые и уже приобретенные навыки и учатся общаться со своими сверстниками и взрослыми. Также обратим внимание, что правила являются неотъемлемой частью дидактической игры. Они используются для организации поведения и действий ребенка. Чтобы подчиняться правилам, ребенок должен научиться преодолевать негативные эмоции, возникающие в результате неудачного исхода, и использовать силу воли.
Таким образом, дидактические игры позволяют обеспечить не только полноценное развитие дошкольников, но и необходимый уровень воспитания.