Ева
Дидактическая игра как средство развития внимания детей среднего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
ВВЕДЕНИЕ
Внимание является одним из основных условий, обеспечивающих успешное усвоение ребёнком доступного для него объёма знаний, умений и установление контакта со взрослым. Внимание среди познавательных процессов занимает особенное место, поскольку оно не имеет собственного содержания, а обслуживает другие психические процессы. Внимание во многом определяет успешность их функционирования. От уровня развития свойств внимания (устойчивости, концентрации, объёма, распределения, переключения) и от уровня сформированности произвольного внимания, во многом зависит успешность любой деятельности в среднем дошкольном возрасте в целом. Средний дошкольный возраст – сензетивный период для развития произвольного внимания у детей. В учебной деятельности ребенку понадобится концентрироваться на текстах, словах, цифрах. Если внимание не сформировано, младший школьник не сможет погружаться в учебные задачи, решать их, будет неуспешен как ученик. Проблемы изучения особенностей и формирования внимания у детей среднего дошкольного возраста определяется, прежде всего, тем, что именно в этом возрасте фор-мируется качественно новые характеристики внимания, как и у других познавательных процессов.
Публикация «Дидактическая игра как средство развития внимания детей среднего дошкольного возраста» размещена в разделах
Игровая деятельность, являясь ведущей в среднем дошкольном возрасте обеспечивает развитие всех познавательных процессов, в том числе и внимания. Дидактические игры относятся к категории игр с правилами. Для достижения результата в игре необходимо быть внимательным, слушать инструкции, осознавать игровую задачу, решать дидактические, обучающие задачи. Дидактические игры – это метод занятий с детьми в форме специальных развивающих игр, способ активного обучения.
Изучением внимания дошкольников занимались следующие ученые: Л. С. Выготский, Н. Ф. Добрынин, Т. Рибо, С. Я. Рубинштейн, П. Я. Гальперин и другие.
К. Д. Ушинский считал игру свободной деятельностью дошкольника, вно-сящий в его развитие такой вклад, какой не может сравниться ни с чем другим. Он указывал на то, что обучение в форме игры может и должно быть интересным, занимающим, но никогда не развлекающим. Известный педагог А. П. Усова писала: «Дидактические игры, игровые задания и приемы позволяют повысить восприимчивость детей, разнообразят учебную деятельность ребенка вносят занимательность» [30, с. 143].
В последние годы вопросы теории и практики дидактической игры разрабатывались многими исследователями: А. П. Усовой, Е. И. Родиной, Ф. Н. Блехер, Б. И. Хачяпуридзе, З. М. Богуславский, Е. Ф. Иваницкой, А. И. Сорокиной, Е. И. Удальцовой, В. И. Аванесовой, А. К. Бондаренко, Л. А. Венгер. Во всех исследованиях утверждалась взаимосвязь развития внимания и дидактической игры, определялась структура игрового процесса, основные формы и методы руководства дидактическими играми. В исследованиях накоплены факты, характеризующие дидактическую игру как средство развития познавательных процессов, в частности внимания.
Психолог А. В. Запорожец, оценивая роль дидактической игры, справедливо указывал: «Нам необходимо добиваться того, чтобы дидактическая игра была не только формой усвоения отдельных знаний и умений, но и способствовала бы общему развитию ребенка, служила формированию его способностей».
Внимание занимает особое значение в восприятии, понимании и усвоении дошкольниками изучаемого материала. Проблемы, возникающие в учебной деятельности непосредственно связаны с недостатком развития внимания. Изучение психолого-педагогической литературы позволило выявить противоречие между необходимостью развития внимания у детей среднего дошкольного возраста, с одной стороны, и недостаточной разработкой психологических средств его коррекции у детей среднего дошкольного возраста, с другой стороны. Выявленное противоречие позволило обозначить проблему исследования, которая состоит в изучении особенностей развития внимания у детей среднего дошкольного возраста.
Проблема исследования: возможность использования дидактических игр для развития внимания детей среднего дошкольного возраста.
Объект исследования: процесс развития внимание детей среднего до-школьного возраста.
Предмет исследования: виды и содержание дидактических игр, направленных на развитие внимания детей среднего дошкольного возраста.
Гипотеза исследования: если изучить возрастные особенности развития внимания детей среднего дошкольного возраста, структуру и виды дидактических игр и на этой основе составить и реализовать в практической деятельности комплекс дидактических игр, то это будет способствовать развитию внимания средних дошкольников.
Цель исследования: изучение видов и содержания дидактических игр, направленных на развитие внимания детей среднего дошкольного возраста, составление и реализация в практической деятельности комплексов дидактических игр, направленных на развитие внимания детей среднего дошкольного возраста.
Задачи исследования:
– выявить особенности развития внимания детей среднего дошкольного возраста для формулировки цели и задач эмпирического исследования, подбора дидактических игр адекватных возрасту детей;
– изучить сущность и виды дидактических игр, условия их организации с детьми среднего дошкольного возраста для использования в эмпирической части исследовательской работы;
– на основе теоретического исследования, констатирующего этапа практической части исследования составить и реализовать комплекс дидактических игр, направленный на развитие внимания детей среднего дошкольного возраста;
– определить результативность проделанной работы.
Теоретические методы исследования: анализ научной литературы по теме исследования для выделения существенных признаков основных понятий, сопоставления различных точек зрения ученых-теоретиков; синтез для написания теоретической части исследовательской работы, формулировки выводов, заклю-чения; сравнение для сопоставления различных подходов к исследованию объ-екта и предмета исследования.
Эмпирические методы исследования: наблюдение за средними дошкольниками в процессе дидактической игры для выявления уровня развития внимания; проведение дидактических методик : диагностическая методика П. Я. Кеэса «Найди и вычеркни», для определения продуктивности и устойчивости внимания (приложение А); диагностическая методика М. Вертгеймеров «Запомни и расставь точки», для выявления уровня развития произвольного внимания детей среднего дошкольного возраста (приложение Б).
Этапы исследования:
– первый этап – изучение проблемы, подбор литературы, составление плана;
– второй этап – написание теоретической части;
– третий этап – практическое исследование.
Структура исследования: работа состоит из введения, в котором раскрываются объект, предмет, гипотеза исследования, цель, задачи, методы исследования. Первая глава «Теоретические аспекты развития внимания детей среднего дошкольного возраста по средствам использования дидактических игр» носит теоретическую направленность, в ней рассмотрены существенные признаки объекта и предмета исследования; вторая глава «Использование в практической деятельности дидактических игр, направленных на развитие внимания детей среднего дошкольного возраста» представлена составлением и реализацией комплекса дидактической игр, для развития внимания средних дошкольников.
Новизна исследовательской работы состоит в подборе и систематизации теоретических положений по теме выпускной квалификационной работы.
Практическая значимость исследования заключается в возможности ис-пользования материалов работы воспитателями детей дошкольного возраста и студентами специальности Дошкольное образование в образовательной деятельности.
1 Теоретические аспекты развития внимания детей среднего дошкольного возраста по средствам использования дидактических игр
1.1 Возрастные особенности развития детей 4–5 лет
В игровой деятельности детей среднего дошкольного возраста появляются ролевые взаимодействия. Они указывают на то, что дошкольники начинают отделять себя от принятой роли. В процессе игры роли могут меняться. Игровые действия начинают выполняться не ради них самих, а ради смысла игры. Происходит разделение игровых и реальных взаимодействий детей. Развивается изобразительная деятельность. Рисунок становится предметным и детализированным. Графическое изображение человека характеризуется наличием туловища, глаз, рта, носа, волос, иногда одежды и ее деталей. Совершенствуется техническая сторона изобразительной деятельности. Дети могут рисовать основные геометрические фигуры, вырезать ножницами, наклеивать изображения на бумагу и др. [2, с. 84].
Усложняется конструирование. Постройки могут включать 5-6 деталей. Формируются навыки конструирования по собственному замыслу, а также планирование последовательности действий.
Двигательная сфера ребенка характеризуется позитивными изменениями мелкой и крупной моторики. Развиваются ловкость, координация движений. Дети в этом возрасте лучше, чем младшие дошкольники, удерживают равновесие, перешагивают через небольшие преграды. Усложняются игры с мячом.
К концу среднего дошкольного возраста восприятие детей становится более развитым. Они оказываются способными назвать форму, на которую похож тот или иной предмет. Могут вычленять в сложных объектах простые формы и из простых форм воссоздавать сложные объекты. Дети способны упорядочить группы предметов по сенсорному признаку – величине, цвету; выделить такие параметры, как высота, длина и ширина. Совершенствуется ориентация в пространстве [6, с. 56].
Возрастает объем памяти. Дети запоминают до 7-8 названий предметов. Начинает складываться произвольное запоминание: дети способны принять задачу на запоминание, помнят поручения взрослых, могут выучить небольшое стихотворение и др.
В возрасте 4-5 лет начинает развиваться образное мышление. Дети способны использовать простые схематизированные изображения для решения несложных задач. Дошкольники могут строить по схеме, решать лабиринтные задачи. Развивается предвосхищение. На основе пространственного расположения объектов дети могут сказать, что произойдет в результате их взаимодействия. Однако при этом им трудно встать на позицию другого наблюдателя и во внутреннем плане совершить мысленное преобразование образа.
Для детей в возрасте 4-5 лет характерны известные феномены Ж. Пиаже: сохранение количества, объема и величины ( при предъявлении трех черных кружков и семи белых кружков из бумаги и спросить: «Каких кружков больше – черных или белых?», большинство ответят, что белых больше. Но если спросить: «Каких больше – белых или бумажных?», ответ будет таким же – больше белых).
Продолжает развиваться воображение. Формируются такие его особенности, как оригинальность и произвольность. Дети 4-5 лет могут самостоятельно придумать небольшую сказку на заданную тему [10, с. 34].
Увеличивается устойчивость внимания. Ребенку оказывается доступной сосредоточенная деятельность в течение 15-20 минут. Он способен удерживать в памяти при выполнении каких-либо действий несложное условие.
В среднем дошкольном возрасте улучшается произношение звуков и дикция. Речь становится предметом активности детей. Дети в возрасте 4-5 лет имитируют голоса животных, интонационно выделяют речь тех или иных персонажей. Интерес вызывают ритмическая структура речи, рифмы. Развивается грамматическая сторона речи. Дошкольники занимаются словотворчеством на основе грамматических правил. Речь детей при взаимодействии друг с другом носит ситуативный характер, а при общении с взрослым становится внеситуативной. Изменяется содержание общения ребенка и взрослого. Оно выходит за пределы конкретной ситуации, в которой оказывается ребенок.
Ведущим становится познавательный мотив. Информация, которую ребенок получает в процессе общения, может быть сложной и трудной для понимания, но она вызывает у него интерес. образовательная деятельность с деть ми 4-5 лет. У детей формируется потребность в уважении со стороны взрослого, для них оказывается чрезвычайно важной его похвала. Это приводит к их повышенной обидчивости на замечания. Повышенная обидчивость представляет собой возрастной феномен.
Взаимоотношения со сверстниками характеризуются избирательностью, которая выражается в предпочтении одних детей другим. Появляются постоянные партнеры по играм. В группах начинают выделяться лидеры. Появляются конкурентность, соревновательность. Последняя важна для сравнения себя с другим, что ведет к развитию образа «Я» ребенка, его детализации. Основные достижения возраста связаны с развитием игровой деятельности; появлением ролевых и реальных взаимодействий; с развитием изобразительной деятельности; конструированием по замыслу, планированием; совершенствованием восприятия, развитием образного мышления и воображения, эгоцентричностью познавательной позиции; развитием памяти, внимания, речи, познавательной мотивации; формированием потребности в уважении со стороны взрослого, появлением обидчивости, конкурентности, соревновательности со сверстниками; дальнейшим развитием образа «Я» ребенка, его детализацией [12, с. 4].
В среднем дошкольном возрасте развивается познавательно-исследовательская деятельность. Продолжается работа по сенсорному развитию в разных видах деятельности. Обогащается сенсорный опыт дошкольников, дети знакомятся с широким кругом предметов и объектов, с новыми способами их обследования. Закрепляются полученные ранее навыки обследования предметов и объектов. Совершенствуется восприятие детей путем активного использования всех органов чувств (осязание, зрение, слух, вкус, обоняние). Обогащается чувственный опыт и умение фиксировать полученные впечатления в речи. Продолжается знакомство с геометрическими фигурами (круг, треугольник, квадрат, прямоугольник, овал, с цветами (красный, синий, зеленый, желтый, оранжевый, фиолетовый, белый, серый). Дошкольники знакомятся с различными материалами на ощупь, путем прикосновения, поглаживания ( характеризуя ощущения: гладкое, холодное, пушистое, жесткое, колючее и др.). Формируются образные представления на основе развития образного восприятия в процессе различных видов деятельности. Развивается умение использовать эталоны как общепринятые свойства и качества предметов (цвет, форма, размер, вес); дошкольники в возрасте 4-5 лет способны подбирать предметы по 1-2 качествам (цвет, размер, материал) [14, с. 79].
Дети 4-5 лет продолжают знакомиться детей с обобщенными способами исследования разных объектов с помощью сенсорных эталонов (цвет, форма, величина и др.). Формируется умение получать сведения о новом объекте в процессе его практического исследования. Развивается умение решать задачу, выполняя ряд последовательных действий в соответствии с предлагаемым алгоритмом. Дошкольники учатся использовать планы, схемы, модели, предложенные взрослым. Развиваются первичные навыки в проектно-исследовательской деятельности.
Дети среднего дошкольного возраста, используя дидактические игры совершенствуют умение сравнивать предметы по внешним признакам, группировать; составлять целое из частей (кубики, мозаика, пазлы). Совершенствуются в игровой деятельности тактильные, слуховые, вкусовые ощущения детей («Определи на ощупь (по вкусу, по звучанию)»). Развивается наблюдательность и внимание («Что изменилось?», «У кого колечко?»).
Таким образом, в среднем дошкольном возрасте развиваются все познавательные функции. Внимание приобретает произвольность, восприятие становится целенаправленным, увеличивается объем памяти, развивается наглядно-образное мышление. Развивается личность ребенка 4-5 лет, взаимоотношения со сверстниками характеризуются избирательностью.
1.2 Возрастные особенности развития внимания детей среднего дошкольного возраста
«Внимание это направленность и сосредоточенность сознания на опре-делённом объекте. Это особая форма психической активности человека, которая входит как необходимый компонент во все виды психических процессов» П. Я Гальперин [3, с. 49].
П. Я Гальперин отмечал, что, во-первых, внимание нигде не выступает как самостоятельный процесс. Во-вторых, внимание не имеет своего отдельного, специфического продукта. Его результатом является улучшение всякой деятельности, к которой оно присоединяется [10, с. 33].
Внимание развивается постепенно и на определённом уровне своего раз-вития становится свойством личности, постоянной особенностью, которая называется внимательностью. Посредством внимания происходит отбор информации, которая поступает через органы чувств: одна информация принимается к сведению, другая игнорируется. Внимание обладает некоторыми свойствами: объем, сосредоточенность, устойчивость, переключаемость, распределение.
Объем внимания – количество информации, способной удержаться в со-знании. Сосредоточенность внимания – это возможность сконцентрироваться на каком-либо объекте. Устойчивость внимания – способность долгое время сохранять сосредоточенность. Переключаемость внимания – осмысленное переведение концентрации с одного объекта на другой. Распределение внимания – рассредоточение внимательности при одновременном выполнении нескольких дел. Нарушение любого из этих свойств приводит к аномалиям в развитии внимания у детей среднего дошкольного возраста [11, c.86].
В психологии выделяют три вида внимания : непроизвольное, произвольное и послепроизвольное. Непроизвольное внимание – внимание является наибо-лее простым видом внимания. Оно наблюдается с младенческого возраста, но на первых этапах носит неустойчивый и относительно узкий по объему характер. Ребенок раннего возраста быстро теряет внимание к возникшему новому раздражителю, ориентировочный рефлекс быстро угасает или тормозится появлением любого другого раздражителя, ребенок не может распределить внимание между несколькими раздражителями, возвращаясь к предшествующему и не упуская из поля своего внимания предыдущий [12, с. 3].
Произвольное внимание – одна из характеристик познавательной деятельности детей. Наряду с мышлением, восприятием, памятью, воображением произвольное внимание является приобретением личности на данном этапе онтогенеза. Оно связано с формированием у ребенка волевых качеств и находится во взаимодействии с общим умственным развитием ребенка Послепроизвольное внимание это активное, целенаправленное сосредоточение сознания, не требующее волевых усилий вследствие высокого интереса к деятельности [12, с. 10].
Дети среднего дошкольного возраста лет начинают овладевать произвольным вниманием, непроизвольное внимание остаётся преобладающим на протяжении всего дошкольного детства. Дошкольникам трудно, сосредоточиться на однообразной и малопривлекательной для них деятельности, в то время как в процессе игры или решения эмоционально окрашенной продуктивной задачи они могут достаточно долго оставаться внимательными. Эта особенность внимания является одним из оснований, по которым дошкольное обучение не может строиться на заданиях, требующих постоянного напряжения произвольного внимания. Используемые на занятиях элементы игры, продуктивные виды деятельности, частая смена форм деятельности позволяют поддерживать внимание детей на достаточно высоком уровне.
Способность сосредотачиваться у ребёнка в среднем дошкольном возрасте увеличивается, что позволяет ему под руководством взрослых выполнять необходимую работу даже тогда, когда деятельность не интересна. Если средний дошкольник понимает, что дело необходимо довести до конца, он прикладывает усилия чтобы не отвлекаться. Развитие любознательности и познавательных про-цессов определяют способность сосредотачиваться, концентрироваться на заинтересовавшем объекте [14, с. 87].
Развитие внимания у детей среднего дошкольного возраста связано с переменами в организации их повседневной жизни, появлением новых видов деятельности. Действия четырех-пятилетнего ребё нка направляются взрослыми: «Будь внимательным», «Смотри внимательно». Выполняя наставления взрослых, дошкольник учится управлять вниманием. С овладением средствами управления развивается произвольное внимание. В младшем дошкольном возрасте эти средства носят внешний характер (фраза взрослого, указывающий жест). В среднем дошкольном возрасте появляются новые особенности: подобным средством управления становится речь ребёнка, приобретающая планирующую функцию. Ребёнок заранее намечает объект, а после внимательно его осматривает и оценивает особенности. Ребенок среднего дошкольного возраста начинает осознавать и понимать значение и конечную цель предстоящей деятельности, что является предпосылкой для развития активного внимания. Кроме этого, развитие внимания у средних дошкольников зависит от знакомства с нормами и правилами поведения, началом формирования воли.
Дети среднего дошкольного возраста получая задание, в большинстве случаев не могут его выполнить с первого раза. Следует учесть особенности внимания детей этого возраста и разделить предложенное задание на несколько упрощенных этапов. Для каждого этапа необходимо подготовить подробную словесную инструкцию, с помощью которой ребёнок справится с поставленной задачей. Со временем нужно усложнить действия и увеличить их объем. Обдумывая инструкцию, ребенок переводит ее в самоприказ, проговаривает вслух или про себя запланированные действия. Многократное проговаривание (взрослым или самим ребенком) полученной инструкции – залог того, что ребёнок запомнит заданный алгоритм действий и сам сможет контролировать их выполнение. Если что-то пойдет не так, следует провести дополнительный инструктаж. Словесное повторение задачи закрепляется осуществляемыми действиями. При выполнении задания ребенок среднего дошкольного возраста сам себя проверяет, объяс-няя себе или окружающим, что нужно сделать (дошкольник рисует орнамент, сравнивает его с рисунками других детей, находит неточности и исправляет их). Дополнительным стимулом может являться особенность детской психологии – желание посоревноваться (победитель, выполнивший задачу самостоятельно и без ошибок, поощряется) [14, с. 59].
Таким образом, в среднем дошкольном возрасте развиваются оба вида внимания – непроизвольное и произвольное. Изменяются свойства внимания : увеличивается объем, то есть то количество объектов, которое может быть отчетливо воспринято в относительно короткий промежуток времени, изменяется устойчивость внимания как способность сохранять сосредоточенность на объекте. Произвольное внимание формируется в среднем дошкольном возрасте в связи с общим возрастанием роли речи в регуляции поведения ребенка.