Надежда Шимко
Дидактическая игра как средство развития мелкой моторики рук детей раннего возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Вопрос развития мелкой моторики детей довольно актуален. Это неоднократно подчеркивается педагогами, психологами и другими специалистами в области дошкольного образования. Процесс организации всей системы образования, протекающий много лет, предъявляет высокие требования к организации дошкольного воспитания и обучения, интенсифицирует поиски новых, более эффективных психолого-педагогических подходов к этому процессу. Развитие дошкольного образования, его переход на новый качественный уровень не могут осуществляться без разработки инновационных технологий.
Публикация «Дидактическая игра как средство развития мелкой моторики рук детей раннего возраста» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Мелкая моторика
- Мелкая моторика. Игры и пособия
- Младшая группа
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
С 1 января 2014 года в соответствии с приказом Минобрнауки РФ № 1155 от 17 октября 2013 г. введены Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС). Предметом регулирования Стандарта являются отношения в сфере образования, возникающие при реализации образовательной программы дошкольного образования. В основу Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) дошкольного образования легли не только технические аспекты педагогики в отношении дошкольного детства, но и прочная идеологическая база. Рассмотрение дошкольного детства теперь не ограничивается его полезностью для конкретного человека и общества в целом.
За основу методологии ФГОС дошкольного образования была взята культурно-историческая диалектика, рассматривающая уровень развития системы в контексте роста вариативности её составляющих. Образование в контексте данной методологической основы рассматривается как главный источник многообразия систем. Это породило главный принцип нового ФГОС дошкольного образования: деятельность ребёнка должна быть максимально разнообразной, для чего диагностика отбора, стремящаяся вычленить ребёнка, имеющего определённый набор ЗУН, заменяется на диагностику развития, ставящую своей целью максимально разнообразить знания, умения и навыки ребёнка.
Изменение педагогического воздействия с одностороннего влияния «педагог-ребёнок» на более многогранное и объёмное взаимодействие в системе «ребёнок-взрослые-сверстники» предполагает установление новой психо-дидактической парадигмы в дошкольном образовании. Так как ФГОС дошкольного образования поддерживает точку зрения на ребёнка, как на «человека играющего», многие методики и технологии будут пересмотрены и переведены с учебно-дидактического уровня на новый, игровой уровень, в котором дидактический компонент будет непременно соседствовать с игровой оболочкой. Также ФГОС нацелен, прежде всего, на всестороннее развитие ребенка, на основе особых, специфичных видов деятельности, присущих дошкольникам. То есть, на практике мы используем разносторонние подходы, приветствующие максимальное применение инновационных и активных методов педагогического взаимодействия.
В этих изменяющихся условиях педагогу дошкольного образования необходимо уметь ориентироваться в многообразии интегративных подходов к развитию детей, в широком спектре современных технологий. Современные образовательные технологии означают способы реализации новой парадигмы образования. К ним можно отнести: технологию личностно ориентированного обучения и воспитания; технологию дифференцированного (в том числе индивидуализированного) обучения и воспитания; технологию проблемного обучения и воспитания; технологию обучения и воспитания без насилия; технологию эффективной речевой деятельности; технологию диалогового обучения и воспитания; технологию рефлексивного обучения и воспитания.
При этом под качеством образования понимается соответствие образования интересам человека, общества и государства. Так же можем не заметить неизбежную причастность детей дошкольного возраста к веку информационных технологий (длительный просмотр телепередач и доступ к компьютерным играм).
Актуальность темы обусловлена тем, что использование технологий в современном дошкольном образовании диктуется стремительным развитием информационного общества, широким распространением технологий мультимедиа, электронных информационных ресурсов, сетевых технологий позволяющих использовать информационные технологии (ИТ) в качестве средства обучения, общения, воспитания, интеграции в мировое пространство.
Объект исследования: игровая деятельность детей дошкольного возраста.
Предмет исследования: дидактическая игра как средство развития мелкой моторики рук детей раннего возраста.
Цель исследования: изучение теоретических и практических аспектов использования дидактических игр для развития мелкой моторики рук детей раннего возраста.
Гипотеза исследования: мы предполагаем, что использование дидактических игр способствует более эффективному развитию мелкой моторики рук детей раннего возраста при условии :
- обеспечения наиболее близких, естественных для ребёнка условий и видов деятельности;
- при систематическом проведении дидактических игр для развития мелкой моторики рук детей раннего возраста;
- использования предметно-развивающей среды, способствующей развитию мелкой моторики рук детей.
Задачи исследования:
1. Проанализировать проблему исследования в психологической, педагогической и методической литературе.
2. Раскрыть возрастные особенности развития детей раннего возраста.
3. Определить условия организации дидактических игр и особенности их проведения в ДОО с целью развития мелкой моторики рук детей раннего возраста.
4. Подготовить практический материал по проблеме исследования.
Методы исследования: теоретический анализ научной психолого-педагогической литературы и пособий, классифицирование, сравнение, обобщение, наблюдение, апробация.
Методологическая основа исследования: теория личностно-деятельностного подхода Леонтьева А. Н.
Теоретическая значимость исследования: изучен и систематизирован теоретический и практический материал по проблеме исследовательской работы; раскрыты возрастные особенности развития детей раннего возраста; определены условия организации дидактических игр и особенности их проведения в ДОО с целью развития мелкой моторики рук детей раннего возраста.
Практическая значимость исследования: материалы исследования могут быть полезны педагогам в процессе планирования и реализации педагогического процесса в дошкольной образовательной организации, для студентов педагогических колледжей при прохождении педагогической практики.