Рамиля Хасянова
Дидактическая игра как средство познавательного развития детей младшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
В работе дошкольных учреждений большое место занимают дидактические игры. Дидактические игры — это разновидность игр с правилами, специально создаваемых педагогикой в целях воспитания и обучения детей. Эти игры направлены на решение конкретных задач обучения детей, но в то же время в них проявляется воспитательное и развивающее влияние игровой деятельности. Дидактические игры имеют своеобразную структуру, в которой большинство исследователей выделяет такие структурные элементы, как дидактическая (обучающая, игровая) задача (цель игры, игровые правила, игровые действия, заключение или окончание игры. Дидактические игры — незаменимое средство обучения детей преодолению различных затруднений в умственной и нравственной их деятельности. Эти игры таят в себе большие возможности и воспитательного воздействия на детей дошкольного возраста.
Публикация «Дидактическая игра как средство познавательного развития детей младшего дошкольного возраста» размещена в разделах
По содержанию дидактические игры подразделяются на следующие виды: — математические (для закрепления представлений о времени, пространственном расположении, количестве предметов); — сенсорные (для закрепления представлений о цвете, величине, форме); — речевые (для ознакомления со словом и предложением, формирования грамматического строя речи, воспитания звуковой культуры речи, обогащения словаря); — музыкальные (для развития слуха, чувства ритма); —природоведческие (для ознакомления с объектами и явлениями живой и неживой природы); —для ознакомления с окружающим (с предметами и материалами, из которых они изготовлены, с профессиями людей и т. п.)
Дошкольный возраст — период активного интеллектуального развития.
Познание – это знакомство ребёнка с окружающим его миром, не только предметным, но и эмоциональным.
«Познавательное развитие» - образовательная область, которая способствует развитию любознательности, познавательной мотивации, интеллектуальных способностей дошкольников.
Трехлетние дети очень любознательные, хотят все знать. В этом им помогает дидактическая игра. Дидактическая игра – форма общения с ребёнком, расширяет словарь ребенка, формирует умение ребёнка взаимодействовать со сверстниками и взрослыми. Игры с детьми, а именно дидактические игры дают возможность видеть особенности каждого ребёнка, придумывая новые варианты, уже привычных игр.
В ходе дидактических игр дети сопоставляют, находят сходство в уже существующих и изображаемых предметах. Эта очень важно для развития интеллекта у дошкольников. Дидактическая игра удовлетворяет познавательную активность детей.
В процессе дидактических игр идёт совершенствование психических познавательных процессов, создаётся возможность закрепить свои знания и узнать много нового.
Целью нашей работы с детьми по познавательному развитию через дидактическую игру стало формирование знаний детей об окружающих предметах, их свойствах, качествах и явлениях окружающей жизни.
В играх ставим перед детьми выполнимые задачи, усложняя их. Начиная играть с детьми, используем изображения хорошо знакомых предметов (например, игрушки, овощи, фрукты). В процессе игр детям задаются вопросы, предлагаются образцы действий, наблюдаем за ходом игры или берём на себя роль ведущего.
В нашей работе используем игры для:
развития внимания, сообразительности, быстроты реакции, связной речи. Игры: «Один – много» «Кого не стало)» «Кто у кого» «Хлопни в ладоши» «Кого потеряла мама» «Снаружи – внутри» «Назови кто кем стал» «Что умеет делать собака?
«Кто какой», «Скажи наоборот» «Отгадай о описанию»
развития внимания и памяти : «Третий лишний», «Лото», «Бывает, не бывает», «Геометрические формы», «Собери картинку»;
для закрепление сенсорных эталонов «Цвет посуды», «Поляна», «найди пару», «Помоги ежику сложить грибочки», «Построй пирамидку»;
для формирования элементарных обобщающих понятий: «Овощи», «Фрукты», «Игрушки», «Посуда», «Одежда», «Обувь», «Мебель»;
для ознакомления с окружающим, социальным миром и миром природы: «Магазин», «Моя семья», «Мой, моя. мое», «Собери самолет»;
для организации совместной и самостоятельной деятельности детей в группе создаём предметно-развивающую среду - специальную дидактическую зону с большим набором познавательных игр, с учётом безопасности, эстетики, наглядности, доступности. «Третий лишний», «Назови ласково» ,«Фотоаппарат», «Вкусные слова», «Отгадай на вкус», «Кто где живет», «Чудесный мешочек», «Добавь слово»,«Что было бы, если…»
Работая с детьми мы по данному направлению:
1. Укрепляем и развиваем познавательный интерес.
2. Развиваем внимание, память, мышление.
3. Воспитываем целеустремленность, настойчивость, стремление доводить начатое до конца.
Большое значение имеет предметно-развивающая среда в группе, создать условия необходимые для того, чтобы вызвать интерес к познавательной деятельности детей. Имеющиеся дидактические игры, которые соответствуют возрастным, эстетическим требованиям, соответствуют принципу наглядности, доступности. Дидактические игры используются в образовательной деятельности, в режимные моменты, в индивидуальной работе.
Работа по познавательному развитию ведется по двум направлениям: работа с детьми, работа с родителями. С родителями проводятся консультации, беседы, на родительских собраниях устраиваются выставки дидактических игр.
Эта работа дала положительные результаты.
В дальнейшем мы планируем:
1. Изготовление новых дидактических игр.
2. Включение дидактических игр в работу с родителями в домашних условиях.
Подводя итог вышеизложенному, следует заметить, что познавательная активность младших дошкольников – это есть активность, которая возникает в процессе познания. Особенностью развития познавательной активности детей младшего дошкольного возраста является проявление элементов творчества, заинтересованное принятие информации, желание уточнить, углубить свои знания, самостоятельный поиск ответов на интересующие вопросы, умение усвоить способ познания и применить его в других ситуациях.
Игра – уникальный вид деятельности, который часто недооценивают родители и некоторые педагоги. Ведь только игра дает ребенку возможность самовыражения, саморазвития и социализации, принося при этом радость дошколятам.
Для того чтобы игра действительно увлекла детей, лично затронула каждого из них, воспитателю, родителям нужно стать её непосредственным участником. Своими действиями, эмоциональным общением с детьми, взрослый вовлекает малышей в совместную деятельность, делая её важной и значимой для них, становится в игре центром притяжения, что особенно важно на первых этапах знакомства с новой игрой.