Анастасия Говсец
Дидактическая игра как средство формирования правильной разговорной речи у детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Дидактическая игра как средство формирования правильной разговорной речи у детей старшего дошкольного возраста
Внедрение в практику игровых методик напрямую связано с рядом общих социокультурных процессов, направленных на поиск новых форм социальной организованности и культуры взаимоотношений между воспитателем и воспитанниками. В системе обучения игре отводится особое место. Это определяется тем, что игра очень созвучна природе ребенка, который от рождения и до наступления зрелости уделяет ей огромное внимание.
Публикация «Дидактическая игра как средство формирования правильной разговорной речи у детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
Игра – одно из самых ярких и светлых воспоминаний детства. Игру принято называть спутником детства. Игра - ведущая деятельность детей дошкольного возраста. Она влияет на все стороны жизни детей. Она влияет на развитие внимания, памяти, мышления, воображения, всех познавательных процессов; требует от ребенка включенности в правила; игровая ситуация постоянно влияет на умственную деятельность, подготавливает к мышлению в плане представлений, развивает воображение. Игровую деятельность исследовали такие известные педагоги, как С. Л. Выготский, Д. Б. Эльконин, А. П. Усова и др.
Существует трехступенчатая мотивация игры: «хочу!» - «надо!» - «могу!» Именно это является основным механизмом ее влияния на личность, секретом самовоспитания. Отсюда легко вывести направления педагогического руководства игровой деятельностью:
- вовлекать детей в игру, использовать особые приемы, побуждающие желание играть («хочу играть!»);
-помогать действовать по правилам и решать игровые задачи («так надо»);
- развивать творческий потенциал ребенка в процессе игры, способствовать появлению адекватной самооценки и чувства «могу!»
Особая роль в обучении и воспитании детей отводится дидактическим играм. Именно они помогают достичь желаемого результата в обучении детей, выступая своеобразной формой учебной деятельности.
В ходе игры дети незаметно для себя выполняют различные действия, игра ставит их в условия поиска, побуждает интерес к победе, облегчает преодоление трудностей в усвоении учебного материала. Очень многие дидактические игры заключают в себе вопрос, задания, призыв к действию, например: «Кто быстрее?», «Не зевать!», «отвечай сразу», «кто вернее?» т. д.
Значительная часть игр дает возможность сделать то или иное обобщение, осознать правила, которые только что изучили, закрепить, повторить полученные знания в системе, в новых связях, что способствует более глубокому усвоению пройденного.
Использование в учебном процессе дидактических игр и разных заданий, создание игровой ситуации приводит к тому, что дети незаметно для себя и без особого напряжения приобретают определенные знания, умения, навыки. Занимательная игровая ситуация помогает ребенку комфортно и эффективно развивать речь и преодолевать трудности. А разнообразие игровых дидактических приемов постоянно поддерживает интерес детей в процессе обучения. Игры и игровые упражнения на развитие речи вводятся с постепенным усложнением игровых и учебных заданий.
Успех формирования правильной разговорной речи у детей старшего дошкольного возраста зависит от тесной взаимосвязи логопеда, воспитателей и родителей. Цель такого взаимодействия:
- объединить усилия взрослых для успешного речевого развития каждого воспитанника группы;
- сформировать у родителей желание помогать своему ребенку, общаться с ним;
- уметь правильно реагировать на проблемы и достижения своего ребенка (помогать преодолевать трудности и радоваться его успехам).
Поэтому важно сделать родителей не только своими союзниками, но и грамотными помощниками. Для этого мы проводим в группе следующую работу:
-индивидуальные встречи с родителями.
- участие родителей в семинарах, в практикумах, в мастер-классах по обмену опытом. (Практикум «Ребенок и взрослый играем и развиваемся вместе», Семинар-практикум «Игры, в которые играют взрослые и дети».)
-участие родителей в речевых традициях группы.
-организовываем познавательную игротеку.
Выстраиваем выставки развивающих игр.
-подбираем литературу по вопросам и проблемам речевого развития и игре.
- оформляем стенд «Советы логопеда», «Уголок для родителей», стенгазеты «Поговорим серьезно», «Развивающая предметная среда для детей дома» и др., «Как организовать выходной день с ребенком».
-наглядное пособие «Ромашка», - «банк идей и рекомендаций для родителей.
-проводим групповые родительские собрания («Играйте с детьми», на которых рассказываем о взаимоотношениях взрослого и ребенка в игре.
-проводим консультации по вопросам и проблемам речевого развития («Дидактические и развивающие игры на развитие слухового внимания дошкольников», «Советы по развитию слухового восприятия дошкольников», «Дидактические игры при обучении грамоте»).
Такое взаимодействие значительно повышает эффективность педагогического воздействия на детей, позволяет преодолеть многие трудности и проблемы и получить желаемый результат в речевом развитии каждого ребенка.
Таким образом, использование дидактических игр в работе, способствуют развитию речевой активности детей, и повышению результативности по формированию правильной разговорной речи. Необходимо помнить, что развитие в ходе игровой деятельности речи дошкольников - попытка учить детей светло, радостно, без принуждения.