Лучший педагог года

Дидактическая игра как средство формирования фонетико-фонематических процессов

Лариса Полунина
Дидактическая игра как средство формирования фонетико-фонематических процессов
▼ Скачать +Заказ

В настоящее время стремительно увеличивается количество детей дошкольного возраста, имеющих различные речевые нарушения.

Без дополнительного вмешательства учителя-логопеда в процессе исправления звуков речи и развития фонематического слуха у детей дефекты речи не только не исчезают, но и усугубляются.

Так как фонематическое восприятие – это способность воспринимать и различать звуки речи (фонемы, то для этого необходимо формировать у детей хорошую дикцию; подвижность артикуляционного аппарата, обеспечивающие четкое и ясное произношение каждого звука в отдельности, а также правильность и слитность произношения.

Публикация «Дидактическая игра как средство формирования фонетико-фонематических процессов» размещена в разделах

Ребенок должен осознать звуковой строй языка, т. е. умение слышать в слове отдельные звуки, понять, что они расположены в определенной последовательности. Если своевременно не обратить на это внимание, то все дефекты устной речи будут перенесены будущими школьниками в письменную речь.

Как не допустить этого? Проблемы такого характера решаются очень трудно, но при тесном взаимодействии педагога с семьей возможно ускорить данный процесс путем ежедневной, целенаправленной работы.

Чем могут родители помочь своему ребенку преодолеть фонетико-фонематические нарушения? Один из способов – это ежедневно, через речевые игры совершенствовать умения ребенка, поддерживать его, нацеливая на успех.

Начинать следует с игр на развитие слухового внимания, слуховой памяти и фонематического восприятия :

- «Что звучит?» (узнавание на слух музыкальных инструментов);

- «Шумовые баночки» (определение на слух вида крупы);

- «Помоги Красной Шапочке узнать, какой предмет звучит?» (ложка деревянная или металлическая, карандаш, молоток, мяч, стеклянный стакан, часы и др.)

Постепенно охватывать все звуки речи, входящие в звуковую систему языка:

- «Хлопни в ладоши, когда услышишь звук (А) среди других звуков (О, А, И, Ы, К, А)»;

- «Угадай, кто пришел?» (волк, медведь, заяц) – узнавание по ритмическому рисунку (стукнем 1 раз – волк, 2 раза – медведь, 3 раза - заяц);

- «Назови короткие и длинные слова».

Выполняя разнообразные задания, игры и упражнения, дети приобретают умения контролировать свое произношение и исправлять его на основе сравнения собственной речи с речью окружающих.

Важно научить детей различать высоту, силу и темп голоса. Для этого можно использовать упражнения:

- «Угадай, чей голос?» (Мышка, медведь);

- «Гудок» (тихий, громкий);

- «Волк и семеро козлят» (голоса различной высоты).

Первостепенное значение для коррекции и формирования фонематической стороны и ее грамматического строя, формирования умения произносить слова сложной слоговой структуры имеет овладение навыками звукового и слогового анализа и синтеза слов ( выделение какого-либо звука из слова или последовательное называние звуков: к-о-т, м-а-к, к-а-ш-а).

Очень любят дети выполнять такие задания как «Измени букву» (санки-танки, пачка-тачка и т. д., «Потерялся первый звук» (крот-рот косы-осы).

Увлекают детей и игры «Доскажи словечко», «Определи количество слогов в словах», «Загадки - добавлялки» и др.

Все предложенные игры и упражнения направлены на выработку у детей правильного произношения звуков в словах, отчетливого и чистого произношения слов, пониманию и употреблению терминов СЛОВО и ЗВУК, выделению слов из общего речевого потока, вслушиванию в их звучание, самостоятельному установлению последовательности звуков и слогов как отдельных элементов слова.

Уважаемые родители, если вы хотя бы несколько минут в день посвятите своему ребенку и поиграете с ним в предложенные игры, это не только повысит уровень его речевого развития, но и мышления, памяти, воображения. Желаю успеха!

Публикации по теме:

Анкета «О развитии речи вашего ребенка» Анкета «О развитии речи вашего ребенка» 1. Как вы считаете, уровень развития речи связан с интеллектуальным развитием ребенка? 2. По каким.

Развитие фонематического слуха Развитие фонематического слуха у дошкольников. Многие родители считают, что достаточно выучить с ребенком буквы, и он будет грамотно читать.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Дидактическая игра как средство формирования фонетико-фонематических процессов
Опубликовано: 16 апреля 2014 в 16:35
+3Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Дидактическая игра как средство формирования фонетико-фонематических процессов» (включая файлы) размещена пользователем Лариса Полунина в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД