Шедько Анна
Дидактическая игра: исторический аспект
▼ Скачать + Заказать документы
Игра — это самый понятный для детей вид деятельности, который оказывает непосредственное влияние на развитие личности ребенка, помогающий проводить такие операции как анализ и синтез. В ней ярко совершенствуются все психические процессы, развивается активность и эмоциональность, появляется потребность в общении.
В педагогике, с момента ее зарождения важное внимание уделялось игре как наиважнейшего средства влияния на ребенка.
Педагогическая наука выделяет несколько периодов в процессе формирования теории игры и игрового метода воспитания.
Публикация «Дидактическая игра: исторический аспект» размещена в разделах
Первый период характеризуется философским осмыслением педагогической важности игры. Большинство известных мыслителей прошлого обращали внимание на важность применения игры в процессе обучения. Древнегреческая культура ввела игру в ранг прогрессирующей категории, определяя ее как мощный метод познания и нравственного развития. Поэтому проблема применение игры в дидактических целях не случайно впервые была поставлена в древнегреческой философии.
По мнению Аристотеля «игра – это средство отдыха, необходимого для серьезных дел».
По его утверждению, игра служит для того чтобы заполнить время от одного занятия до другого и для игры необходимо подбирать оптимальное время.
Таким образом, в ранних трудах философии была определена база осмысления игры как метода обучения. С одной стороны — игра рассматривается как значимый элемент педагогического процесса, а с другой стороны роль игры в обучении отрицалась, ее значимость сводилась к развлечению, веселью.
Следующий период становления педагогической теории ориентируется на труды педагогов-гуманистов. Смысл этого периода определяется тем, что была совершена попытка определения взаимосвязи игр и игрового метода обучения.
Я. А. Коменский указывал на необходимость «использования игры в процессе обучения детей».
Он полагал, что обучение должно протекать незаметно, с активным применением игровых методов. Стараясь оживить процесс обучения и заинтересовать детей в том, что учение необходимо, Я. А. Коменский использовал метод драматизации учебного материала и на базе «Открытой двери языков» сочинил несколько пьес, составивших произведение «Школа игры».
Уделяя большое внимание на участие ребенка в театрализованных представлениях, Я. А. Коменский пришел к выводу, что все это влияет на развитие у детей воображения, наблюдательности, способствованию развитию духовных и физических сил, и в тоже время игра является средством отдыха.
Приверженцем игрового метода в обучении являлся известный английский философ и педагог Дж. Локк. Формируя понятие о важности познания, он в своем педагогическом труде «Мысли о воспитании» повествует, что на раннем этапе развития, учеба должна объединяться с игрой, так как именно в игре происходит зарождение интереса к обучению и любознательности.
Ж. Ж. Руссо, И. Г. Песталоцци в своих научных трудах пытались объяснить, что ребенок развивается на основании законов естества. Они впервые в педагогической науке указали на «главенствующую роль игры в процессе развития детей». Ими было определено, что «игровая деятельность способствует побуждению ребенка к пониманию действительности, приводит в действие его волю и чувства, в значительной мере влияет на поступки, характер и ум», а также указали, что «развивать ребенка необходимо с его игровыми интересами и возрастными особенностями».
Третий период характеризуется целенаправленным изучением игровой деятельности. Игра как метод всестороннего развития и обучения ребенка не только провозглашается, но и становится предметом специального исследования.
Главным центром этой педагогической системы является теория игры Ф. Фребеля и классика отечественной педагогической науки К. Д. Ушинского.
Немецкий педагог Ф. Фребель считает, что «игра – это зеркало жизни и свободное проявление внутреннего мира. Игра – это переход от внутреннего мира к естеству». Ему, как основоположнику детских садов, принадлежит идея объединения игры с обучением.
В значительной мере очень велика роль для отечественной педагогики и психологии теория игры, разработанная К. Д. Ушинским. Он противопоставляет проповеди стихийности игровой деятельности, идею применения игры в общей системе воспитания. «Игра — свободная деятельность дитяти и в ней соединяются одновременно чувствование, стремление, представление».
Таким образом, идеи классиков педагогики о месте и роли игры в учебно-воспитательном процессе приобрели свое дальнейшее развитие и стали базой исследования многих отечественных ученых: философов, педагогов, психологов, социологов и т. д.