Лилия Михайлова
Дидактическая игра для освоения детьми эталонов формы «Игровой квадрат»
«Игровой квадрат»
- это увлекательная игра и эффективное средство развития ребёнка. Дидактическая игра способствует успешному освоению детьми эталонов формы. Это игра головоломка, в процессе которой дошкольники осваивают приёмы конструирования геометрических фигур и алгоритма сложения предметных форм. В процессе выполнения игровых заданий обдумывание детьми хода поиска результата предшествуют практическим действиям. Дошкольники приобщаются к элементам творческой деятельности. У детей формируется умение вести поиск решения путём предположений, осуществлять разные по характеру пробы, догадываться. Складывая квадрат, дети знакомятся с геометрическими фигурами и их свойствами. Используя принцип «оригами», из квадрата можно получить домик, конфету, лодочку, самолётик, котёнка, мышку, черепаху и другие образы. Также дети с удовольствием придумывают новые предметные силуэты. Игру можно использовать как на занятии, так и для индивидуальной работы с детьми.
Публикация «Дидактическая игра для освоения детьми эталонов формы „Игровой квадрат“» размещена в разделах
- Геометрические фигуры. Игры, дидактические пособия
- Дидактические игры
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая авторская дидактическая игра» октябрь 2013
Материал.
Игра представляет собой двухцветный квадрат, составленный из 32 треугольников. Плотная прозрачная основа, оклеенная с двух сторон треугольниками, придаёт квадрату гибкость и возможность многократно складывать из него различные фигуры.
Цель.
Игра способствует развитию тонкой моторики рук, пространственного мышления и творческого воображения, умения составлять геометрические фигуры из частей, понимая соотношения целого и части. «Игровой квадрат» развивает внимание, память, речь, логику, сообразительность, умение анализировать, сравнивать, делать выводы.
Игровые задания.
1. Дети знакомятся с квадратом: называют его цвета, проводят пальцем по контуру, определяя его форму. Далее называют геометрические фигуры, из которых состоит квадрат. Например, из четырёх маленьких квадратов; четырёх маленьких треугольников; одного квадрата и восьми маленьких треугольников; шестнадцати маленьких треугольников и т. д.
2. Следуя принципу «оригами» превращают квадрат в лодку, конфетку. Дети играют в превращение квадрата, самостоятельно складывают фигуры по схемам сложения, запоминая алгоритм конструирования. Например, попросите ребёнка сложить красно-синюю лодочку и найти спрятанные в ней геометрические фигуры. Затем пусть он посчитает, сколько в «лодочке» красных квадратов, прямоугольников, красных треугольников.
3. Квадрат «оживает» и превращается в различные предметы. Дошкольники складывают предметы по собственному замыслу, придумывая совместно сказочную историю.