Татьяна Епифанова
Дидактическая игра «Двойное лото»
▼ Скачать + Заказать документы
Дидактическая игра
Цель – комплексное развитие речи, произвольного внимания, произвольной памяти, установки на уважительное отношение к высказыванию собеседника.
Задачи:
1) формировать навык подбора карточек к игровому полю по принципу лото;
2) развивать навык актуализации полученной ранее информации по лексическим темам (домашние животные, домашние птицы, животные наших лесов, животные Севера, животные Юга);
3) развивать умение описывать предметы по заданному речевому шаблону;
Публикация «Дидактическая игра „Двойное лото“» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Лото. Настольная игра своими руками
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая авторская дидактическая игра» март 2022
4) развивать творческую активность, внимание, память, мышление;
5) воспитывать умение осуществлять самостоятельный выбор, принимать решение.
Правила игры
В игре могут участвовать от 2 до 6 человек. Оптимальной является численность 3 человека.
Игра состоит из 2 больших карточек 5 / 3 клетки, в каждой нарисована отдельная предметная картинка и двух идентичных наборов разрезных карточек, картинка на каждой из которых имеет свой аналог на игровом поле.
1 ВАРИАНТ ИГРЫ:
В начале игрового сеанса перед детьми раскладывается 1 игровое поле и 2 набора карточек вперемешку, картинками наверх.
1. Этап ознакомления с игрой.
Дети должны уяснить, что у всех карточек есть пары.
2. Этап формулирования правил игры.
Напомнить детям три важных правила:
1) Чтобы мы все сделали быстро и смогли поиграть во все, ищите свою карточку заранее, до того как наступит ваша очередь класть ее на поле.
2) Если кто-то уже положил картинку, не кладите пока вторую такую же, а возьмите новую.
3) Когда вы выберите картинку, назовите ее: «Это …» И скажите что-нибудь, что вы знаете об этом предмете. Например: «Это собака. Она живет в конуре».
Соблюдение первого условия не только экономит игровое время, но и побуждает детей к произвольному поддержанию игрового темпа, так как, описав карточку, им вновь самостоятельно приходится браться за новое задание. Соблюдение второго правила обеспечивает работу кратковременной зрительной памяти, в силу того что ребенок в момент поиска удерживает в своем сознании уже описанные картинки. Третье же условие ориентировано на развитие у детей речи, особенно ее произвольного аспекта, так как ответ всегда дается по определенному образцу.
3. Этап первичного заполнения игрового поля.
Используется один из двух способов.
а) Дети сами выбирают, какую карточку они будут класть. В этом случае развивается инициативность, уверенность детей в себе, игра становится более живой, но развитие произвольного внимания совмещено с развитием непроизвольного.
б) Дети заполняют карточки строго по строкам. Этот вариант подходит для менее дисциплинированных детей, так как направлен исключительно на развитие произвольного внимания и умения работать со строкой.
В обоих случаях педагог следит за точностью следования речевому образцу, а также за правильностью речи и полнотой описания. Например, высказывание: «Это кит. Он плавает» грамматически верное, но не полное, так как речевой образец предполагает, что предмет назван и описан содержательно. Педагог может в этом случае попросить ребенка ответить полнее: «А кит живет где?»
4. Этап вторичного заполнения игрового поля.
Педагог: Смотрите, у нас ведь еще остались карточки, так? Теперь давайте и их отправим в свои домики – положим поверх первых. И мы с вами также будем каждую карточку называть и описывать. Но только теперь, когда мы рассказываем что-то о предмете, нельзя повторяться и говорить то, что было сказано до вас. Расскажите что-нибудь новое об этой картинке.
Игру можно усложнить. Для этого после каждого ответа ребенка у него необходимо спрашивать, что же было сказано о предмете ранее, и кто именно из детей его описывал в первый раз.
Кроме этого, в игру можно включить соревновательный момент и давать ребенку фишку за каждое верное описание. Такой прием эффективен, когда игра проходит с трудом, и детей необходимо мотивировать на выполнение сложного для них задания.
Выигрывает тот участник, который наберет больше фишек.
2 ВАРИАНТ ИГРЫ: Игра может быть командной. Дети делятся на две группы, выбирают по 1 большой карточке. На середине стола лежат маленькие карточки вперемешку (по 1 экземпляру, картинкой вниз. Дети самостоятельно выбирают карточки, переворачивают, если карточка с изображением совпадает с картинкой на большой карточке, имеющейся у игроков в команде, они забирают ее, если нет, возвращают обратно. Выигрывает та команда, которая быстрее собрала свои карточки.
3 ВАРИАНТ ИГРЫ: Правила, как во 2 варианте игры, но теперь играют только двое детей. Выигрывает тот ребенок, который быстрее собрал свои карточки.