Елена Кузнецова
Диагностика эмоционально-экспрессивного развития детей младшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Актуальность исследования. Эмоции играют важную роль в жизни детей, помогая воспринимать действительность и реагировать на нее. На протяжении детства эмоции проходят путь прогрессивного развития, приобретая все более богатое содержание и все более сложные формы под влиянием социальных условий жизни и воспитания.
Публикация «Диагностика эмоционально-экспрессивного развития детей младшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Средняя группа
- Темочки
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (далее ФГОС ДО) из ряда условий, направленных на создание социальной ситуации развития детей, на одно из первых мест ставит обеспечение эмоционального благополучия детей, подчеркивая этим значимость эмоционально-экспрессивного развития детей дошкольного возраста в условиях дошкольной образовательной организации [46]. Понимание эмоциональных состояний, владение экспрессивными средствами самовыражения позволит ребенку реализовать себя в общении.
Развитие личности ребенка младшего дошкольного возраста тесно связано с формированием эмоционально-волевой сферы, включающей интересы и мотивы поведения, что, в свою очередь, определяется социальным окружением и реализацией типичных для данной ступени развития отношений ребенка со взрослыми и сверстниками. Система личных отношений является эмоционально насыщенной для младших дошкольников, поскольку связана с его оценкой и признанием как личности.
Доказано, что проблема эмоционально-экспрессивного развития дошкольников находится на начальной стадии своего изучения. Эмоционально-экспрессивное развитие непосредственно связано с проблемой эмоционального развития детей, которая в последнее время приобрела в педагогике особый научный интерес и новое осмысление (Т. В. Гребенщикова).
Изучением проблемы эмоционального развития в дошкольном возрасте занимались Г. М. Бреслав [4], Т. В. Гребенщикова [10], Е. И. Изотова [15], Е. М. Листик [29], Н. Е. Разенкова [37] и др. Однако исследований, направленных на изучение эмоционально-экспрессивного развития детей младшего дошкольного возраста недостаточно.
Проведенный анализ научной литературы по проблеме исследования позволил обнаружить противоречие между признанием необходимости эмоционально-экспрессивного развития детей в период младшего дошкольного возраста, с одной стороны, и недостаточным изучением сущности и показателей эмоционально-экспрессивного развития детей, с другой стороны. Раскрывая проблему диагностики эмоционально-экспрессивного развития детей младшего дошкольного возраста, можно выделить недостаток в изучении сущности и показателей эмоционально-экспрессивного развития младшего дошкольника.
Обозначенное противоречие актуализируют проблему исследования, каковы методы диагностики эмоционально-экспрессивного развития детей в младшем дошкольном возрасте?
Исходя из этого, была поставлена цель исследования: определить наиболее оптимальные методы и методики диагностики эмоционально-экспрессивного развития детей младшего дошкольного возраста и частично их апробировать.
Объект исследования: эмоционально-экспрессивное развитие детей младшего дошкольного возраста.
Предмет исследования: методы диагностики эмоционально-экспрессивного развития детей младшего дошкольного возраста. Гипотеза исследования: диагностика эмоционально-экспрессивного развития детей младшего дошкольного возраста будет результативной, при учете направленности на показатели их эмоционально-экспрессивного развития :
наличие внимания и интереса к эмоциям и экспрессии человека,
восприятие экспрессивных признаков (мимики, пантомимики,
понимание эмоции по экспрессии,
словарь обозначений детьми эмоционального состояния человека.
воспроизведение эмоций,
владение мимикой, пантомимикой, интонацией
Исходя из цели и гипотезы исследования, были поставлены следующие задачи:
1. Определить психолого-педагогическую сущность эмоционально-экспрессивного развития.
2. На основе теоретического исследования проблемы выявить показатели эмоционально-экспрессивного развития детей младшего дошкольного возраста.
3. Осуществить отбор методов диагностики эмоционально-экспрессивного развития детей младшего дошкольного возраста.
4. Провести эмпирическое исследование эмоционально-экспрессивного развития детей младшего дошкольного возраста.
В решении поставленных задач будет использован комплекс методов исследования: теоретический анализ психолого-педагогической литературы, педагогический эксперимент.