Альбина Хабушева
Диагностика в логопедической группе
▼ Скачать + Заказать документы
Цель логопедического обследования – определение путей и средств коррекционно - развивающей работы и возможностей обучения ребенка на основе выявления у него несформированности или нарушений в речевой сфере. Методы мониторинга: наблюдения, беседы, создание несложных (естественных) диагностических ситуаций.
Диагностика, по которой мы работаем состоит из 7 разделов (компонентов) для исследования состояния речи:
1. Фонематическое восприятие.
2. Звуковой анализ и синтез.
3. Артикуляционная моторика
Темочки:
4. Звукопроизношение.
5. Слоговая структура слов.
6. Грамматический строй речи.
7. Связная речь.
Каждый критерий оценивается по 5 бальной системе, уровень речевого развития определяется суммой баллов, так же выделено 5 уровней развития
Уровень развития Количество баллов
Высокий 63-65
Выше среднего 50-62
Средний 38-49
Ниже среднего 23-37
Низкий 13-22
Состояние фонематических процессов.
(по методике Г. А. Каше, Т. Б. Филичевой, Г. В. Чиркиной).
Фонематическое восприятие.
При обследовании предлагаю ребенку:
а) показать картинки с изображением предметов, в названии которых есть оппозиционные звуки и звуки, смешиваемые в произношении;
б) повторить слоги и слова с оппозиционными звуками.
Стимульный материал:
а) предметные картинки:
шар-жар лук-люк,
сук-жук каска-кашка
б) слоги и слова с оппозиционными звуками:
са-ша-са ща-ча-ща
са-ца-са ща-ся-ща
5 баллов – точное и правильное воспроизведение в темпе предъявления;
4 балла – точное воспроизведение в медленном темпе предъявления;
3 балла – неточное воспроизведение с заменой одного слога;
2 балла – неточное воспроизведение с перестановкой слогов, их заменой и пропусками:
Состояние фонематического анализа и синтеза
(по методике Л. Ф. Спировой).
Исходная ситуация.
Я предлагаю ребенку на слух определить:
а) первый звук в слове;
б) выделение последнего слова в слове;
в) Определение звука в слове, количество звуков в слове.
5 баллов – правильный ответ с первой попытки;
4 балла – правильный ответ со второй попытки;
3 балла – правильный ответ после стимулирующей помощи;
2 балла – неверный ответ после стимулирующей помощи;
1 балл – непонимание инструкции.
Обследование сохранности и подвижности
артикуляционного аппарата.
(по методике М. Е. Хватцева, Н. А. Чевелёвой)
Исходная ситуация: Анатомическое строение артикуляционного аппарата (наличие и характер аномалий в строении).
Упражнения для губ.
«Улыбка», «Трубочка».
«Улыбка» - «Трубочка» под счет до пяти.
Упражнения для языка.
«Широкий», «Узкий».
«Широкий – узкий» под счет 5 раз
«Часики»
«Качели»
«Цоканье»
Обработка результатов.
5 баллов – правильное выполнение движения (3-5 сек., 4-5 раз;
4 балла – замедленное выполнение;
3 балла – замедленное и напряженное выполнение;
2 балла – выполнение с ошибками: длительный поиск позы, недостаточный объем, темп, точность, наличие синкинезий, гиперкинезов, тремор;
1 балл – невыполнение движения.
Состояние звукопроизношения
(по методике Ф. Ф. Рау, М. Ф. Фомичевой).
Исходная ситуация.
Ребенку предлагаются цветные картинки – символы, цветные предметные картинки, где исследуемый звук проверяется в следующей последовательности: изолированно, затем в разных позициях (в начале, середине и конце слова, и потом предлагают произнести фразу, в которой исследуемый звук часто встречается.
Стимульный материал:
а) Картинки-символы:
«Насос» - воздух выходит из насоса и свистит «с-с-с».
«Кран с водой» - струйка воды льётся из крана «ссс».
«Большой комар» - комар звенит «ззз».
б) Предметные картинки: в) Фразы:
/С/ - собака, усы, нос. У Сони новые сани.
/С/ - синий (квадрат, апельсин, гусь. Сима и Сеня весело смеялись.
Инструкция:
а) «Посмотри на картинку и повтори за мной:…»
б) «Посмотри внимательно на картинку и назови Что это? Кто это?»
в) «Повтори за мной фразы».
Обработка результатов: 5 баллов – норма;
4 балла – верно изолированно;
3 балла – верно изолированно и в начале слова;
2 балла – верно 1 звук из группы;
1 балл – все неверно.
Примечание: В речевой карте отмечается вид нарушения звукопроизношения (сигматизм, парасигматизм, ламбдацизм, параламбдацизм, ротацизм, параротацизм).
Слоговой структуры слова.
(по методике А. К. Марковой).
Исходная ситуация.
Выявляем степень владения слоговой структурой слов.
Материалом исследования слоговой структуры слова служит отраженный повтор вслед за мной слов и предложений разной структурной сложности.
При грубом нарушении слоговой структуры необходимо предложить ряд слогов на переключение.
Инструкция:
- «Повтори вслед за мной слова: тротуар, градусник, фотоаппарат, экскаватор, виолончелист, регулировщик.
- «Повтори за мной предложения:
Парашютисты готовятся к прыжку
Экскурсовод проводит экскурсию
5 баллов – правильное выполнение задания;
4 балла – замедленное послоговое воспроизведение;
3 балла – содружественное проговаривание;
2 балла – искажение звуко-слоговой структуры слова;
1 балл – невыполнение задания.
Грамматического строя речи.
(по методике Т. Б. Филичевой, Г. В. Чиркиной).
Этот раздел позволяет выявить следующие аспекты: уровень владения грамматическими средствами в самостоятельной речи, уровень понимания грамматических единиц и конструкций, характер грамматических ошибок.
а) Предложные конструкции.
Исходная ситуация:
Составление предложений по картинкам с изображением предложно-падежных конструкций, где выявляется употребление следующих предлогов : за – из-за, под – из-под, со, между, около.
Стимульный материал:
Картинкам с изображением предложно-падежных конструкций
Инструкция: «Посмотри на картинку, и составь предложение о том, что здесь изображено».
б) Согласование существительных и прилагательных в роде, числе и падеже.
Исходная ситуация:
Ребенок отвечает на вопросы логопеда, по картинке согласовывая существи-тельные с прилагательными в роде и падеже.
Стимульный материал:
Мужской род – Синий шар.
Женский род – Желтая репка.
Средний род – Красное яблоко.
Инструкция: «Посмотри на картинку и ответь на мои вопросы:
Р. п – Чего не стало?
Д. п. – К чему подошел (а?
В. п. – Что купишь?
Т. п. – С чем пойдешь в гости к бабушке?
П. п. – О чем мечтаешь?
в) Согласование существительных с числительными.
Связной речи.
(по методикам Т. Б. Филичевой, Г. В. Чиркиной, Г. А. Каше).
Этот раздел позволяет выявить степень сформированности развернутого, самостоятельного высказывания и установить соответствие возрастным нормам.
а) Составление рассказа по сюжетной картинке.
Исходная ситуация:
Логопед предлагает ребенку из трёх сюжетных картинок выбрать одну и составить по ней рассказ.
Стимульный материал:
Сюжетные картинки: «Семья дома», «Зимние забавы», «Семья на даче».
Инструкция:
«Выбери картинку, которая тебе понравилась. Рассмотри внимательно картинку и составь рассказ».
б) Составление рассказа по серии сюжетных картинок.
Исходная ситуация:
Логопед предлагает ребенку серию из четырёх сюжетных картинок. Ребенку необходимо разложить их по порядку и составить рассказ.
Стимульный материал:
Серия из четырёх сюжетных картин (№ 2).
Инструкция:
«Разложи последовательно картинки и составь рассказ».
в) Пересказ.
Исходная ситуация:
Текст прочитывается дважды. Перед повторным чтением текста дается установка на пересказ.
«Мы – ваши друзья!»
Пришла зима. Многие птицы улетели на юг. А мы – воробьи, синицы – остались с вами в городе.
Голодно нам, а еда под снегом. Не удивляйтесь, что мы еще с осени начинаем носами в окна стучать. Мы напоминаем вам: вы слушали весной наши песни; осенью ели груши, яблоки. Это мы сады охраняли. Теперь ваш черёд. Помогите нам!
Стимульный материал:
Текст «Мы – ваши друзья». А. Аксенова.
Инструкция:
«Послушай внимательно рассказ».
«А сейчас я прочитаю его еще раз. Слушай внимательно и приготовься мне рассказать о том, что ты услышал (а)».
г) Составление рассказа – описания
Во время мониторинга создается положительный эмоциональный фон взаимодействия между учителем-логопедом и ребёнком. Ребенок заинтересовывается выполнением тестовых заданий, а не принуждается к выполнению. Используются различные формы поощрения, ребёнок поддерживается и подбадривается. При первых проявлениях усталости или негативизма у ребенка обследование прекращается и переносится на следующий день.
Ответы детей фиксирую в протоколе, на основании которого заполняю сводные таблицы результатов обследования речи детей, заполняю речевые карты, составляю план коррекционно-развивающей работы. С диагностики все начинается и заканчивается тоже диагностикой. В конце учебного года с15 по 31 мая провожу повторное обследование речи детей.