Ирина Борисова
Диагностика уровня сформированности функциональной грамотности младших школьников
▼ Скачать + Заказать документы
Диагностика уровня сформированности функциональной грамотности младших школьников
Подготовила : Борисова Ирина Владимировна
XXI век стал этапом значительных изменений и трансформаций во многих областях. Интенсивное использование коммуникативных средств и технологий, распространение и совершенствование форм творческой деятельности в СМИ и социальных сетях, а также практика формирования мировосприятия индивидуумов через рекламу и пропаганду, актуализировали понятие грамотности в современном социуме.
Публикация «Диагностика уровня сформированности функциональной грамотности младших школьников» размещена в разделах
- Начальная школа. 1-4 классы
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
Важно обозначить различие между общей неграмотностью, когда человек не умеет читать и писать, и низким уровнем сформированности навыков функциональной грамотности, когда человек умеет читать и писать, но не может эффективно применять это в повседневной жизни.
В соответствии с представленным А. А. Ковцун, А. Н. Кохичко определением данного феномена, человек характеризуется как функционально грамотный в том случае, если он способен «заниматься всеми теми видами деятельности, в которых грамотность необходима для его эффективного функционирования или деятельности группы, сообщества, а также для того, чтобы он или она могли продолжать использовать чтение, письмо и счет для своего собственного развития и развития общества» (Ковцун, Кохичко, 2022). Иными словами, функциональная грамотность характеризуется как набор практических навыков, необходимых для чтения, письма и математических расчетов в реальных жизненных ситуациях, чтобы люди могли эффективно функционировать в сообществе.
Вопрос об определении понятия «функциональная грамотность» до сих пор является открытым и широко обсуждаемым в научном сообществе. Согласно М. Озенчу и С. Шаркиту, функциональная грамотность рассматривается в качестве многомерной концепции, при этом она непосредственно связана с развитием как личности человека, так и общества, предоставляя индивиду возможность использовать приобретенные общие знания, умения и навыки в своей бытовой повседневной деятельности, что значительно улучшает качество жизни в целом (zen, ark t, 2021).
Ключевой фигурой, изучавшей сущность понятия «функциональная грамотность» в отечественной педагогике, стал А. А. Леонтьев. Согласно его определению, функционально грамотная личность – это человек, способный и регулярно применяющий знаний, умения и навыки, которые приобретает на протяжении всей жизни для решения своих личных повседневных задач, а также во благо общества и для установления социальных контактов.
В общем контексте можно сделать вывод, что функционально грамотные люди – это индивиды, умеющие применять полученные знания, решать проблемы, с которыми они сталкиваются, на высоком уровне. Ключевой при рассмотрении особенностей функциональной грамотности выступает проблема диагностики уровня сформированности данного показателя.
Формирование функциональной грамотности школьников лежит в основе современных образовательных парадигм и является ключевой задачей образовательного процесса согласно федеральным государственным образовательным стандартам (ФГОС). В поправках к ним от 2022 г. для начальной и основной школы (1 и 5 классы) определены четкие требования к уровню функциональной грамотности обучающихся, отвечающие современным запросам жизни и общества, необходимости практического применения полученных знаний2. Однако все еще остается нерешенной проблема организации корректного и адекватного диагностирования обучающихся.
Тесты являются важнейшим учебно-психологическим средством, часто используемым в педагогике и психологии в связи с простотой применения и широкими возможностями диагностирования, которые они предоставляют в отношении индивидуальных измеряемых характеристик. Однако тестовые методики не всегда позволяют получить реальные показатели усвоения того или иного материала, особенно среди учащихся начальной школы. Это зачастую связано с возрастными особенностями развития и невозможностью корректной интерпретации детьми инструкции к заданию, высоким темпом работы, исключением возможностей применения индивидуального подхода и т. д.
В настоящее время среди методик диагностики уровня сформированности функциональной грамотности учащихся начальной школы приняты международные подходы TIMSS, PIRLS и общероссийская методика НИКО. ЮНЕСКО, OECD (Организация экономического сотрудничества и развития) и IEA (Международная ассоциация по оценке учебных достижений) измеряют грамотность и другие ключевые знания детей, молодежи и взрослых в рамках широкомасштабной международной оценки сильных и слабых сторон образования в разных странах (Стрельникова, Журавлева, 2021).
Эти виды международных тестов обычно диагностируют навыки грамотности и счета различными способами, включая группировку результатов и способностей по отдельным уровням. Международные, межнациональные и государственные исследования в области образования в первую очередь проводят масштабные оценки, а не индивидуальную диагностику способностей.
На этом фоне очевидно, что в диагностических материалах присутствуют некоторые недочеты тестовых критериев (адекватность оценивания, конструктная и критериальная валидность и др., которые применяются в стандартных индивидуальных диагностических тестах. Тем не менее применение данных методик для получения общей картины сформированности функциональной грамотности учащихся оправдано ввиду современной тенденции к глобализации.
Первое из таких международных тестирований – TIMSS (англ. The Trends in International Mathematics and Science Study). Оно представляет собой межнациональное сравнительное исследование успеваемости и тенденций обучения учащихся 4-х и 8-х классов по математике и естественным наукам. Однако такого рода диагностика включает в себя не только проверку знаний, умений и навыков по конкретным учебным дисциплинам, но и оценку уровня отношения испытуемых к обучению, изучение интересов и мотивации учащихся, способности к применению знаний в реальных жизненных ситуациях, что позволяет применять данное исследование для оценки сформированности функциональной грамотности младших школьников. Российская Федерация входит в список 46 стран-участниц TIMSS, которые каждые 4 года проходят данное исследование.
Структура TIMSS-диагностики разрабатывается международным сообществом ученых, педагогов и психологов и непрерывно модернизируется. В настоящее время методика включает в себя: тест достижений с делением на тематические блоки; анкеты для учащихся, родителей, педагогов; руководство-инструкцию для организаторов тестирования и специальное программное обеспечение.
Вторая диагностическая методика оценки уровня сформированности функциональной грамотности младших школьников – PIRLS -диагностика (англ. Progress in International Literacy Study). Она представляет собой международное исследование качества чтения и понимания текста или читательской грамотности. Тестирование также проводится среди учащихся 4-х классов начальной школы с регулярностью 1 раз в 4 года.
Сущность методики заключается в том, что учащимся предлагается два небольших текста разной стилистики: научно-популярный и художественный. После прочтения их детям необходимо ответить на ряд вопросов, которые помогают оценить следующие умения и навыки:
1. способность находить необходимую информацию ( формирование навыков дедукции: от общего – к частному);
2. навыки формулировки выводов;
3. интерпретация и обобщение изученной информации;
4. проведение анализа текста, включающее характеристику его языковых особенностей, структуры и т. д..
Оценка умений осуществляется по двум основным направлениям: чтение с целью получения читательского опыта и чтение с целью приобретения необходимой информации, что является отражением сформированности ключевых умений, регулярно применяемых людьми в повседневной жизни, т. е. методика позволяет оценить уровень функциональной грамотности индивида.
Согласно PIRLS-исследованию, в 2006 и 2016 гг. Российская Федерация заняла первое место по уровню сформированности читательской грамотности у младших школьников (Tugba, 2021). Министр просвещения РФ Сергей Кравцов утверждает, что данный показатель говорит о том, что «по начальной школе мы первые в мире» 1, приравнивая методику PIRLS к диагностике уровня сформированности функциональной грамотности. Зарегистрированной в России общегосударственной методикой диагностики уровня сформированности функциональной грамотности школьников в настоящий момент является НИКО (Национальные исследования качества образования). Она была апробирована в 2014 г. как средство исследования качества начального образования в соответствии с новыми федеральными требованиями. Данное исследование представляет собой мониторинг общего уровня умений, знаний и навыков учащихся.
Диагностические работы такого плана проводятся ежегодно, начиная с 4 класса, где оценивают уровень знаний по следующим направлениям: математика, окружающий мир, русский язык. Задания составляются с учетом необходимости диагностики личностных и метапредметных результатов, что является частью функциональной грамотности школьника.
Помимо использования утвержденных законодательными актами международных и государственных методик, в Российской Федерации активно ведется разработка собственных авторских методических пособий и контрольно-измерительных материалов в соответствии с требованиями ФГОС и рабочими программами образовательных учреждений (Буяров, Цеона, 2022).
Цель создания и применения локальных диагностических методов – регулярное тестирование и оценка уровня сформированности функциональной грамотности школьников, направленное на их подготовку к проведению национальных и международных диагностик, а также на определение качества усвоения учебного материала для создания возможности последующей корректировки педагогических подходов к образовательному процессу.
Таким образом, можно сделать вывод, что применяемые в настоящее время методы диагностики уровня сформированности функциональной грамотности младших школьников являются эффективными и оправданными. Разработка новых и перспективных методик осуществляется в соответствии с международными и федеральными образовательными стандартами. Контрольно-измерительные материалы регулярно совершенствуются и дополняются согласно общему изменению мировых тенденций в образовании, технологиях и коммуникации, что позволяет адекватно оценить уровень функциональной грамотности, характерный для определенного этапа развития человечества.
Регулярное применение рассмотренных диагностических методик позволит отследить необходимость внесения изменений в существующие образовательные программы и будет способствовать обеспечению реализации системно-деятельностного подхода как ключевого принципа построения современной образовательной концепции. Представленные материалы могут быть использованы педагогами начальной школы при составлении авторских контрольно-измерительных материалов, а также для разработки локальных и региональных учебных пособий по диагностике уровня сформированности функциональной грамотности младших школьников.