Аня
Диагностика уровней развития нравственно-патриотических чувств любви к родному городу у старших и подготовительных групп
▼ Скачать + Заказать документы
Диагностика уровней развития нравственно-патриотических чувств любви к родному городу у старших и подготовительных групп
Постановка проблемы. Согласно Федерального Государственного образовательного стандарта дошкольного образования, с целью установления уровня развития знаний, умений и навыков, предусмотренных программой ДОУ необходимо проводить мониторинг. Система мониторинга достижения детьми планируемых результатов освоения примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования призвана обеспечить комплексный подход к оценке результатов освоения данной программы и динамики развития детей.
Публикация «Диагностика уровней развития нравственно-патриотических чувств любви к родному городу у старших и подготовительных групп» размещена в разделах
- Диагностика
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Подготовительная группа
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Старшая группа
- Темочки
Исходя из этого, необходимым условием патриотического воспитания дошкольников является осуществление мониторинга уровней развития патриотических чувств любви к родному городу у старших и подготовительных к школе дошкольников. Для его реализации необходимо отобрать критерии и показатели развития изучаемых знаний и отношений, исходя из задач дошкольного образования в данном виде деятельности, подобрать диагностические задания для организации мониторинга.
Несмотря на разнообразие программ, задачи по патриотическому воспитанию в них сводятся к:
1. развивать представления о родном городе и стране;
2. формировать первоначальные чувства патриотизма как общечеловеческой ценности (любви к своей семье, детскому саду, родному краю, стране, окружающим);
3. способствовать осознанию ребенком себя как гражданина своей страны, уважительно и с гордостью относящегося к ее символике (флагу, гербу, гимну).
Для диагностики уровня патриотических чувств у старших и подготовительных к школе дошкольников в группах нами были выделены критерии, показатели и уровни патриотического развития детей, согласно требованиям программ ДОУ.
1. Когнитивный критерий, с показателями:
- наличие знаний названия своего города, района, домашнего адреса;
- наличие знаний достопримечательностей города, площадей, скверов).
2. Мировоззренческо-ценностный критерий, с показателями:
- способность к аргументированному суждению, оценке;
- умение выразить свое отношение к объектам.
3. Мотивационно-потребностный критерий, с показателями:
- эмоционально-эстетическая отзывчивость;
- уважение и интерес к культуре народа, народному искусству, традициям, обычаям, фольклору, стремление к их творческому освоению и сохранению.
Контрольные задания по каждому критерию включают в себя:
Когнитивный критерий. Задание «Родной город».
Цель: определить уровень знаний о городе, крае (знать название своего города, района, домашний адрес. Называть достопримечательности города, площадей, скверов)
Предварительная работа: беседы, занятия, экскурсии.
Оборудование: развивающая игра «где находится памятник?" Карта-схема города, фотографии с достопримечательностями, фишки.
Методы: беседа, игра, запись ответов детей.
Ход: беседа с детьми. Воспитатель предлагает посмотреть на картинки, назвать памятник и обозначить его фишкой на карте.
Мировоззренческо-ценностный критерий. Задание «Государственная символика»
Цель: Определить уровень сформированности характерных знаний о гербе, флаге РФ и родного города.
Материалы: герб, флаг РФ и Ставрополя.
Методы: беседа
Ход проведения: Ребенку предлагается рассмотреть предложенные символы города и государства, назвать их, дать им характеристику, объяснить символику.
Мотивационно-потребностный критерий. Задание. «Нравственно-патриотическое отношение»
Цель: определить отношения к родному краю. Умение детей связно, последовательно высказывать свою точку зрения в ответе на вопрос. Способность мыслить свободно.
Методы: беседа. Воспитатель предлагает ответить на следующие вопросы:
- Какие достопримечательности вы хотели бы посетить вместе с родителями в городе Ставрополе?
- Что интересное о родном городе ты видел, посещая музеи нашего города?
- Что интересное о родном городе ты видел, посещая музеи нашего города?
Исходя из ответов детей по всем заданиям определялся уровень развития нравственно-патриотических чувств и сформированности знаний о родном городе у старших дошкольников :
Высокий уровень. Ребенок без особого труда называет название города, района, домашний адрес. Связно и последовательно отвечает на поставленные вопросы. Знает достопримечательности города, где они расположены. Называет 4–5 улицы, площадь. Ребенок правильно определяет символы. Называет цвета флага РФ, знает порядок их расположения. Без труда называет значение изображения на гербе своего города и гербе России. Может объяснить символику герба РФ и Ставрополя. Проявляет интерес.
Средний уровень. Ребенок иногда допускает незначительные ошибки. Знает название достопримечательностей, но не может объяснить их местонахождение. На поставленные вопросы отвечает последовательно, но иногда ответы бывают слишком краткими. Ребенок правильно определяет символы. Допускает незначительные ошибки в определении цветов и их значения флагов. С помощью взрослого рассказывает о символах гербов и их значении. Ребенок полными предложениями, логично и последовательно отвечает на вопросы. Понятно для собеседника умеет рассказать о том, что нового он узнал от посещения того или иного объекта. Ребёнок передает настроение, впечатление. Ребенок не всегда связно отвечает на поставленные вопросы. Ему требуется помощь, подсказка педагога, вспомогательные вопросы. Ответы дают без рассуждений и объяснений, речь с ограниченным запасом слов, не оперируют предметными терминами.
Низкий уровень. Ребенок часто допускает ошибки. Затрудняется назвать домашний адрес, достопримечательности города. На поставленные вопросы отвечает с трудом, в основном неверно. Ребенок неправильно определяет символы. Затрудняется рассказать о цветах флагов, символах герба. Постоянно обращается за помощью к взрослому. Не проявляет интереса к теме. Ребенок затрудняется отвечать на поставленные вопросы. Помощь педагога и вспомогательные вопросы не оказывают значимого влияния на ответы, дети часто отмалчиваются. Речь односложная.
Диагностика уровней развития нравственно- патриотических чувств у детей дошкольного возраста проводилась в два этапа.
Первый этап: диагностика детей старшего дошкольного возраста группы №5 «Белоснежка» 2016-2017 учебного года, 28 человек.
Второй этап: диагностика детей подготовительных к школе дошкольников группы №5 «Белоснежка» 2017-2018 учебного года, 26 человек.
Экспериментальная работа проводилась на базе МБДОУ детский сад комбинированного вида №11 «Журавушка» города Ставрополя.
Анализ результатов проведенного исследования по всем заданиям приведен в таблице 2. На диаграмме рисунка 1 отображены итоговые результаты проведенного исследования.
Таблица 2. Результаты изучения уровней развития патриотических чувств старших, конец учебного года (группа №1) и подготовительных к школе дошкольников, начало учебного года (группа №2)
Уровень Задание 1. Задание 2. Задание 3. Итоговый показатель
Группа №1
Высокий 21%/6 0 18%/5 13%
Средний 36%/10 57%/16 21%/ 6 38%
Низкий 43%/12 43%/12 61%/17 49%
Группа №2
Высокий 27%/7 0 27%/7 18%
Средний 46%/12 62%/16 31%/8 46%
Низкий 27%/7 38%/ 10 42%/11 36%
По результатам таблицы и диаграммы видно, что исследуемых нами группах высокий уровень развития патриотических качеств выявлен у 13 % в группе № 1, и у 18 % в группе № 2. Средний уровень : 38 %в группе № 1 и 46 % в группе № 2. Низкие результаты у 49 % в группе № 1 и 36 %в группе № 2.
Рис. 1. Результаты изучения уровней развития нравственно-патриотических чувств старших и подготовительных к школе дошкольников
Выводы.
Таким образом, критериями и показателями уровней развития патриотических чувств старших и подготовительных к школе дошкольников, исходя из анализа задач программ дошкольного образования в данной области, выступают: когнитивный критерий, с показателями: наличие знаний названия своего города, района, домашнего адреса; наличие знаний достопримечательностей города, площадей, скверов); мировоззренческо-ценностный критерий, с показателями: способность к аргументированному суждению, оценке; умение выразить свое отношение к объектам; мотивационно-потребностный критерий, с показателями: эмоционально-эстетическая отзывчивость; уважение и интерес к культуре народа, народному искусству, традициям, обычаям, фольклору, стремление к их творческому освоению и сохранению.
Проведенное нами исследование уровней развития патриотических чувств детей старшего дошкольного возраста и подготовительного к школе дошкольного возраста показало, что большинство детей в обеих группах имеют недостаточный уровень развития данных качеств, что говорит о необходимости организованного обучения и воспитания детей.