МААМ-картинки

Диагностика психологической готовности детей к школе: готовность в интеллектуальной сфере

Каюмова Анна Михайловна
Диагностика психологической готовности детей к школе: готовность в интеллектуальной сфере
▼ Скачать + Заказать документы

Методика 1 (Ориентировка в окружающем, запас знаний)

Данные выявляются в беседе с ребёнком. Рекомендуемые вопросы:

1. Как тебя зовут?

2. Сколько тебе лет?

3. Как зовут твоих родителей?

4. Как называется город (село, деревня, посёлок, где ты живешь?

5. Каких ты знаешь домашних животных? Диких животных?

6. В какое время года на деревьях появляются листья?

7. Что остается, на земле после дождя?

8. Чем отличается день от ночи?

Оценка результатов

Публикация «Диагностика психологической готовности детей к школе: готовность в интеллектуальной сфере» размещена в разделах

По результатам беседы заполняется первый пункт протокола обследования. После номера каждого вопроса ставится знак «+» или «–». Знак «+» ставится при следующих ответах:

Вопросы 1-4: верный ответ (в том числе, если называются уменьшительные имена).

Вопрос 5: названо не менее 2 домашних и 2 диких животных; не названы дикие животные вместо домашних и наоборот.

Вопрос 6: «весной», «когда зима кончилась» и т. п.

Вопрос 7: «лужи», «грязь», «мокрость», «вода», «слякоть» и т. п.

Вопрос 8: «днём светло», «днём солнце», а «ночью луна», «ночью спят»

Итоговый уровень ориентировки в окружающем, запаса знаний определяется на основе подсчёта числа «плюсов» по вопросам 1-8: высокий- 7-8 «плюсов», средний- 5-6 «плюсов», низкий- 4 и менее.

Методика 2 (Сенсорные этапы);

Для проведения эксперимента необходим следующий материал: набор плоских геометрических фигур разного цвета и величины, который выкладывается перед ребёнком. Инструкция: «Возьми, пожалуйста, большой круг красного цвета и положи его в центр (середину) стола. Теперь возьми жёлтый треугольник и положи его слева от круга». Далее предложить ребёнку располагать неиспользованные геометрические фигуры из имеющегося набора в других пространственных направлениях (над, под, сверху, снизу).

Оценка результатов

Эксперимент позволяет выявить умение ребёнка пользоваться системой общественно выработанных сенсорных эталонов. При этом проверяется знание (ставится знак «+») или незнание (знак «–») :

1) геометрических фигур;

2) цвета;

3) величины;

4) пространственного расположения предметов.

Уровень владения сенсорными эталонами определяется следующим образом: высокий - по всем 4 параметрам получены оценки «+»; средний - оценки «+» получены по 3 любым параметрам; низкий - по двум и меньше. Результаты вносятся в протокол.

Методика 3 (Классификация и обобщение)

Ребенку - показывают карточки с изображениями четырех предметов (например, три цветка и кошка, посуда и стол и т. д.) и просят, выделив лишний, обобщить три остальных. Инструкция: «На этих карточках нарисованы четыре предмета, три из них имеют что-то общее (подходят друг к другу, а один не подходит. Посмотри, что не подходит, какой предмет здесь Лишний». Если ребенок отвечает, то его спрашивают; «Почему не подходит?» Если объяснения не следует, а лишний предмет выделен правильно, то можно спросить; «Что это такое?» Можно ребенку сообщить, что он правильно выделил лишний предмет, и попросить объяснить почему.

Оценка результатов

Уровень классификации оценивается знаком «+», если 3 предмета объединены в одну группу по существенному признаку, знаком «–» - по несущественному.

Уровень обобщения оценивается знаком «+», если выделенная группа названа обобщающим понятием; знаком «–», если обобщающего понятия не дано.

Итоговый уровень классификации и обобщения определяется как высокий, если выполнение задания оценено 2 «плюсами», средний - знаком «+ –», низкий - 2 «минусами».

Методика 4 (Логичность мышления);

Перед ребенком в беспорядке кладут четыре картинки, на которых изображена определенная; хорошо известная ему последовательность событий (например, на одной картинке мальчик просыпается, на другой - умывается, на третьей завтракает, на четвертой - идет в школу). Проверяющий просит ребенка разложить картинки в нужном порядке и объяснить, почему он положил их так, а не иначе. Инструкция: «На всех этих картинках изображена одна история. На одной - начало, на другой - продолжение, и так до конца: разложи все картинки по порядку: что было сначала, что потом и чем дело кончилось. Составь по ним рассказ (расскажи, что произошло)».

Эта методика направлена на выявление понимания ребенком смысла ситуации; установление пространственно-временных и, причинно-следственных связей.

Оценка результатов

В данном задании знаком «+» отмечается правильное расположение картинок и правильное описание изображенных событий. Не считается ошибкой изменение последовательности картинок, если оно разумно обосновано, ребенком (например, вместо последовательности «просыпается - умывается - завтракает -идет в школу» дана последовательность «приходит из школы - умывается - ужинает - ложится спать»). Знак : «+ –» ставится в случае, когда ребенок логично выстраивает последовательность картинок, но, не может ее обосновать, знак «–» - когда последовательность картинок случайна.

Итоговый уровень логичности мышления оценивается как высокий, если задание оценено, знаком : «+», средний - знаком «+ –», низкий - знаком «–».

Методика 5 (Счет);

Для определения сформированности навыков счета следует попросить ребенка:

1) сосчитать от 1 до 10,

2) сосчитать от 10 и обратно.

3) решить простые арифметические задачи на сложение и вычитание.

Оценка результатов

Правильное выполнение каждого из трех заданий оценивается знаком «+», неправильное - знаком «–».

Итоговый уровень сформированности навыков счета оценивается как высокий, если ребенок получил три «плюса», средний - 2 «плюса», низкий -1 «плюс» и меньше.

Методика 6 (Чтение).

Сформированность навыка чтения проверяется так: ребенку предлагается прочесть текст, состоящий из простых предложений. В словах, не должно быть более трех слогов.

Оценка результатов

Итоговый уровень сформированности навыка чтения определяется как высокий, если ребенок читает целыми словами или слогами, средний - чтение побуквенное, низкий - не читает, но знает отдельные буквы.

Публикации по теме:

Консультация для педагогов «Коммуникативная готовность детей к школе» .

Консультация «Психологическая готовность детей к обучению в школе». Часть 1Консультация «Психологическая готовность детей к обучению в школе». Часть 1 Поступление в школу – это начало нового этапа в жизни ребенка. От готовности ребенка к этому моменту во многом будет зависеть формирование.

Консультация «Психологическая готовность детей к обучению в школе». Часть 2 Существует гипотеза: адаптация зависит от уровня психологической готовности ребенка к школе, комфортности его пребывания в учебном заведении,.

Консультация «Психологическая готовность детей к обучению в школе». Часть 3 Обсуждая проблему готовности к школе, Д. Б. Эльконин на первое место ставил сформированность необходимых предпосылок учебной деятельности.

Консультация «Психологическая готовность детей к обучению в школе». Часть 6 Деятельный критерий рассмотрим более подробно. В 6-7 лет моторика уже готова к тому чтобы писать скорописью. Именно в этот момент в созревании.

Консультация «Психологическая готовность детей к школе». Часть 5 Критерии готовности к школе. Критерии определяются как теоретически разработанные показатели уровня сформированности различных качеств личности.

Проектная деятельность по формированию познавательной и мотивационной готовности детей к школе «Скоро в школу» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №38 города Кузнецка Проектная деятельность.

Развитие интеллектуальной готовности детей 6–7 лет с помощью логических блоков ДьенешаРазвитие интеллектуальной готовности детей 6–7 лет с помощью логических блоков Дьенеша Каждый родитель желает видеть своего ребёнка успешным в будущем: в учебе в школе, профессиональной деятельности. Безусловно, успешность.

Развитие моторики — один из показателей интеллектуальной готовности к школеРазвитие моторики — один из показателей интеллектуальной готовности к школе «Если Вы хотите вырастить хороших детей, тратьте на них в два раза меньше денег и в два раза больше времени» Эстер Селсдон Одной из основных.

Советы и рекомендации для родителей «Речевая готовность детей к школе»Советы и рекомендации для родителей «Речевая готовность детей к школе» Говоря о готовности дошкольника к школьному обучению,необходимо заметить важность уровня речевого развития ребёнка,поскольку именно при.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Диагностика психологической готовности детей к школе: готовность в интеллектуальной сфере
Опубликовано: 19 сентября 2022 в 10:00
+2Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Диагностика психологической готовности детей к школе: готовность в интеллектуальной сфере» (включая файлы) размещена пользователем Каюмова Анна Михайловна в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День первого льда. Папка-передвижка «Осторожно, тонкий лед!»

В конце ноября проводится Единый день безопасности на льду для предупреждения несчастных случаев с детьми на водоемах. 

24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД