Татьяна Горбунова
Диагностика памяти у школьников
▼ Скачать + Заказать документы
Тест 1. Диагностика зрительной памяти на образы.
Учащимся дается таблица с 16 образами (картинками, которая экспонируется в течение 20 секунд. Образы необходимо запомнить и в течение 1 минуты воспроизвести на бланке (можно либо зарисовать, либо выразить словесно). Норма – 8 правильных ответов. Большее число правильных ответов говорит о хорошей памяти на образы.
Тест 2. Диагностика зрительной механической памяти.
Публикация «Диагностика памяти у школьников» размещена в разделах
На рисунке написаны 12 двузначных чисел. (34, 48, 52, 64, 87, 16, 43, 76, 93, 26, 12, 51). Рисунок демонстрируется не менее30 секунд, затем убирается. Числа необходимо запомнить и затем записать в любом порядке. Если правильно записано 8-9 чисел, то это свидетельствует о хорошем уровне развития зрительной механической памяти.
Тест 3. Диагностика слуховой памяти.
Можно использовать методику: «10 слов». Рекомендуемый набор слов: дирижабль, лапа, яблоко, карандаш, гроза, утка, обруч, мельница, попугай, листок. При нормальном объеме кратковременной слуховой памяти подросток должен воспроизвести с одного предъявления не менее 6 слов.
Тест 4. Диагностика слуховой механической памяти.
Учащимся зачитывают 12 двузначных чисел (16, 23, 43, 92, 78, 36, 31, 59, 53, 14, 87, 64). Пор сигналу запомненные числа надо записать в любом порядке. Если 7 чисел воспроизведено правильно, то это свидетельствует о хорошей механической слуховой памяти.
Тест 5. Диагностика оперативной памяти.
Учащимся зачитываются ряды из 5 однозначных чисел. Надо запомнить числа в той последовательности, в которой они предъявляются. Затем следует в уме сложить первое число со вторым, записать сумму, второе с третьим и записать сумму, третье с четвертым и записать сумму, четвертое с пятым и записать сумму. Всего должно быть четыре суммы.
Варианты заданий: Ответы:
3 1 5 2 7 4 6 7 9
4 4 3 5 2 8 7 8 7
1 3 1 5 2 4 4 6 7
6 3 1 5 2 9 4 6 7
4 2 6 1 3 6 8 7 4
7 1 5 2 1 8 6 7 3
3 5 1 2 6 8 6 3 8
7 1 7 2 6 8 8 9 8
3 4 3 2 5 7 7 5 7
2 5 3 4 1 7 8 7 5
Тест 6. Диагностика смысловой памяти.
Учащимся зачитывается 10 пар слов, между словами имеется смысловая связь. Затем через небольшой интервал времени зачитывается лишь первое слово из каждой пары. Учащиеся должны припомнить второе слово. Если правильно воспроизведено 6 пар из 10, то можно считать, что смысловая память развита вполне удовлетворительно.
Рекомендуемый набор слов:
шум – вода
стол – обед
мост – река
рубль – копейка
лес – медведь
дуб – желудь
дичь – выстрел
рой – пчела
час – время
гвоздь – доска
Тест 7. Диагностика памяти и анализа ассоциаций.
Для этого теста можно использовать методику «Пиктограмма». Для проведения исследования достаточно иметь карандаш и бумагу. Заранее следует приготовить 12-18 слов и словосочетаний. Например:
тяжелая работа
веселый праздник
развитие
вкусный ужин
болезнь
разлука
счастье
дружба
печаль
строгая учительница
несправедливость
обман
богатство
темная ночь
девочке холодно
страх
подвиг
больная женщина
Во время зачитывания этих фраз учащиеся могут рисовать что угодно и как угодно, лишь бы рисунок мог напомнить заданное слово или словосочетание. Через 5 минут после окончания чтения следует предложить учащимся по рисункам вспомнить заданные слова. Коэффициент запоминания вычисляется по формуле: Количество правильных ответов разделить на общее количество сочетаний и умножить на 100 процентов. 50-60% – этот показатель свидетельствует о хорошей памяти.