Папки-передвижки

Диагностика нервно-психического развития детей первого года жизни

Гром Вера
Диагностика нервно-психического развития детей первого года жизни
▼ Скачать

Данная схема является сокращенным вариантом методики Э. Фрухт. Она не направлена на постановку диагноза, а лишь позволяет распознать общую картину развития и обратить внимание на некоторые тревожные симптомы.

10 дней

1. Зрительные ориентировочные реакции: удерживает в поле зрения движущийся предмет (ступенчатое слежение) : фиксирует взглядом игрушку (следит) в течение 10 с. Движения глаз скачкообразные. Может следить за игрушкой в одну сторону.

2. Слуховые ориентировочные реакции: вздрагивает и моргает при резком звуке; при звуке вздрагивает и моргает или реагирует одним способом на звук с обеих сторон.

Публикация «Диагностика нервно-психического развития детей первого года жизни» размещена в разделах

18-20 дней

1. Зрительные ориентировочные реакции: удерживает в поле зрения неподвижный предмет (лицо взрослого); движения заторможены, фиксирует взглядом предмет или лицо взрослого в течение 5—10 с.

2. Слуховые ориентировочные реакции: через 5—10 с успокаивается; движения заторможены. Слуховое сосредоточение в течение 10—15 с.

1 месяц

1. Зрительные ориентировочные реакции: плавное прослеживание движущегося предмета; сосредоточивает взгляд на игрушке, плавно следит за ней (до 30 см, не выпускает ее из поля зрения, поворачивает голову вправо и влево. Разрешается следить за игрушкой в одну сторону не менее 2 раз.

2. Слуховые ориентировочные реакции: прислушивается во время и после звучания погремушки (10—15 с, движения заторможены.

3. Эмоции и социальное поведение, первая улыбка в ответ на разговор взрослого; неярко улыбается в ответ за 3—4 обращения к нему.

4. Движения общие, лежа на животе, пытается поднимать и удерживать голову (в течение 5 с); сразу поднимает голову после поглаживания спины, удерживает ее в течение 5 с и опускает.

5. Подготовительные этапы развития активной речи : издает отдельные звуки в ответ на разговор с ним; после нескольких обращений взрослого ребенок отвечает отдельными звуками. Допустима отсроченная реакция (от нескольких секунд до 1 мин).

2 месяца

1. Зрительные ориентировочные реакции:

а) длительное зрительное сосредоточение: смотрит на привлекший

внимание неподвижный предмет или лицо взрослого; смотрит на игрушку

в течение 20—25с, не двигается;

б) длительно следит за движущейся игрушкой или взрослым: следит не-

прерывно (10—15 с) за небольшой игрушкой (до 50 см, поворачивая голову вправо и влево.

2. Слуховые ориентировочные реакции:

а) ищущие повороты головы при длительном звуке: слушает в течение

5 с и после этого или сразу поворачивает голову вправо и влево; возможен

преимущественный поворот голову в одну сторону;

б) поворачивает голову в сторону голоса взрослого: сосредоточенно

слушает в течение 5—10 с и поворачивает голову в сторону голоса взросло-

го, ищет глазами, пытается «увидеть».

3. Эмоции и социальное поведение.

а) быстро отвечает улыбкой на разговор с ним: широко и длительно

улыбается после трех обращений к нему;

б) длительное зрительное сосредоточение на другом ребенке: случайно

увидев лежащего рядом ребенка, услышав его голос, поворачивает голову и сосредоточивает на нем взгляд в течение 15—30 с. Движения заторможены.

4. Движения общие, лежа на животе, поднимает и некоторое время удерживает голову; поднимает невысоко и удерживает голову не менее 5 с.

5. Подготовительные этапы развития активной речи : повторно произносит отдельные звуки.

3 месяца

1. Зрительные оринтировочные реакции: зрительное сосредоточение в вертикальном положении (на лице разговаривающего с ним взрослого, игрушке); после двух-трех обращений смотрит на лицо говорящего взрослого или игрушку в течение 10 с.

2. Эмоции и социальное поведение.

а) проявляет комплекс оживления в ответ на эмоциональное общение с

ним (разговор) : смотрит на лицо взрослого. После одного-двух обращений

широко улыбается, издает тихие и короткие звуки, сгибает и разгибает

ноги и руки. Оживление нарастает и сохраняется после обращения в тече-

ние 5—10 с. Может проявлять комплекс оживления без какого-нибудь одно-

го компонента;

б) ищет глазами ребенка, издающего звуки: услышав звуки, издаваемые лежащим рядом ребенком, ищет взглядом источник звука, а найдя, сосредоточивает взгляд на соседе, затем может реагировать комплексом оживления.

3. Движения руки: случайно наталкивается руками на игрушки, низко висящие над грудью; оживляясь, выпрямляет руки и наталкивается на игрушку (одну или обе) 2—3 раза. Разжимая пальцы, пытается захватить ее и прослеживает глазами движения рук.

4. Движения общие.

а) лежит на животе, опираясь на предплечья и высоко подняв голову (в

течение 1 мин) : сразу высоко поднимает голову, опираясь на предплечья,

грудь приподнята, ноги спокойно лежат. Сохраняет это положение в течение 1 мин;

б) удерживает голову в вертикальном положении (на руках у взросло-

го) : удерживает голову прямо в течение 30 с;

в) при поддержке под мышки крепко упирается в твердую опору ногами, согнутыми в тазобедренном суставе: при прикосновении к опоре выпрямляет ноги в коленном суставе и упирается обеими ступнями.

4 месяца

1. Зрительные ориентировочные реакции: узнает мать или близкого человека (радуется); на знакомого человека смотрит выжидающе, радостно улыбается. При повторном появлении оживляется, внимательно смотрит, иногда гулит и тянется. Недоволен, когда взрослый отходит, и не сразу переводит взгляд на незнакомого; смотрит на него спокойно, отвлекается. В доме ребенка реакция может отсутствовать.

2. Слуховые ориентировочные реакции:

а) поворачивает голову в сторону невидимого источника звука и нахо-

дит его глазами: слушает в течение 2—3 с и четко поворачивает голову в

сторону звука, ищет и быстро находит глазами погремушки или бумагу,

смотрит на нее в течение 10 с;

б) по-разному реагирует на спокойную и плясовую мелодии: спокойно

слушает колыбельную, смотрит на поющего. Движения заторможены.

Оживляется при звуках плясовой, радостно смотрит на взрослого, появля-

ется комплекс оживления. После окончания пения оживление сохраняется

в течение 5—10 с. При звуках колыбельной опять становится спокойным.

3. Эмоции и социальное поведение.

а) во время бодрствования часто и легко возникает комплекс оживления: рассматривает игрушки, захватывает их, следит за окружающим, приходит в оживленное состояние, которое может длиться 3 мин и более;

б) ищет взглядом другого ребенка, рассматривает, радуется, тянется к

нему: активно ищет и находит взглядом соседа, рассматривает его лицо,

оживляется, тянется, пытается дотронуться, иногда поворачивается. Вто-

рой ребенок в ответ улыбается.

4. Движения руки и действия с предметами: рассматривает, ощупывает и захватывает низко висящие над грудью игрушки; смотрит на игрушку, потягивает руки, ощупывает, рассматривает, захватывает, держит, толкает, следит за ней взглядом и т. д. (3 мин и более).

5. Движения общие, то же, что и в 3 месяца, но более ярко выражено.

6. Подготовительные этапы развития активной речи : гулит; гулит сам или через 1—3 мин после общения с ним взрослого.

7. Навыки и умения в процессах во время кормления придерживает руками грудь матери или бутылочку; при виде груди матери или бутылочки тянется руками и захватывает, во время кормления — руки на бутылочке.

5 месяцев

1. Зрительные ориентировочные реакции: отличает близких людей от

чужих по внешнему виду (по-разному реагирует на лицо знакомого и незнакомого человека); при виде знакомого взрослого радуется, оживляется, при виде незнакомого оживление угасает, тормозятся движения, он хмурится, может заплакать.

2. Слуховые ориентировочные реакции:

а) узнает голос матери или близкого человека; к незнакомому голосу

прислушивается, ищет говорящего глазами, к повторному звучанию бывает безразличен. К голосу знакомого взрослого прислушивается, ищет глазами, улыбается, поворачивается, беспокоится и ищет, если голос замолкает;

б) различает строгую и ласковую интонации обращенной к нему речи,

по-разному реагирует: на ласковую интонацию улыбается, оживляется, на

строгую — сосредоточивается, хмурится, может заплакать.

3. Эмоции и социальное поведение, радуется ребенку, берет у него из рук игрушку, гулит; осматривает все, находит глазами ребенка, издающего звуки, рассматривает его, меняет положение, тянется, старается взять игрушку (если ребенок ее держит, гулит, повторяет за ним звуки.

4. Движения руки и действия с предметами:

а) берет игрушку из рук взрослого: смотрит на игрушку, поднимает и

выпрямляет руки, направляет их к игрушке и берет ее (возможно, одной

рукой);

б) удерживает в руке игрушку: взяв игрушку, не роняет и удерживает ее

в течение 30 с.

5. Движения общие.

а) долго лежит на животе, подняв корпус и опираясь на ладони выпрямленных рук: сразу после того, как положили на живот, или при виде игрушки, или после дополнительного воздействия выпрямляет руки, поднимает голову и верхнюю часть корпуса, лежит, опираясь на ладони выпрямленных рук;

б) переворачивается со спины на живот: следит за игрушкой, поворачи-

вает голову, корпус, ложится на бок и сразу переворачивается на живот,

выпрямляет ноги в тазобедренных суставах и, опираясь на выпрямленные

руки, высоко поднимает голову или выполняет это движение при помощи

взрослого;

в) ровно, устойчиво стоит при поддержке под мышки: твердо опирается обеими стопами выпрямленных в коленном и тазобедренном суставах ног не менее 1 мин.

6. Подготовительные этапы развития активной речи : подолгу певуче гулит — длительно, нараспев произносит гласные звуки (без видимых воздействий, при виде взрослого, игрушки или после общения со взрослым).

7. Навыки и умения в процессах ест с ложки полугустую и густую пищу — открывает рот, когда ложка касается его губ. Снимает пищу губами понемногу. Ест медленно.

6 месяцев

1. Зрительные ориентировочные реакции: по-разному реагирует на свое и чужое имена — прислушивается. Если называю чужое имя, не всегда смотрит на взрослого, отвлекается, спокоен. Услышав свое имя, радуется, быстро оборачивается в сторону взрослого, смотрит на него.

2. Движения руки и действия с предметами: уверенно берет игрушки, находясь в любом положении, и подолгу занимается ими, перекладывает из одной руки в другую; сразу после привлечения внимания или дополнительного стимулирования уверенно берет игрушку, перекладывает и пр. Каждый ребенок действует по-своему в течение 1 мин.

3. Движения общие.

а) переворачивается с живота на спину: следит за игрушкой, поворачи-

вает голову и быстро переворачивается на спину сам или при помощи

взрослого;

б) передвигается, переставляя руки или немного подползая: в течение

3—5 с смотрит на игрушку и пытается достать, подползает вперед, подтягиваясь на руках, двигается вбок, переставляя руки, или назад.

4. Подготовительные этапы развития активной речи : произносит отдельные слоги: однократно или редко произносит какой-либо один слог («ба», «ма», может, прислушиваясь к взрослому, повторно произнести слог за ним.

5. Навыки и умения в процессах.

а) хорошо ест с ложки, снимая пищу губами: раскрывает рот раньше,

чем ложка коснется губ, и снимает пищу губами;

б) пьет из блюдца или чашки небольшое количество жидкой пищи: прикасается губами к чашке и начинает пить. Выпивает всю порцию.

7 месяцев

1. Движения руки и действия с предметами: игрушкой стучит, размахивает, перекладывает, бросает и пр. ; многократно перекладывает игрушку из руки в руку, извлекает звук, стучит по подстилке, бросает вниз (1 мин).

2. Движение общие, хорошо ползает (много, быстро, в разных направле-

ниях); сразу или после рассматривания игрушки и помощи ползет вперед к ней, делает четкие движения руками и ногами, энергично, быстро любым способом меняет направление.

3. Подготовительные этапы развития понимания речи : на вопрос:

«Где. ?» — находит взглядом предмет, находящийся постоянно в опреде-

ленном месте (например, часы, куклу и др.) — поворачивается к игрушке и смотрит на нее, иногда хочет ее взять.

4. Подготовительные этапы развития активной речи : подолгу лепечет, повторно произносит одни и те же слоги; лепечет сам или, молча слушая, смотрит на губы говорящего и через 1— 5 мин произносит повторно слоги: «ба-ба», «ма-ма» или др.

5. Навыки и умения в процессах, пьет из чашки, которую держит взрослый — прикасается губами к краю чашки, пьет быстро.

8 месяцев

1. Эмоции и эмоциональное поведение, смотрит на действия другого ребенка и смеется или лепечет; смотрит внимательно, с интересом на ребенка, привлекающего его внимание, движения могут быть заторможены, иногда повторяет слоги, смеется, глядя на соседа, подражает его действиям, тянется к игрушке.

2. Движения и действия с предметами:

а) игрушками занимается долго и разнообразно действует с ними в зависимости от их свойств: толкает мяч один раз, еще раз, сбрасывает крышку с бидончика, действует сразу или после помощи взрослого. Выполняет любые два действия;

б) подражает действиям взрослого с игрушками (катает, стучит, выни-

мает и т. п.); смотрит на действия взрослого и подражает: толкает мяч, сбрасывает крышку, вынимает и пр. Действует повторно и однократно. Может выполнить два действия из трех.

3. Движения общие.

а) сам садится, сидит и ложится; поворачивает голову, чтобы увидеть

игрушку, ложится на бок, опираясь на руку, и садится; если ребенок овладел

движением, он отвечает на помощь сам или с участием взрослого. Сидит

прямо. Ищет игрушку, поворачивает голову, ложится на бок, опираясь на

руку, и сразу ложится на живот. Может сесть и лечь другим способом;

б) держась руками за барьер, сам встает, стоит и опускается; цепляясь

руками за перекладину, встает на колено и одну ногу, затем сам или при

помощи взрослого встает на обе ноги и выпрямляется. Держась, стоит на

прямых, расставленных ногах в течение 1 мин. Оборачивается за игруш-

кой, переставляя руки, опускается на одно колено, сгибает другую ногу и,

придерживаясь, становится на четвереньки или садится;

в) переступает, держась за барьер; идет за игрушкой, переставляя руки,

переступая приставным шагом, боком, медленно.

4. Подготовительные этапы развития понимания речи :

а) на вопрос: «Где. ?» — находит несколько (два-три) предметов на по-

стоянных местах; на вопрос: «Где. ?» — поворачивает голову и смотрит на называемый предмет, находит два предмета;

б) по слову взрослого выполняет разученные ранее действия (без пока-

за, например, «ладушки», «дай ручку» и др. ; по просьбе выполняет одно из

движений.

5. Подготовительные этапы развития активной речи : громко, четко и повторно произносит различные слоги; произносит повторно слоги, имеющиеся в его лепете (несколько слогов).

6. Навыки и умения в процессах, ест корочку хлеба, которую сам держит в руке, пьет из чашки, которую держит взрослый; держит хлеб в руке и направляет его в рот, откусывает хлеб зубами или деснами; при виде чашки протягивает к ней руки, открывает рот, пьет, слегка придерживая чашку руками.

9 месяцев

1. Слуховые ориентировочные реакции: плясовые движения под плясовую мелодию; тихо слушает спокойную мелодию, под плясовую воспроизводит освоенные плясовые движения.

2. Эмоции и социальное поведение: догоняет ребенка, ползет к нему навстречу; подражает действиям и движениям другого ребенка; один ребенок, посмотрев на другого, уходит, другой устремляется за ним, оба радуются этому. Ползут друг другу навстречу и смеются (возможна игра в прятки и др.); ребенок наблюдает за играющими детьми, начинает подражать им — стучит рукой по бубну, подползает к ведру или ящику и вынимает оттуда игрушки, повторяет действия детей.

3. Действия с предметами: с предметами действует по-разному, в зависимости от их свойств (катает, вынимает, открывает, гремит, нажимает и др.) — резиновую игрушку сжимает, крышку открывает, погремушкой гремит, мяч катает; может выполнить только одно действие.

Движения общие: переходит от одного предмета к другому, слегка придерживаясь за них руками: смотрит на взрослого и направляется к нему, держась одной рукой, вполоборота, приставным или чередующимся шагом, передвигается вслед за игрушкой. Переходит к другой опоре приставным шагом, держась одной рукой и перенося другую на новую опору. Делает два-три перехода.

4. Подготовительные этапы развития понимания речи :

а) на вопрос: «Где. ?» — находит взглядом несколько знакомых предметов в разных местах независимо от их постоянного местоположения; находит взглядом игрушку на постоянных местах, ищет и находит их на других местах;

б) знает свое имя: на зов приближается к взрослому или оборачивается,

идет к тому, кто зовет, на чужое имя не реагирует.

6. Подготовительные этапы развития активной речи : подражает взрослому, повторяя за ним слоги, имеющиеся в лепете, слушает, следит за движением губ взрослого и сразу или через 1—2 мин повторяет слоги.

7. Навыки и умения в процессах:

а) хорошо пьет из чашки, слегка придерживая ее руками, четко направ-

ляет руки к чашке и берет ее двумя руками, наклоняется к ней и пьет.

Может поднять чашку ко рту, наклонить. Если взрослый перестанет под-

держивать чашку, ребенок выронит ее;

б) формируется навык опрятности (спокойно относится к процессу вы-

саживания на горшок) : ребенок спокойно и адекватно реагирует на предложение взрослого идти на горшок. Сидя на горшке, иногда лепечет, улыбается, не пытается встать. Результат положительный.

10 месяцев

1. Эмоции и социальное поведение: действует рядом с ребенком или одной игрушкой с ним; действия одного ребенка привлекают другого, который приближается и включается в те же действия, или независимо друг от друга они действуют в одном месте, рядом (вынимают игрушки из одного ящика, улыбаются друг другу).

2. Действия с предметами: самостоятельно и по просьбе взрослого выполняет различные действия с игрушками (вынимает и вкладывает, открывает и закрывает, катает). Действия с предметами принимают устойчивый характер: при виде игрушек выполняет отдельные разученные действия, по предложению взрослого выполняет требуемые действия. Может выполнять действия не до конца (не все игрушки вложил, не все вынул).

3. Движения общие:

а) встает около горки, берется руками за перила с одной стороны и

поднимается вверх боком, переставляя руки, приставным шагом или берется за перила с обеих сторон или двумя руками с одной стороны;

б) идет вперед с поддержкой за обе руки: шагает за взрослым, опираясь

на его руки, шагает одной ногой вперед (приставным шагом) или чередую-

щимся шагом.

4. Понимание речи: по просьбе: «Дай.» — находит знакомые предметы среди других и дает их; находит, берет и дает две из трех называемых игрушек.

5. Подготовительные этапы развития активной речи : подражая взрослому, повторяет за ним новые слоги, которых еще не было в лепете ребенка; слушает, следит за движением губ говорящего и сразу или через 1—2 мин, подражая, повторно произносит два-три сочетания слогов.

6. Навыки и умения в процессах: закрепляются умения, приобретенные в 10 месяцев.

11 месяцев

1. Эмоции и социальное поведение:

а) радуется приходу детей; радуется детям, смотрит на них; ждет, пока

приведут, устремляется к ним, смеется, лепечет, когда их помещают в

манеж (за барьер);

б) избирательное отношение к детям — радуется появлению определен-

ного ребенка, подходит к нему, заигрывает. Если этого ребенка забирают

из манежа, проявляет недовольство. Если наблюдаемого ребенка помеща-

ют к детям, он осматривается и сразу направляется к определенному ребенку, подходит, наблюдает, начинает действовать с ним или рядом. Бывает иначе: приближается к определенному ребенку, дергает его, разбрасывает его игрушки, отходит и спокойно играет в другом месте.

2. Действия с предметами: овладевает новыми действиями с предметами и начинает выполнять их по слову взрослого (накладывает кубик на кубик, снимает и надевает кольца с большими отверстиями на стержень); сам или по инструкции выполняет два действия (не менее) — накладывает кирпичик, снимает и надевает кольца и др.

3. Движения общие:

а) стоит самостоятельно; отрывается от опоры и стоит на расставлен-

ных ногах 5 с или, оставленный без опоры, не падает в течение 5 с, ноги

расставлены, руки балансируют;

б) делает первые самостоятельные шаги; отпускает опору, делает два-

три шага вперед, затем опускается или ищет опору.

4. Понимание речи:

а) по словесной инструкции выполняет разученные действия, не под-

сказанные предметами (водит куклу, кормит собачку и пр.); по предложе-

нию взрослого водит куклу, кормит собачку и др. Выполняет любые два

действия;

б) появляются первые обобщения в понимаемой речи: по словесной

просьбе взрослого дает любую куклу, которую видит среди игрушек, мячи,

все машины, часы и др. ; находит две-три игрушки одного вида и дает их.

Ребенок находит однородные предметы в кабинете (огоньки, пуговицы на

одежде и др.).

5. Активная речь: произносит первые слова-обозначения, например, «мама, ав-ав, би-би, дай» и др. ; во время игры или при виде показанных игрушек ребенок называет их облегченными словами, повторяет слова за взрослым. Произносит одно-два слова.

12 месяцев

1. Зрительные ориентировочные реакции:

а) различает предметы по форме (отличает кирпичик от кубика по просьбе взрослого); в ответ на вопрос смотрит на кубик, на кирпичик, берет рукой и протягивает взрослому, находит взглядом кубик и кирпичик;

б) узнает на фотографии знакомого взрослого, мать; в ответ на вопрос смотрит на фотографию, узнав, смеется, трогает ее, оборачивается к взрослому. Если ребенок разговаривает, то называет взрослого, изображенного на фотографии.

2. Эмоции и социальное поведение:

а) протягивает другому ребенку и отдает игрушку, сопровождая это смехом и лепетом; действует игрушкой, сосед смотрит на него, наблюдаемый ребенок протягивает соседу игрушку, может смеяться, лепетать, сказать: «На», может действовать молча;

б) ищет игрушку, спрятанную другим ребенком; один берет игрушку из

рук другого и прячет ее за спину или под пеленку. Другой ищет, просит:

«Дай», смеется.

3. Действия с предметами:

а) самостоятельно выполняет разученные действия с игрушками (ката-

ет, водит, кормит и др.); самостоятельно или по речевой инструкции вос-

производит разученные действия (кормит куклу, катает машину, водит

мишку) повторно или однократно. Выполняет три любых разных действия

с тремя игрушками или одно действие с тремя игрушками;

б) переносит действия, разученные с одним предметом, на другой

(водит, кормит, баюкает куклу, мишку, собачку и др.); выполняет действия сам или по просьбе взрослого: кормит куклу и других, укладывает их спать

и пр.

4. Движения общие: ходит самостоятельно (без опоры); идет чередующимся шагом, может повернуться, изменить направление. Проходит, не присаживаясь, до 3 м.

5. Понимание речи:

а) понимает (без показа) названия нескольких предметов, действия,

имена взрослых и детей, выполняет отдельные поручения («найди, прине-

си, отдай тете, положи на место»); ребенок выполняет любые просьбы

взрослого: находит, приносит, дает игрушки, идет к названным взрослым,

отдает им игрушки, находит одежду и пр. ;

б) понимает слово «нельзя»; при слове «нельзя» сразу или после двух-

трех повторений прекращает действие (может не поставить чашку на стол,

но перестает стучать);

в) некоторые слова в речи взрослых принимают обобщенный характер;

четко выполняет инструкцию взрослого сразу или после двух-трех повторе-

ний;

г) по слову взрослого выполняет разученные ранее действия с игрушка-

ми: берет куклу и укачивает ее (вверх и вниз, кормит собачку, кладет кир-

пичик на кирпичик и др.

6. Активная речь:

а) легко подражает новым слогам; повторяет за проверяющим слоги.

Допустима отсроченная реакция.

б) произносит пять — десять облегченных слов; повторяет за проверяющим слова «дай, так, топ-топ» и др. ; при показе игрушек называет их облегченными словами сам или повторяет названия за взрослым. Допустима отсроченная реакция.

7. Навыки и умения в процессах: самостоятельно пьет из чашки (держит ее руками и пьет) — протягивает руки к чашке, берет, подносит к губам и пьет. Чашку не выпускает, может сам поставить ее на стол. Разрешается держать чашку, которую дал взрослый, и пить из нее

Публикации по теме:

Циклограмма подвижных игр (для детей третьего года жизни) Подвижные игры одно из главных приоритетных направлений в развитии дошкольника на протяжении всего дня. сентябрь (3. й г. ж.) Название игры.

Родительское собрание в форме деловой игры «Особенности развития детей пятого года жизни и основные задачи воспитания»Родительское собрание в форме деловой игры «Особенности развития детей пятого года жизни и основные задачи воспитания» Цель: повышение педагогической культуры родителей по вопросу развития детей пятого года жизни, активизировать мыслительную деятельность.

Диагностика определения уровня развития мелкой моторики Изучение мелкой моторики пальцев рук – важная задача психолого-педагогической и коррекционно-развивающей работы. Здесь первостепенную роль.

Фотоотчет по организации первого учебного дня в школе раннего развитияФотоотчет по организации первого учебного дня в школе раннего развития Доброго времени суток, уважаемые коллеги. Незаметно пролетело прекрасное лето. Пришло время похозяйничать в природе щедрой осень. Осень.

Индивидуальный план коррекционно-развивающей работы педагога-психолога с ребенком 6–7 лет с задержкой психического развития .

Математические задания для детей седьмого года жизниМатематические задания для детей седьмого года жизни Скопируй Цель. Упражнять детей в умении ориентироваться на листе бумаги в клетку. Задание для детей. Нарисуйте точки и картинки с правой.

Организация предметно — развивающей среды в группе по охране и укреплению физического и психического развития дошкольников «Чтобы сделать ребенка умным и рассудительным, сделайте его крепким и здоровым: пусть он работает, действует, бегает, кричит, пусть он находится.

Природа Югры в творчестве детей 6-го года жизни (фотоотчет)Природа Югры в творчестве детей 6-го года жизни (фотоотчет) Уважаемые коллеги! Вашему вниманию предоставляю продукты деятельности детей проектно-тематической недели «По лесным осенним дорожкам нашего.

Развитие связной речи у дошкольников с задержкой психического развития с помощью мнемотехники На протяжении 3 лет я изучала и использовала в своей практической деятельности приемы и методы мнемотехники. Сегодня я хочу вас познакомить.

Родительское собрание во второй младшей группе «Значение физического и психического развития детей 3–4 лет» Протокол №2 родительского собрания во второй младшей группы. от 30 марта 2017 г. Списочный состав: 27 ч. Присутствовало: 15 ч. Отсутствовало:.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Диагностика нервно-психического развития детей первого года жизни
Опубликовано: 11 апреля 2022 в 09:52
0Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Диагностика нервно-психического развития детей первого года жизни» (включая файлы) размещена пользователем Гром Вера в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
16 ноября. День толерантности. Папка-передвижка

Ежегодно 16 ноября во всем мире отмечается День толерантности или терпимости.

15 ноября. Всемирный день вторичной переработки мусора. Передвижка

15 ноября во всем мире отмечается экологический праздник — День вторичной переработки.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД