Гром Вера
Диагностика нервно-психического развития детей первого года жизни
▼ Скачать
Данная схема является сокращенным вариантом методики Э. Фрухт. Она не направлена на постановку диагноза, а лишь позволяет распознать общую картину развития и обратить внимание на некоторые тревожные симптомы.
10 дней
1. Зрительные ориентировочные реакции: удерживает в поле зрения движущийся предмет (ступенчатое слежение) : фиксирует взглядом игрушку (следит) в течение 10 с. Движения глаз скачкообразные. Может следить за игрушкой в одну сторону.
2. Слуховые ориентировочные реакции: вздрагивает и моргает при резком звуке; при звуке вздрагивает и моргает или реагирует одним способом на звук с обеих сторон.
Публикация «Диагностика нервно-психического развития детей первого года жизни» размещена в разделах
18-20 дней
1. Зрительные ориентировочные реакции: удерживает в поле зрения неподвижный предмет (лицо взрослого); движения заторможены, фиксирует взглядом предмет или лицо взрослого в течение 5—10 с.
2. Слуховые ориентировочные реакции: через 5—10 с успокаивается; движения заторможены. Слуховое сосредоточение в течение 10—15 с.
1 месяц
1. Зрительные ориентировочные реакции: плавное прослеживание движущегося предмета; сосредоточивает взгляд на игрушке, плавно следит за ней (до 30 см, не выпускает ее из поля зрения, поворачивает голову вправо и влево. Разрешается следить за игрушкой в одну сторону не менее 2 раз.
2. Слуховые ориентировочные реакции: прислушивается во время и после звучания погремушки (10—15 с, движения заторможены.
3. Эмоции и социальное поведение, первая улыбка в ответ на разговор взрослого; неярко улыбается в ответ за 3—4 обращения к нему.
4. Движения общие, лежа на животе, пытается поднимать и удерживать голову (в течение 5 с); сразу поднимает голову после поглаживания спины, удерживает ее в течение 5 с и опускает.
5. Подготовительные этапы развития активной речи : издает отдельные звуки в ответ на разговор с ним; после нескольких обращений взрослого ребенок отвечает отдельными звуками. Допустима отсроченная реакция (от нескольких секунд до 1 мин).
2 месяца
1. Зрительные ориентировочные реакции:
а) длительное зрительное сосредоточение: смотрит на привлекший
внимание неподвижный предмет или лицо взрослого; смотрит на игрушку
в течение 20—25с, не двигается;
б) длительно следит за движущейся игрушкой или взрослым: следит не-
прерывно (10—15 с) за небольшой игрушкой (до 50 см, поворачивая голову вправо и влево.
2. Слуховые ориентировочные реакции:
а) ищущие повороты головы при длительном звуке: слушает в течение
5 с и после этого или сразу поворачивает голову вправо и влево; возможен
преимущественный поворот голову в одну сторону;
б) поворачивает голову в сторону голоса взрослого: сосредоточенно
слушает в течение 5—10 с и поворачивает голову в сторону голоса взросло-
го, ищет глазами, пытается «увидеть».
3. Эмоции и социальное поведение.
а) быстро отвечает улыбкой на разговор с ним: широко и длительно
улыбается после трех обращений к нему;
б) длительное зрительное сосредоточение на другом ребенке: случайно
увидев лежащего рядом ребенка, услышав его голос, поворачивает голову и сосредоточивает на нем взгляд в течение 15—30 с. Движения заторможены.
4. Движения общие, лежа на животе, поднимает и некоторое время удерживает голову; поднимает невысоко и удерживает голову не менее 5 с.
5. Подготовительные этапы развития активной речи : повторно произносит отдельные звуки.
3 месяца
1. Зрительные оринтировочные реакции: зрительное сосредоточение в вертикальном положении (на лице разговаривающего с ним взрослого, игрушке); после двух-трех обращений смотрит на лицо говорящего взрослого или игрушку в течение 10 с.
2. Эмоции и социальное поведение.
а) проявляет комплекс оживления в ответ на эмоциональное общение с
ним (разговор) : смотрит на лицо взрослого. После одного-двух обращений
широко улыбается, издает тихие и короткие звуки, сгибает и разгибает
ноги и руки. Оживление нарастает и сохраняется после обращения в тече-
ние 5—10 с. Может проявлять комплекс оживления без какого-нибудь одно-
го компонента;
б) ищет глазами ребенка, издающего звуки: услышав звуки, издаваемые лежащим рядом ребенком, ищет взглядом источник звука, а найдя, сосредоточивает взгляд на соседе, затем может реагировать комплексом оживления.
3. Движения руки: случайно наталкивается руками на игрушки, низко висящие над грудью; оживляясь, выпрямляет руки и наталкивается на игрушку (одну или обе) 2—3 раза. Разжимая пальцы, пытается захватить ее и прослеживает глазами движения рук.
4. Движения общие.
а) лежит на животе, опираясь на предплечья и высоко подняв голову (в
течение 1 мин) : сразу высоко поднимает голову, опираясь на предплечья,
грудь приподнята, ноги спокойно лежат. Сохраняет это положение в течение 1 мин;
б) удерживает голову в вертикальном положении (на руках у взросло-
го) : удерживает голову прямо в течение 30 с;
в) при поддержке под мышки крепко упирается в твердую опору ногами, согнутыми в тазобедренном суставе: при прикосновении к опоре выпрямляет ноги в коленном суставе и упирается обеими ступнями.
4 месяца
1. Зрительные ориентировочные реакции: узнает мать или близкого человека (радуется); на знакомого человека смотрит выжидающе, радостно улыбается. При повторном появлении оживляется, внимательно смотрит, иногда гулит и тянется. Недоволен, когда взрослый отходит, и не сразу переводит взгляд на незнакомого; смотрит на него спокойно, отвлекается. В доме ребенка реакция может отсутствовать.
2. Слуховые ориентировочные реакции:
а) поворачивает голову в сторону невидимого источника звука и нахо-
дит его глазами: слушает в течение 2—3 с и четко поворачивает голову в
сторону звука, ищет и быстро находит глазами погремушки или бумагу,
смотрит на нее в течение 10 с;
б) по-разному реагирует на спокойную и плясовую мелодии: спокойно
слушает колыбельную, смотрит на поющего. Движения заторможены.
Оживляется при звуках плясовой, радостно смотрит на взрослого, появля-
ется комплекс оживления. После окончания пения оживление сохраняется
в течение 5—10 с. При звуках колыбельной опять становится спокойным.
3. Эмоции и социальное поведение.
а) во время бодрствования часто и легко возникает комплекс оживления: рассматривает игрушки, захватывает их, следит за окружающим, приходит в оживленное состояние, которое может длиться 3 мин и более;
б) ищет взглядом другого ребенка, рассматривает, радуется, тянется к
нему: активно ищет и находит взглядом соседа, рассматривает его лицо,
оживляется, тянется, пытается дотронуться, иногда поворачивается. Вто-
рой ребенок в ответ улыбается.
4. Движения руки и действия с предметами: рассматривает, ощупывает и захватывает низко висящие над грудью игрушки; смотрит на игрушку, потягивает руки, ощупывает, рассматривает, захватывает, держит, толкает, следит за ней взглядом и т. д. (3 мин и более).
5. Движения общие, то же, что и в 3 месяца, но более ярко выражено.
6. Подготовительные этапы развития активной речи : гулит; гулит сам или через 1—3 мин после общения с ним взрослого.
7. Навыки и умения в процессах во время кормления придерживает руками грудь матери или бутылочку; при виде груди матери или бутылочки тянется руками и захватывает, во время кормления — руки на бутылочке.
5 месяцев
1. Зрительные ориентировочные реакции: отличает близких людей от
чужих по внешнему виду (по-разному реагирует на лицо знакомого и незнакомого человека); при виде знакомого взрослого радуется, оживляется, при виде незнакомого оживление угасает, тормозятся движения, он хмурится, может заплакать.
2. Слуховые ориентировочные реакции:
а) узнает голос матери или близкого человека; к незнакомому голосу
прислушивается, ищет говорящего глазами, к повторному звучанию бывает безразличен. К голосу знакомого взрослого прислушивается, ищет глазами, улыбается, поворачивается, беспокоится и ищет, если голос замолкает;
б) различает строгую и ласковую интонации обращенной к нему речи,
по-разному реагирует: на ласковую интонацию улыбается, оживляется, на
строгую — сосредоточивается, хмурится, может заплакать.
3. Эмоции и социальное поведение, радуется ребенку, берет у него из рук игрушку, гулит; осматривает все, находит глазами ребенка, издающего звуки, рассматривает его, меняет положение, тянется, старается взять игрушку (если ребенок ее держит, гулит, повторяет за ним звуки.
4. Движения руки и действия с предметами:
а) берет игрушку из рук взрослого: смотрит на игрушку, поднимает и
выпрямляет руки, направляет их к игрушке и берет ее (возможно, одной
рукой);
б) удерживает в руке игрушку: взяв игрушку, не роняет и удерживает ее
в течение 30 с.
5. Движения общие.
а) долго лежит на животе, подняв корпус и опираясь на ладони выпрямленных рук: сразу после того, как положили на живот, или при виде игрушки, или после дополнительного воздействия выпрямляет руки, поднимает голову и верхнюю часть корпуса, лежит, опираясь на ладони выпрямленных рук;
б) переворачивается со спины на живот: следит за игрушкой, поворачи-
вает голову, корпус, ложится на бок и сразу переворачивается на живот,
выпрямляет ноги в тазобедренных суставах и, опираясь на выпрямленные
руки, высоко поднимает голову или выполняет это движение при помощи
взрослого;
в) ровно, устойчиво стоит при поддержке под мышки: твердо опирается обеими стопами выпрямленных в коленном и тазобедренном суставах ног не менее 1 мин.
6. Подготовительные этапы развития активной речи : подолгу певуче гулит — длительно, нараспев произносит гласные звуки (без видимых воздействий, при виде взрослого, игрушки или после общения со взрослым).
7. Навыки и умения в процессах ест с ложки полугустую и густую пищу — открывает рот, когда ложка касается его губ. Снимает пищу губами понемногу. Ест медленно.
6 месяцев
1. Зрительные ориентировочные реакции: по-разному реагирует на свое и чужое имена — прислушивается. Если называю чужое имя, не всегда смотрит на взрослого, отвлекается, спокоен. Услышав свое имя, радуется, быстро оборачивается в сторону взрослого, смотрит на него.
2. Движения руки и действия с предметами: уверенно берет игрушки, находясь в любом положении, и подолгу занимается ими, перекладывает из одной руки в другую; сразу после привлечения внимания или дополнительного стимулирования уверенно берет игрушку, перекладывает и пр. Каждый ребенок действует по-своему в течение 1 мин.
3. Движения общие.
а) переворачивается с живота на спину: следит за игрушкой, поворачи-
вает голову и быстро переворачивается на спину сам или при помощи
взрослого;
б) передвигается, переставляя руки или немного подползая: в течение
3—5 с смотрит на игрушку и пытается достать, подползает вперед, подтягиваясь на руках, двигается вбок, переставляя руки, или назад.
4. Подготовительные этапы развития активной речи : произносит отдельные слоги: однократно или редко произносит какой-либо один слог («ба», «ма», может, прислушиваясь к взрослому, повторно произнести слог за ним.
5. Навыки и умения в процессах.
а) хорошо ест с ложки, снимая пищу губами: раскрывает рот раньше,
чем ложка коснется губ, и снимает пищу губами;
б) пьет из блюдца или чашки небольшое количество жидкой пищи: прикасается губами к чашке и начинает пить. Выпивает всю порцию.
7 месяцев
1. Движения руки и действия с предметами: игрушкой стучит, размахивает, перекладывает, бросает и пр. ; многократно перекладывает игрушку из руки в руку, извлекает звук, стучит по подстилке, бросает вниз (1 мин).
2. Движение общие, хорошо ползает (много, быстро, в разных направле-
ниях); сразу или после рассматривания игрушки и помощи ползет вперед к ней, делает четкие движения руками и ногами, энергично, быстро любым способом меняет направление.
3. Подготовительные этапы развития понимания речи : на вопрос:
«Где. ?» — находит взглядом предмет, находящийся постоянно в опреде-
ленном месте (например, часы, куклу и др.) — поворачивается к игрушке и смотрит на нее, иногда хочет ее взять.
4. Подготовительные этапы развития активной речи : подолгу лепечет, повторно произносит одни и те же слоги; лепечет сам или, молча слушая, смотрит на губы говорящего и через 1— 5 мин произносит повторно слоги: «ба-ба», «ма-ма» или др.
5. Навыки и умения в процессах, пьет из чашки, которую держит взрослый — прикасается губами к краю чашки, пьет быстро.
8 месяцев
1. Эмоции и эмоциональное поведение, смотрит на действия другого ребенка и смеется или лепечет; смотрит внимательно, с интересом на ребенка, привлекающего его внимание, движения могут быть заторможены, иногда повторяет слоги, смеется, глядя на соседа, подражает его действиям, тянется к игрушке.
2. Движения и действия с предметами:
а) игрушками занимается долго и разнообразно действует с ними в зависимости от их свойств: толкает мяч один раз, еще раз, сбрасывает крышку с бидончика, действует сразу или после помощи взрослого. Выполняет любые два действия;
б) подражает действиям взрослого с игрушками (катает, стучит, выни-
мает и т. п.); смотрит на действия взрослого и подражает: толкает мяч, сбрасывает крышку, вынимает и пр. Действует повторно и однократно. Может выполнить два действия из трех.
3. Движения общие.
а) сам садится, сидит и ложится; поворачивает голову, чтобы увидеть
игрушку, ложится на бок, опираясь на руку, и садится; если ребенок овладел
движением, он отвечает на помощь сам или с участием взрослого. Сидит
прямо. Ищет игрушку, поворачивает голову, ложится на бок, опираясь на
руку, и сразу ложится на живот. Может сесть и лечь другим способом;
б) держась руками за барьер, сам встает, стоит и опускается; цепляясь
руками за перекладину, встает на колено и одну ногу, затем сам или при
помощи взрослого встает на обе ноги и выпрямляется. Держась, стоит на
прямых, расставленных ногах в течение 1 мин. Оборачивается за игруш-
кой, переставляя руки, опускается на одно колено, сгибает другую ногу и,
придерживаясь, становится на четвереньки или садится;
в) переступает, держась за барьер; идет за игрушкой, переставляя руки,
переступая приставным шагом, боком, медленно.
4. Подготовительные этапы развития понимания речи :
а) на вопрос: «Где. ?» — находит несколько (два-три) предметов на по-
стоянных местах; на вопрос: «Где. ?» — поворачивает голову и смотрит на называемый предмет, находит два предмета;
б) по слову взрослого выполняет разученные ранее действия (без пока-
за, например, «ладушки», «дай ручку» и др. ; по просьбе выполняет одно из
движений.
5. Подготовительные этапы развития активной речи : громко, четко и повторно произносит различные слоги; произносит повторно слоги, имеющиеся в его лепете (несколько слогов).
6. Навыки и умения в процессах, ест корочку хлеба, которую сам держит в руке, пьет из чашки, которую держит взрослый; держит хлеб в руке и направляет его в рот, откусывает хлеб зубами или деснами; при виде чашки протягивает к ней руки, открывает рот, пьет, слегка придерживая чашку руками.
9 месяцев
1. Слуховые ориентировочные реакции: плясовые движения под плясовую мелодию; тихо слушает спокойную мелодию, под плясовую воспроизводит освоенные плясовые движения.
2. Эмоции и социальное поведение: догоняет ребенка, ползет к нему навстречу; подражает действиям и движениям другого ребенка; один ребенок, посмотрев на другого, уходит, другой устремляется за ним, оба радуются этому. Ползут друг другу навстречу и смеются (возможна игра в прятки и др.); ребенок наблюдает за играющими детьми, начинает подражать им — стучит рукой по бубну, подползает к ведру или ящику и вынимает оттуда игрушки, повторяет действия детей.
3. Действия с предметами: с предметами действует по-разному, в зависимости от их свойств (катает, вынимает, открывает, гремит, нажимает и др.) — резиновую игрушку сжимает, крышку открывает, погремушкой гремит, мяч катает; может выполнить только одно действие.
Движения общие: переходит от одного предмета к другому, слегка придерживаясь за них руками: смотрит на взрослого и направляется к нему, держась одной рукой, вполоборота, приставным или чередующимся шагом, передвигается вслед за игрушкой. Переходит к другой опоре приставным шагом, держась одной рукой и перенося другую на новую опору. Делает два-три перехода.
4. Подготовительные этапы развития понимания речи :
а) на вопрос: «Где. ?» — находит взглядом несколько знакомых предметов в разных местах независимо от их постоянного местоположения; находит взглядом игрушку на постоянных местах, ищет и находит их на других местах;
б) знает свое имя: на зов приближается к взрослому или оборачивается,
идет к тому, кто зовет, на чужое имя не реагирует.
6. Подготовительные этапы развития активной речи : подражает взрослому, повторяя за ним слоги, имеющиеся в лепете, слушает, следит за движением губ взрослого и сразу или через 1—2 мин повторяет слоги.
7. Навыки и умения в процессах:
а) хорошо пьет из чашки, слегка придерживая ее руками, четко направ-
ляет руки к чашке и берет ее двумя руками, наклоняется к ней и пьет.
Может поднять чашку ко рту, наклонить. Если взрослый перестанет под-
держивать чашку, ребенок выронит ее;
б) формируется навык опрятности (спокойно относится к процессу вы-
саживания на горшок) : ребенок спокойно и адекватно реагирует на предложение взрослого идти на горшок. Сидя на горшке, иногда лепечет, улыбается, не пытается встать. Результат положительный.
10 месяцев
1. Эмоции и социальное поведение: действует рядом с ребенком или одной игрушкой с ним; действия одного ребенка привлекают другого, который приближается и включается в те же действия, или независимо друг от друга они действуют в одном месте, рядом (вынимают игрушки из одного ящика, улыбаются друг другу).
2. Действия с предметами: самостоятельно и по просьбе взрослого выполняет различные действия с игрушками (вынимает и вкладывает, открывает и закрывает, катает). Действия с предметами принимают устойчивый характер: при виде игрушек выполняет отдельные разученные действия, по предложению взрослого выполняет требуемые действия. Может выполнять действия не до конца (не все игрушки вложил, не все вынул).
3. Движения общие:
а) встает около горки, берется руками за перила с одной стороны и
поднимается вверх боком, переставляя руки, приставным шагом или берется за перила с обеих сторон или двумя руками с одной стороны;
б) идет вперед с поддержкой за обе руки: шагает за взрослым, опираясь
на его руки, шагает одной ногой вперед (приставным шагом) или чередую-
щимся шагом.
4. Понимание речи: по просьбе: «Дай.» — находит знакомые предметы среди других и дает их; находит, берет и дает две из трех называемых игрушек.
5. Подготовительные этапы развития активной речи : подражая взрослому, повторяет за ним новые слоги, которых еще не было в лепете ребенка; слушает, следит за движением губ говорящего и сразу или через 1—2 мин, подражая, повторно произносит два-три сочетания слогов.
6. Навыки и умения в процессах: закрепляются умения, приобретенные в 10 месяцев.
11 месяцев
1. Эмоции и социальное поведение:
а) радуется приходу детей; радуется детям, смотрит на них; ждет, пока
приведут, устремляется к ним, смеется, лепечет, когда их помещают в
манеж (за барьер);
б) избирательное отношение к детям — радуется появлению определен-
ного ребенка, подходит к нему, заигрывает. Если этого ребенка забирают
из манежа, проявляет недовольство. Если наблюдаемого ребенка помеща-
ют к детям, он осматривается и сразу направляется к определенному ребенку, подходит, наблюдает, начинает действовать с ним или рядом. Бывает иначе: приближается к определенному ребенку, дергает его, разбрасывает его игрушки, отходит и спокойно играет в другом месте.
2. Действия с предметами: овладевает новыми действиями с предметами и начинает выполнять их по слову взрослого (накладывает кубик на кубик, снимает и надевает кольца с большими отверстиями на стержень); сам или по инструкции выполняет два действия (не менее) — накладывает кирпичик, снимает и надевает кольца и др.
3. Движения общие:
а) стоит самостоятельно; отрывается от опоры и стоит на расставлен-
ных ногах 5 с или, оставленный без опоры, не падает в течение 5 с, ноги
расставлены, руки балансируют;
б) делает первые самостоятельные шаги; отпускает опору, делает два-
три шага вперед, затем опускается или ищет опору.
4. Понимание речи:
а) по словесной инструкции выполняет разученные действия, не под-
сказанные предметами (водит куклу, кормит собачку и пр.); по предложе-
нию взрослого водит куклу, кормит собачку и др. Выполняет любые два
действия;
б) появляются первые обобщения в понимаемой речи: по словесной
просьбе взрослого дает любую куклу, которую видит среди игрушек, мячи,
все машины, часы и др. ; находит две-три игрушки одного вида и дает их.
Ребенок находит однородные предметы в кабинете (огоньки, пуговицы на
одежде и др.).
5. Активная речь: произносит первые слова-обозначения, например, «мама, ав-ав, би-би, дай» и др. ; во время игры или при виде показанных игрушек ребенок называет их облегченными словами, повторяет слова за взрослым. Произносит одно-два слова.
12 месяцев
1. Зрительные ориентировочные реакции:
а) различает предметы по форме (отличает кирпичик от кубика по просьбе взрослого); в ответ на вопрос смотрит на кубик, на кирпичик, берет рукой и протягивает взрослому, находит взглядом кубик и кирпичик;
б) узнает на фотографии знакомого взрослого, мать; в ответ на вопрос смотрит на фотографию, узнав, смеется, трогает ее, оборачивается к взрослому. Если ребенок разговаривает, то называет взрослого, изображенного на фотографии.
2. Эмоции и социальное поведение:
а) протягивает другому ребенку и отдает игрушку, сопровождая это смехом и лепетом; действует игрушкой, сосед смотрит на него, наблюдаемый ребенок протягивает соседу игрушку, может смеяться, лепетать, сказать: «На», может действовать молча;
б) ищет игрушку, спрятанную другим ребенком; один берет игрушку из
рук другого и прячет ее за спину или под пеленку. Другой ищет, просит:
«Дай», смеется.
3. Действия с предметами:
а) самостоятельно выполняет разученные действия с игрушками (ката-
ет, водит, кормит и др.); самостоятельно или по речевой инструкции вос-
производит разученные действия (кормит куклу, катает машину, водит
мишку) повторно или однократно. Выполняет три любых разных действия
с тремя игрушками или одно действие с тремя игрушками;
б) переносит действия, разученные с одним предметом, на другой
(водит, кормит, баюкает куклу, мишку, собачку и др.); выполняет действия сам или по просьбе взрослого: кормит куклу и других, укладывает их спать
и пр.
4. Движения общие: ходит самостоятельно (без опоры); идет чередующимся шагом, может повернуться, изменить направление. Проходит, не присаживаясь, до 3 м.
5. Понимание речи:
а) понимает (без показа) названия нескольких предметов, действия,
имена взрослых и детей, выполняет отдельные поручения («найди, прине-
си, отдай тете, положи на место»); ребенок выполняет любые просьбы
взрослого: находит, приносит, дает игрушки, идет к названным взрослым,
отдает им игрушки, находит одежду и пр. ;
б) понимает слово «нельзя»; при слове «нельзя» сразу или после двух-
трех повторений прекращает действие (может не поставить чашку на стол,
но перестает стучать);
в) некоторые слова в речи взрослых принимают обобщенный характер;
четко выполняет инструкцию взрослого сразу или после двух-трех повторе-
ний;
г) по слову взрослого выполняет разученные ранее действия с игрушка-
ми: берет куклу и укачивает ее (вверх и вниз, кормит собачку, кладет кир-
пичик на кирпичик и др.
6. Активная речь:
а) легко подражает новым слогам; повторяет за проверяющим слоги.
Допустима отсроченная реакция.
б) произносит пять — десять облегченных слов; повторяет за проверяющим слова «дай, так, топ-топ» и др. ; при показе игрушек называет их облегченными словами сам или повторяет названия за взрослым. Допустима отсроченная реакция.
7. Навыки и умения в процессах: самостоятельно пьет из чашки (держит ее руками и пьет) — протягивает руки к чашке, берет, подносит к губам и пьет. Чашку не выпускает, может сам поставить ее на стол. Разрешается держать чашку, которую дал взрослый, и пить из нее