Анна Клименко
Диагностика и коррекция психического развития ребенка 5 лет
▼ Скачать +Заказ
Каждый год жизни ребенка – это важный этап в развитии человека, а пятилетний возраст даже в этом ряду занимает особое место – по мысли Л. Н. Толстого, от ребенка именно этого возраста до взрослого человека – один шаг. И оттого, насколько развит ребенок к этому рубежу, насколько сформированы у него высшие психические функции, зависит то, как долго и с какими усилиями придется ему совершать этот шаг.
Публикация «Диагностика и коррекция психического развития ребенка 5 лет» размещена в разделах
Для каждой из высших психических функций – восприятия, внимания, памяти, мышления – существует период, когда именно она является самой значимой, ведущей в психическом развитии, определяющей динамику интеллектуального развития личности. Такой функцией в пятилетнем возрасте является память.
В этом возрасте она еще во многом носит непроизвольный характер, т. е. ребенок запоминает, не прикладывая сознательных волевых усилий, а ориентируясь на внешнюю сторону какого-либо предмета (цвет, яркость, форма, величина, звук, его эмоциональную значимость, новизну.
Развитие памяти должно идти по двум основным направлениям:
- использование возможностей непроизвольного запоминания, т. е. придание эмоциональной окраски запоминаемому материалу, использование различных «опор» – жестикуляции, мимики и пантомимики, вспомогательных предметов, облегчающих запоминание и припоминание, звукового сопровождения;
- обучение способам улучшения запоминания - проговаривание, повторение, самостоятельное активное создание или подбор самим ребенком различных «опор» – схематических рисунков пиктограмм, составление планов сказок и рассказов, установление логических связей, например, соединение запоминаемых слов в фразы, а тех, в свою очередь, в рассказ, нахождение закономерностей в ряду запоминаемых предметов по назначению, форме, величине, цвету.
Кроме этого, взрослым можно стать на время «забывчивыми» и «рассеянными» – пусть ребенок напомнит им о необходимости взять кошелек, ключи, зонтик. А еще чаще спрашивайте его о том, что требует припоминания – чем занимался в детском саду, что просила передать бабушка, куда положил свои вещи и т. д.
Совсем немного времени осталось до школы и необходимо обратить особое внимание на развитие мелкой моторики, готовить руку к письму.
Этому помогут самые разнообразные «детские» занятия - лепка, вырезание, особенно по контуру, раскрашивание, рисование по точкам и контурам, игра с мелкими предметами - ребенок может помочь маме перебрать крупу, собрать случайно или специально рассыпанные пуговицы, бусинки, аппликация, выполнение других действий, требующих точных координированных движений рук – застегивание пуговиц, завязывание шнурков,и т. д.
Для развития зрительно-моторной координации ребенку также полезно «пройти» по всевозможным графическим лабиринтам, выполнить любые задания типа "Сделай так же" - расставить столовые приборы, так, как это сделала мама, повторить движения во время зарядки или танца, собрать фигуру из конструктора, скопировать рисунок.
К пятилетнему возрасту у ребенка уже достаточно хорошо развито восприятия - он различает и знает названия 6-7 цветов, 3-5 геометрических фигур, умеет построить по росту 6 матрешек.
Если ваш ребенок часто отвлекается, не может сосредоточиться, то предложите ему любые игры, начинающиеся со слова «Найди» – различия в двух картинках, что изменилось и др., которые помогают развитию внимания. Этой же цели служат игры, требующие определенных действий после произнесения ключевого слова или фразы – «садовник», «лисонька, где ты», «съедобное – несъедобное», «летает – не летает».
В повседневной жизни чаще обращайтесь к ребенку за помощью, требующей активизации внимания, - например, расставить только глубокие тарелки, разложить только ложки или вилки, найти «потерянный» предмет. Читая ребенку хорошо знакомую сказку, рассказ, стихотворение, пропустите или замените какое-то слово, фразу, посмотрите, заметит ли это ребенок.
Развитию различных видов мышления способствуют разнообразные занятия.
Наглядно-действенное мышление формируется и совершенствуется при активном манипулировании различными предметами, например, при конструировании, лепке. Развитию образного мышления поможет рисование, решение творческих задач, например, чем может быть тот или иной предмет (зеленый лист – ковриком, лодочкой для Дюймовочки, веером, подзорной трубой, если его свернуть).
Особое значение в старшем дошкольном возрасте приобретает развитие абстрактно-логического мышления. Хорошо ли ребенок знает обобщающие понятия – мебель, посуда, игрушки, птицы, животные и др.? Насколько легко он справляется с противоположной задачей – конкретизирует абстрактные понятия, т. е. называет предметы в каждой из категорий? Полезным упражнением будет также поиск «лишнего» среди предметов, относящихся к одной категории - "яблоко, груша, морковь, лимон", "чашка, пирожное, блюдце, чайник" и т. п.
И еще один очень важный аспект в развитии ребенка.
К пятилетнему возрасту поведение ребенка регулируется уже не только его собственными непроизвольными побуждениями – «делаю то, что хочу», но и требованиями со стороны других – «делаю то, что надо». Наилучшему развитию этого важнейшего качества – произвольного поведения – помогают все виды игр, требующих соблюдения определенных правил:
- зрительно-моторные – лабиринты, составление мозаик, собирание разрезных картинок;
- словесные – игры, запрещающие использовать определенные слова (например, черное – белое, да – нет) или требующие стандартных ответов («садовник»);
- подвижные – «классики», игры с прыгалками, мячом, «гуси, гуси, га-га-га», «сова» и др. ;
- сюжетно-ролевыми – «магазин», «дочки-матери», «больница» и т. д.
Именно в таких играх происходит формирование одного из основных мотивов ребенка - «Я хочу делать то, что надо», помогающий ему готовиться к вступлению в следующий, уже школьный, возрастной период.