МААМ-картинки

Диагностика и коррекция психического развития ребенка 5 лет

Анна Клименко
Диагностика и коррекция психического развития ребенка 5 лет
▼ Скачать +Заказ

Каждый год жизни ребенка – это важный этап в развитии человека, а пятилетний возраст даже в этом ряду занимает особое место – по мысли Л. Н. Толстого, от ребенка именно этого возраста до взрослого человека – один шаг. И оттого, насколько развит ребенок к этому рубежу, насколько сформированы у него высшие психические функции, зависит то, как долго и с какими усилиями придется ему совершать этот шаг.

Публикация «Диагностика и коррекция психического развития ребенка 5 лет» размещена в разделах

Для каждой из высших психических функций – восприятия, внимания, памяти, мышления – существует период, когда именно она является самой значимой, ведущей в психическом развитии, определяющей динамику интеллектуального развития личности. Такой функцией в пятилетнем возрасте является память.

В этом возрасте она еще во многом носит непроизвольный характер, т. е. ребенок запоминает, не прикладывая сознательных волевых усилий, а ориентируясь на внешнюю сторону какого-либо предмета (цвет, яркость, форма, величина, звук, его эмоциональную значимость, новизну.

Развитие памяти должно идти по двум основным направлениям:

- использование возможностей непроизвольного запоминания, т. е. придание эмоциональной окраски запоминаемому материалу, использование различных «опор» – жестикуляции, мимики и пантомимики, вспомогательных предметов, облегчающих запоминание и припоминание, звукового сопровождения;

- обучение способам улучшения запоминания - проговаривание, повторение, самостоятельное активное создание или подбор самим ребенком различных «опор» – схематических рисунков пиктограмм, составление планов сказок и рассказов, установление логических связей, например, соединение запоминаемых слов в фразы, а тех, в свою очередь, в рассказ, нахождение закономерностей в ряду запоминаемых предметов по назначению, форме, величине, цвету.

Кроме этого, взрослым можно стать на время «забывчивыми» и «рассеянными» – пусть ребенок напомнит им о необходимости взять кошелек, ключи, зонтик. А еще чаще спрашивайте его о том, что требует припоминания – чем занимался в детском саду, что просила передать бабушка, куда положил свои вещи и т. д.

Совсем немного времени осталось до школы и необходимо обратить особое внимание на развитие мелкой моторики, готовить руку к письму.

Этому помогут самые разнообразные «детские» занятия - лепка, вырезание, особенно по контуру, раскрашивание, рисование по точкам и контурам, игра с мелкими предметами - ребенок может помочь маме перебрать крупу, собрать случайно или специально рассыпанные пуговицы, бусинки, аппликация, выполнение других действий, требующих точных координированных движений рук – застегивание пуговиц, завязывание шнурков,и т. д.

Для развития зрительно-моторной координации ребенку также полезно «пройти» по всевозможным графическим лабиринтам, выполнить любые задания типа "Сделай так же" - расставить столовые приборы, так, как это сделала мама, повторить движения во время зарядки или танца, собрать фигуру из конструктора, скопировать рисунок.

К пятилетнему возрасту у ребенка уже достаточно хорошо развито восприятия - он различает и знает названия 6-7 цветов, 3-5 геометрических фигур, умеет построить по росту 6 матрешек.

Если ваш ребенок часто отвлекается, не может сосредоточиться, то предложите ему любые игры, начинающиеся со слова «Найди» – различия в двух картинках, что изменилось и др., которые помогают развитию внимания. Этой же цели служат игры, требующие определенных действий после произнесения ключевого слова или фразы – «садовник», «лисонька, где ты», «съедобное – несъедобное», «летает – не летает».

В повседневной жизни чаще обращайтесь к ребенку за помощью, требующей активизации внимания, - например, расставить только глубокие тарелки, разложить только ложки или вилки, найти «потерянный» предмет. Читая ребенку хорошо знакомую сказку, рассказ, стихотворение, пропустите или замените какое-то слово, фразу, посмотрите, заметит ли это ребенок.

Развитию различных видов мышления способствуют разнообразные занятия.

Наглядно-действенное мышление формируется и совершенствуется при активном манипулировании различными предметами, например, при конструировании, лепке. Развитию образного мышления поможет рисование, решение творческих задач, например, чем может быть тот или иной предмет (зеленый лист – ковриком, лодочкой для Дюймовочки, веером, подзорной трубой, если его свернуть).

Особое значение в старшем дошкольном возрасте приобретает развитие абстрактно-логического мышления. Хорошо ли ребенок знает обобщающие понятия – мебель, посуда, игрушки, птицы, животные и др.? Насколько легко он справляется с противоположной задачей – конкретизирует абстрактные понятия, т. е. называет предметы в каждой из категорий? Полезным упражнением будет также поиск «лишнего» среди предметов, относящихся к одной категории - "яблоко, груша, морковь, лимон", "чашка, пирожное, блюдце, чайник" и т. п.

И еще один очень важный аспект в развитии ребенка.

К пятилетнему возрасту поведение ребенка регулируется уже не только его собственными непроизвольными побуждениями – «делаю то, что хочу», но и требованиями со стороны других – «делаю то, что надо». Наилучшему развитию этого важнейшего качества – произвольного поведения – помогают все виды игр, требующих соблюдения определенных правил:

- зрительно-моторные – лабиринты, составление мозаик, собирание разрезных картинок;

- словесные – игры, запрещающие использовать определенные слова (например, черное – белое, да – нет) или требующие стандартных ответов («садовник»);

- подвижные – «классики», игры с прыгалками, мячом, «гуси, гуси, га-га-га», «сова» и др. ;

- сюжетно-ролевыми – «магазин», «дочки-матери», «больница» и т. д.

Именно в таких играх происходит формирование одного из основных мотивов ребенка - «Я хочу делать то, что надо», помогающий ему готовиться к вступлению в следующий, уже школьный, возрастной период.

Публикации по теме:

Консультация «Чем полезны пазлы для развития ребенка»Консультация «Чем полезны пазлы для развития ребенка» Практически все родители в поисках занятий для ребенка чаще всего отдают предпочтение развивающим играм. И не зря, ведь занятия в форме.

Диагностика определения уровня развития мелкой моторики Изучение мелкой моторики пальцев рук – важная задача психолого-педагогической и коррекционно-развивающей работы. Здесь первостепенную роль.

Игры и задания для развития речи ребенкаИгры и задания для развития речи ребенка Игры и задания для развития речи ребенка. Ни для кого не секрет, что во время обучения в начальных классах у ребенка возникают трудности,.

Игры и задания для развития речи ребенкаИгры и задания для развития речи ребенка Игры и задания для развития речи ребенка. Часть 2. Дети усваивают родной язык, подражая разговорной речи окружающих. К сожалению, вечно занятые.

Индивидуальный план коррекционно-развивающей работы педагога-психолога с ребенком 6–7 лет с задержкой психического развития .

Консультация для педагогов «Исследование развития творческих способностей дошкольников с нарушением зрения (диагностика)»Консультация для педагогов «Исследование развития творческих способностей дошкольников с нарушением зрения (диагностика)» Консультация для педагогов "Исследование развития творческих способностей дошкольников с нарушением зрения (диагностика)". Выявление уровня.

Организация предметно — развивающей среды в группе по охране и укреплению физического и психического развития дошкольников «Чтобы сделать ребенка умным и рассудительным, сделайте его крепким и здоровым: пусть он работает, действует, бегает, кричит, пусть он находится.

Примерные ориентиры нормального развития ребенка Существуют определенные поведенческие ориентиры, позволяющие заподозрить нарушение темпа психического развития ребенка. Знание этих ориентиров.

Развитие связной речи у дошкольников с задержкой психического развития с помощью мнемотехники На протяжении 3 лет я изучала и использовала в своей практической деятельности приемы и методы мнемотехники. Сегодня я хочу вас познакомить.

Родительское собрание во второй младшей группе «Значение физического и психического развития детей 3–4 лет» Протокол №2 родительского собрания во второй младшей группы. от 30 марта 2017 г. Списочный состав: 27 ч. Присутствовало: 15 ч. Отсутствовало:.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Диагностика и коррекция психического развития ребенка 5 лет
Опубликовано: 4 ноября 2023 в 15:04
+13Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Диагностика и коррекция психического развития ребенка 5 лет» (включая файлы) размещена пользователем Анна Клименко в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
16 ноября. День толерантности. Папка-передвижка

Ежегодно 16 ноября во всем мире отмечается День толерантности или терпимости.

15 ноября. Всемирный день вторичной переработки мусора. Передвижка

15 ноября во всем мире отмечается экологический праздник — День вторичной переработки.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД