Татьяна Митрохина
Диагностическое исследование уровня интеллектуально-эстетического развития детей на материале народного творчества
▼ Скачать
С целью определения результата умственного и эстетического развития детей педагоги в начале и в конце года проводят диагностические занятия.
Предлагаемые задания построены на восприятии, анализе, сравнении и оценке двух изделий. Могут использовать педагоги, кто ведет дополнительную работу по направлению - народное творчество.
Качественный анализ развития восприятия произведений народного декоративно-прикладного искусства по мотивам народной росписи осуществляется по разработанной Т. С. Комаровой методике.
Инструкция:
Публикация «Диагностическое исследование уровня интеллектуально-эстетического развития детей на материале народного творчества» размещена в разделах
Детям предъявляются поочередно дымковская и филимоновская игрушка. Ребёнок должен назвать её (возможны уточняющие вопросы к детям: «Какие мастера выполнили игрушку? Какой росписью расписана игрушка?»).
Ребёнок должен сделать описание каждой игрушки, сравнить игрушки по сходству и различию (в цвете, форме, элементах, должен выразить своё отношение к ним. (Задаётся вопрос: «Какая игрушка тебе больше всего нравится? Почему? Сделай выбор»).
После небольшого перерыва (дети могут подвигаться под музыку) воспитатель предъявляет детям два силуэта игрушек, вырезанных из бумаги. Дети должны определить силуэт и начать роспись дымковской игрушки, затем филимоновской.
Анализ:
Определение вида росписи
3 балла – называет оба вида росписи;
2 балла – называет оба вида росписи с помощью взрослого;
1 балл – называет один вид росписи.
0 баллов – ребёнок молчит (сомневается);
Описание игрушки:
3 балла – описывает достаточно полно;
2 балла – называет некоторые признаки;
1 балл – описание неполное, только одного изделия;
0 баллов – совсем не называет признаков;
Сравнение по сходству и различию:
3 балла – указывает сходство и различие не менее чем по двум признакам;
2 балла – указывает сходство и различие по одному признаку;
1 балл – в сравнении изделия затрудняется;
0 баллов – молчит;
Выражение своего отношения к произведениям народного искусства:
3 балла – ярко выраженное положительное обоснованное отношение;
2 балла – даёт обоснованную, но свернутую оценку своего отношения;
1 балл – положительное, но не обоснованное отношение.
0 баллов – не дает оценки, безразличное отношение;
Анализ выполнения узора на силуэте игрушки (соответствие элементов у дымковской и филимоновской росписи):
3 балла – роспись сделана на двух силуэтах; полное соответствие узора;
2 балла – частичное несоответствие; есть погрешности в цвете, форме;
1 балл – значительные нарушения характера росписи;
0 баллов – узор рисунка не соответствует стилю росписи;
Анализ выполнения узора на силуэте игрушки (уровень творческого решения):
3 балла – вносит в соответствии со стилем новые 1-2 элемента;
2 балла – вносит незначительные элементы;
1 балл – полностью копирует изделие;
Анализ выполнения узора на силуэте игрушки (уровень завершенности)
3 балла – роспись завершена на обоих рисунках;
2 балла – завершенность работы составляет 2/3;
1 балл – завершенность составляет 1/3;
Анализ выполнения узора на силуэте игрушки (техника исполнения):
3 балла – высокая;
2 балла – средняя;
1 балл - низкая.
Оценка осуществляется по 4-х балльной системе:
3 – высокий уровень развития;
2 – средний уровень развития;
1 – низкий уровень развития;
0 – нулевой уровень развития.