Галина Марушкина
Диагностические задания по выявлению представлений детей о малой Родине (средняя группа)
▼ Скачать + Заказать документы
Диагностические задания по выявлению представлений детей о малой родине
1. Моя семья
Методы диагностики
1. Дидактические игра
2. Дидактическое упражнение
3. Беседа по выявлению знаний о традициях семьи
Метод диагностики : дидактические игры
Цель: выявление знаний детей о семье
Процедура организации и проведения.
Ребенку предлагается дидактическая игра «Семья» ,где он называет членов семьи.
Публикация «Диагностические задания по выявлению представлений детей о малой Родине (средняя группа)» размещена в разделах
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Средняя группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2017
Критерии оценки:
Высокий: 5-6 баллов.
Средний : 3-4 балла
Низкий : 1- 2 балла
Метод диагностики : дидактическое упражнение
Цель: выявление знаний родственных связях, ближайших родственниках. Процедура организации и проведения.
Дидактическое упражнение «Семейная фотография».
Ребенку предлагается рассмотреть семейную фотографию и рассказать,кто на ней изображен (бабушка, дедушка, папа, мама, брат, сестра,тетя,дядя)
Критерии оценки:
Высокий: 6-7 баллов.
Средний : 4-5 балла
Низкий : 1-2 балл
Метод диагностики : беседа
Цель: выявление знаний о традициях семьи.
Проведение организации и проведения.
Вопросы:
1. Покажи на картинке детей (дай им имена).
2. Покажи родителей, как их называют дети? (Папа и мама.)
3. Чем вы любите заниматься всей семьей?
4. Какой у тебя самый любимый праздник?
5. Как вы отмечаете праздники в семье?
Критерии оценки:
Высокий: 5-7 баллов
Средний : 3-4 балла
Низкий: 1-2 балла
2. Мой любимый детский сад
Методы диагностики
1. Беседа
2. Беседы
3. Наблюдение
Метод диагностики : беседа
Цель: выявление знаний о группе,умение ориентироваться в групповой комнате
Процедура организации и проведения.
Вопросы:
1. Как называется наша группа?
2. Какие центры развития есть в нашей группе?
3. Где и с кем ты любишь играть?
4. Любишь ли ты играть вместе со взрослыми?
Критерии оценки:
Высокий: 6-7 баллов.
Средний : 4-5 балла
Низкий : 2-3 балла
Метод диагностики : беседа
Цель: выявление знаний о детском садике, умение ориентироваться внутри детского сада; знать и называть профессии взрослых в детском саду.
Процедура организации и проведения.
Вопросы:
1. Как называется наш детский сад?
2. Куда мы ходим с вами заниматься?
3. Назови профессии взрослых в детском саду?
Критерии оценки:
Высокий: 6-7 баллов.
Средний : 3-5 балла
Низкий : 1-2 балла
Метод диагностики : наблюдение
Цель: выявление знаний о правилах безопасного поведения в детском саду? Процедура организации и проведения.
За детьми проводится серия наблюдений,направленных на выявление степени самостоятельного безопасного поведения в детском саду.
Критерии оценки:
Высокий: 5-6 баллов.
Средний : 3-4 балла
Низкий: 1-2 балла
3. Труд взрослых
Метод диагностики : беседа
Цель: выявление представлений о содержании и структуре процессов хозяйственно-бытового труда взрослых в детском саду.
Процедура организации и проведения.
Вопросы:
1. Как называется наш детский сад?
2. Назови профессии взрослых в детском саду?
3. В чем заключается их работа?
4. А кем хотел бы стать ты, когда вырастешь?
Критерии оценки:
Высокий: 6-7 баллов.
Средний : 3-5 балла
Низкий : 1-2 балла
4. Мой город
Методы диагностики
1. Беседа
2. Беседа с рассматриванием макета «Наш микрорайон»
3. Дидактическое упражнение
4. Беседа
Метод диагностики : беседа
Цель: выявление знаний о городе, в котором живем, названии реки, на которой стоит город.
Процедура организации и проведения.
Вопросы:
1. Как называется наш родной город?
2. Как называется река, на которой стоит наш город?
3. Расскажи легенду о названии города и реки?
Критерии оценки:
Высокий: 6-7 баллов.
Средний : 4-5 балла
Низкий: 2-3 балла
Метод диагностики : беседа с рассматриванием макета «Наш микрорайон»
Цель: выявление умения называть и находить знакомые улицы, используя макет.
Процедура организации и проведения.
Педагог предлагает детям найти и назвать знакомые улицы на макете «Наш микрорайон».
Критерии оценки:
Высокий: 5-6 баллов.
Средний : 3-4 балла
Низкий: 1-2 балла
Метод диагностики : беседа с использованием фотоальбома
Цель: выявление представлений о предприятиях родного города.
Процедура организации и проведения.
Педагог предлагает детям рассмотреть фотоальбом и назвать предприятия нашего города.
Вопросы:
1. Как называется наш родной город?
2. Какие предприятия вам знакомы?
3. Вы можете их назвать?
4. А где работают ваши родители?
Критерии оценки:
Высокий: 7-8 баллов.
Средний : 5-6 балла
Низкий: 3-4 балла
Метод диагностики : беседа с использованием иллюстраций
Цель: выявление представлений о тульском крае.
Процедура организации и проведения.
Педагог предлагает детям рассмотреть иллюстрации и назвать то,что им знакомо. Вопросы:
1. Как называется главный город нашего края?
2. Чем знаменит наш край? Расскажи?
Критерии оценки:
Высокий: 5-7 баллов.
Средний : 3-4 балла
Низкий: 1-2 балла
5. Быт и традиции русского народа
Методы диагностики
1. Беседа с использованием филимоновских игрушек
2. Словесное задание «Устное народное творчество».
3. Беседа с использованием фотоальбома
4. Беседа с использованием презентации
Метод диагностики : беседа с использованием филимоновских игрушек
Цель: выявление знаний о народной игрушке,изготовленной в Тульскомкрае. Процедура организации и проведения.
Вопросы:
1. Как называются эти игрушки?
2. Как называется место,где их делают?
3. Расскажи легенду о названии этого места?
4. Чем они отличаются от остальных народных игрушек?
5. Расскажи про одну из них?
Критерии оценки:
Высокий: 6-7 баллов.
Средний : 4-5 балла
Низкий: 2-3 балла
Метод диагностики : Словесное задание «Устное народное творчество».
Цель: выявление знаний о произведениях русского народного творчества. Процедура организации и проведения.
Педагог предлагает детям рассмотреть иллюстрации и рассказать, знакомы ли они им.
Вспомнить знакомые пословицы и поговорки.
Чтение потешки.
Критерии оценки:
Высокий: 5-6 баллов.
Средний : 3-4 балла
Низкий: 1-2 балла
Метод диагностики : беседа с использованием фотоальбома
Цель: выявление представлений о народном костюме Тульского края. Процедура организации и проведения
Педагог предлагает детям рассмотреть фотоальбом и рассказать о народном костюме Тульского края, его деталях. Предложить сравнить современной одеждой.
Критерии оценки:
Высокий: 4-5 баллов.
Средний : 3-4 балла
Низкий: 1-2 балла
Метод диагностики : беседа с использованием презентации
Цель: выявление представлений о народных праздниках: Новый год Кузьминки, Масленица.
Процедура организации и проведения
Просмотр презентации «Народные праздники» и беседа по просмотренному. Критерии оценки:
Высокий: 4-5 баллов.
Средний : 3-4 балла
Низкий: 1-2 балла
6. Родная природа
Методы диагностики
1. Дидактическая игры
2. Дидактические игры
3. Беседа с рассматриванием фотоальбома
4. Беседа по сюжетным картинкам
Метод диагностики : дидактическая игра «Заполни клетки правильно», «Собери урожай».
Цель: умение классифицировать деревья, комнатные растения, цветы. Процедура организации и проведения.
Дидактическая игра: «Заполни клетки правильно».
Материал: игровое поле (большие три квадрата). Предметные картинки с изображением деревьев (тополь, береза, клен, ель, рябина); цветов (одуванчик, ромашка, колокольчик); комнатных растений (аспидистра, бегония, примула).
Содержание диагностического задания :
Воспитатель предлагает ребенку игровое поле ( с символами: дерево, комнатное растение, луговые или полевые цветы) и просит разложить - все картинки по квадратам, соответственно их принадлежности.
Дидактическая игра «Собери урожай».
Материал: корзинки разной формы (цвета, предметные картинки с изображением овощей и фруктов (груша, слива, яблоко, помидор, огурец, свекла).
Содержание диагностического задания :
Воспитатель предлагает ребенку рассмотреть корзинки и предметные картинки. Затем предлагает собрать урожай так, чтобы в одной корзинке были фрукты, а в другой - овощи.
Критерии оценки:
Высокий: 6-7 баллов.
Средний : 4-5 балла
Низкий: 2-3 балла
Метод диагностики : дидактическая игра «Где, чей дом?», «Охотник и пастух».
Цель: выявление уровня знаний о жизни диких и домашних животных Процедура организации и проведения
1. Дидактическая игра «Где, чей дом?».
Материал: иллюстрация леса с изображением жилища животных (берлога, нора, логово, дупло). Набор предметных картинок с изображением диких животных. Картинки, на которых изображено, чем питаются животные (рыба, грибы, ягоды, мышь, орехи).
Содержание диагностического задания :
Воспитатель объясняет правила игры.
На картинке с изображением леса найди жилище для каждого из животных и рассели их. После того как ребенок найдет жилище для всех зверей, воспитатель предлагает «накормить» их.
2. Дидактическая игра «Охотник и пастух».
Материал: изображения пастуха и охотника на фланелеграфе. Предметные картинки с изображением домашних и диких животных (корова, коза, лошадь, свинья, собака, курица, кошка, кролик, овца, заяц, медведь, волк, лиса, еж, белка).
Содержание диагностического задания :
Воспитатель на фланелеграфе с одной стороны помещает картинку с изображением охотника, на другой - пастуха. Предлагает ребенку назвать, кто это.
Задает уточняющие вопросы.
- Кто такой охотник?
- Кто такой пастух?
Затем просит ребенка рассмотреть предметные картинки с изображением животных и разместить их так, чтобы рядом с охотником оказались все дикие животные, а рядом с пастухом - домашние.
3. Беседа по вопросам,
- Почему человек заботится о домашних животных?
- Какие домашние животные дают молоко?
- Какие домашние животные дают пух и шерсть?
- Какие домашние животные несут яйца?
- У каких домашних животных есть рога и копыта?
- Какие дикие животные впадают в спячку?
Критерии оценки:
Высокий: 6-7 баллов.
Средний : 4-5 балла
Низкий: 2-3 балла
Метод диагностики : беседа по сюжетным картинкам, с использованием Красной книги Тульского края.
Цель: выявление представлений о гуманном отношении к природе, животным
Процедура организации и проведения.
Беседа по сюжетным картинкам.
Материал: сюжетные картинки: дети готовят кормушки, ребенок кормит собаку, ребенок рвет цветы, привал в походе.
Содержание диагностического задания :
Воспитатель просит внимательно рассмотреть картинки и рассказать, кто поступает правильно, кто неверно. Интересуется, любит ли ребенок наблюдать за растениями и животными. Почему?
Критерии оценки:
Высокий: 5-6 баллов.
Средний : 3-4 балла
Низкий: 1-2 балла
Метод диагностики : беседа с рассматриванием фотоальбома
Цель: выявление представлений о сельскохозяйственных профессиях
Процедура организации и проведения.
Беседа с рассматриванием фотоальбома
Воспитатель просит внимательно рассмотреть картинки и рассказать, кто, чем занимается и как называется его профессия.
Критерии оценки:
Высокий: 5-6 баллов.
Средний : 3-4 балла
Низкий: 1-2 балла
Средняя группа.
1. Моя семья.
Высокий: 16-20 баллов
-знает состав своей семьи, называет их по имени и отчеству, рассказывает о деятельности членов семьи и их взаимоотношениях;
-знает свое имя (полное и краткое, фамилию, возраст, пол;
-понимает проявления гендерных отличий.
-знает традиции семьи и рассказывает о них.
Средний : 10-13 баллов
-знает членов своей семьи и ближайших родственников, но затрудняется назвать их по имени и отчеству, рассказывает о взаимоотношениях в семье с помощью взрослого;
-знает свое краткое имя, но затрудняется в названии полной версии своего имени, пол и возраст называет с помощью взрослого;
-проявляет интерес к гендерным отличиям и к правилам отношений между взрослыми и детьми;
-имеет представления о семейных традициях, но не рассказывает о них.
Низкий: 3-6 баллов
-знает членов семьи и ближайших родственников, но не называет их по имени и отчеству и затрудняется в определении взаимоотношений между ними даже с помощью взрослого;
-часто путает имя и фамилию, затрудняется назвать пол и возраст;
-интерес к гендерным отличиям и к правилам отношений между взрослыми и детьми слабо выражены;
-не имеет представления о семейных традициях.
2. Мой любимый детский сад.
Высокий: 17-20 баллов
-хорошо знает название своей группы и самостоятельно ориентируется в групповой комнате, в ее центрах;
-знает название детского сада, расположение своей группы внутри детского сада; самостоятельно находит музыкальный зал, медицинский кабинет и спортивный комплекс;
-знает и называет некоторые профессии детского сада;
-самостоятельно пользуется правилами безопасного поведения в детском саду;
-выполняет элементарные правила культуры общения со взрослыми и сверстниками.
Средний : 10-14 баллов
-знает название своей группы, но ориентируется в центрах групповой комнаты с помощью воспитателя;
-знает название детского сада, но испытывает затруднение в ориентировке внутри помещения;
-совместно с воспитателем называет профессии детского сада;
-имеет представление о некоторых правилах культуры общения со взрослыми и сверстниками.
Низкий: 4-7 баллов
-знает название своей группы, но не может ориентироваться в ее центрах даже с помощью воспитателя;
-допускает ошибки в названии детского сада;
-путает названия профессий детского сада;
-интерес к правилам безопасного поведения в детском саду снижен;
-общение ребенка с окружающими неустойчиво, проявляет робость и скованность.
3. Труд взрослых.
Высокий: 6-7 баллов
-самостоятельно и свободно рассказывает о трудовых процессах взрослых;
-проявляет устойчивый интерес к труду взрослых, к технике, охотно помогает старшим.
Средний : 3-5 баллов
-рассказывает о трудовом процессе, пользуясь предметно-схематической моделью;
- проявляет уважение и бережное отношение к результату труда, но к оказанию помощи взрослому пассивен.
Низкий: 1-2 балла
-отвечает на вопросы взрослого о трудовых процессах, но интереса к труду не проявляет;
-отмечаются случаи небрежного отношения к результатам чужого труда.
4. Мой город.
Высокий: 23-28 баллов
-знает и называет свой город и реку, на которой он стоит;
-знает и называет близлежащие улицы;
-имеет представления о некоторых предприятиях города;
-понимает, что наш город является частью Тульской области.
Средний : 15-19 баллов
-знает название города, но затрудняется в названии реки, на которой он стоит;
-знает близлежащие улицы, но допускает ошибки в их названии;
-имеет неустойчивое представление о предприятиях города;
-путает понятия «город» и «область».
Низкий: 7-11 баллов
-испытывает затруднения в названии города и реки, на которой он стоит;
-названия близлежащих улиц путает даже с помощью воспитателя;
-не имеет представления о предприятиях города;
-не понимает отношения города к Тульской области.
5. Быт и традиции русского народа.
Высокий: 19-23 балла
-свободно и самостоятельно рассказывает о характерных особенностях народной игрушки;
-самостоятельно пользуется произведениями русского народного творчества;
-рассказывает об особенностях народного костюма Тульского края;
-охотно принимает участие в традиционных народных праздниках.
Средний : 14-17 баллов
-рассказывает о характерных особенностях народной игрушки с небольшой помощью воспитателя;
-пытается воспроизводить некоторые произведения русского народного творчества;
-находит и показывает предметы народного костюма Тульского края;
-в традиционных народных праздниках чаще всего занимает место наблюдателя.
Низкий: 5-9 баллов
-знает название народной игрушки, но не называет ее характерные особенности;
-не проявляет интереса к произведениям русского народного творчества;
-называет предметы русского костюма Тульского края только с помощью воспитателя;
-к традиционным народным праздникам интереса не проявляет.
6. Родная природа.
Высокий: 17-20 баллов
-знает и различает достаточно большое количество растений, произрастающих на территории детского сада;
-проявляет интерес к особенностям жизни животных и их детенышей;
-рассказывает о назначении Красной книги;
-правильно определяет некоторые сельскохозяйственные профессии.
Средний : 11-14 баллов
-знает и называет несколько растений, произрастающих на территории детского сада;
-интерес к жизни животных и их детенышей неустойчив и избирателен;
-испытывает затруднения в определении сельскохозяйственных профессий.
Низкий: 5-8 баллов
-представления о растениях, произрастающих на территории детского сада незначительны;
-совместно со взрослым ребенок выделяет некоторые особенности жизни животных и их детенышей;
-не знает о назначении Красной книги;
-делает значительное количество ошибок в названиях сельскохозяйственных профессий.