Евтихова Ольга
Диагностические методики для определения сформированности отношения к личной безопасности у детей
▼ Скачать + Заказать документы
ДИАГНОСТИЧЕСКИЕ МЕТОДИКИ
1. Для определения начального уровня сформированности отношения к личной безопасности у детей старшего дошкольного возраста была использована методика на основе Парциальной программы «Основы безопасности детей дошкольного возраста» авторов Н. Н. Авдеевой, О. Л. Князевой, Р. Б. Стеркиной и заключалась в опросе детей :
1. Как тебя зовут? Назови свою фамилию.
2. Как зовут твоих родителей? Фамилия, имя, отчество.
Публикация «Диагностические методики для определения сформированности отношения к личной безопасности у детей» размещена в разделах
3. Где ты живешь? Назови свой домашний адрес.
4. Как ты понимаешь выражение «безопасность жизнедеятельности»?
5. По каким телефонам нужно звонить при пожаре, нападении, травме, запахе газа?
6. Включаешь ли ты электроприборы сам, без помощи взрослых?
7. Что может случиться, если потянуть за провод или засунуть в розетку пальчик или другой предмет?
8. Что надо обязательно сделать, когда погладили одежду?
9. Что нужно не забыть сделать, выходя из дома?
10. Верно ли утверждение: некоторые электроприборы можно оставлять без присмотра?
11. Покажи, что ты будешь делать, если почувствуешь запах дыма и гари?
12. В каких комнатах в квартире нельзя играть?
13. От чего могут случиться пожары в квартире?
14. Что нужно сделать, если другой человек получил травму?
15. Где хранятся лекарства для оказания первой помощи или несложного домашнего лечения?
16. Можно использовать аптечку без спросу?
17. Если ты остался один дома, какие правила ты соблюдаешь?
18. Если вдруг услышал запах газа, какой номер ты набираешь сразу?
19. Чем опасны нож топор, спички, лампочка?
В ходе опроса производилась фиксация ответов с последующей оценкой по следующим критериям:
- полнота и правильность ответа;
- степень осознанности, понимания вопроса;
- речевое оформление ответа.
В соответствии с критериями были определены следующие схемы оценки ответов детей :
1. Ребенку понятен вопрос, важность знания, для чего это необходимо, правильный ответ - 3 балла.
2. Ребенку понятен вопрос, но он не уверен в своем ответе, не до конца оценивает его значимость, ответ неполный - 2 балла.
3. Ответ верный, но нет понятия для чего это надо знать - 1 балл.
4. Неправильный ответ (0 баллов).
По полученным результатам нами были определены следующие условные границы уровней теоретических знаний:
- высокий уровень 60-41 баллов,
- средний уровень 40-21 баллов,
- низкий уровень 20 баллов и ниже.
2. Для диагностического исследования определения уровня сформированности знаний о культуре безопасности в быту использовалась методика с использованием рекомендаций и диагностических материалов Программы «От рождения до школы» под редакцией авторов Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, Э. М. Дорофеевой. Она предусматривает выполнение детьми диагностических заданий и проводилась по разделу «Безопасность собственной жизнедеятельности».
Дидактическая игра «МОЖНО — НЕЛЬЗЯ» (с использованием фотографий детей)
В отличие от картинок, использование фотографий дает возможность показать ребенку реальную опасную бытовую ситуацию, обратить внимание дошкольника на детали, показать свои знания об источниках опасности, способах безопасного поведения и мерах предосторожности. Для этого можно попросить некоторых родителей сфотографировать своего ребенка в различных домашних ситуациях, приближенных к опасным (например, заглядывает в духовку, режет хлеб, стоит на подоконнике, играет с игрушками, играет с молотком и вилками и т. п.). Сделанное в результате пособие «Можно - нельзя» дети с удовольствием будут рассматривать и обсуждать (и без участия взрослых).
Оценивание:
Ответы детей оцениваются в баллах:
3 балла – высокий уровень: ребёнок хорошо ориентируется в предложенной теме, не испытывает особых затруднений при выборе правильного выхода из предлагаемой ситуации.
2 балла – средний уровень: ребёнок ориентируется в предложенной теме понимает задание взрослого, но выполняет задание, прибегая к помощи взрослого.
1 балл – низкий уровень: ребёнок не ориентируется в предложенной теме, не может самостоятельно выбрать правильный выход из предлагаемой ситуации
3. Для определения уровня сформированности умений распознавать и оценивать опасные ситуации в быту использовали такой метод диагностического исследования как педагогическое наблюдение за воспитанниками.
Задачи:
- выявить навыки распознавать и оценивать опасные ситуации в повседневной жизни, находить способы выхода из них,
- определить, как ребенок применяет в жизни свои знания и умения;
- определить уровень интереса детей к правилам безопасности жизнедеятельности в группе, в быту и применение их в повседневной жизни.
Педагогическое наблюдение проводилось за воспитанниками и их поведением в повседневной жизни в течение 2 недель.
Были определены следующие параметры для наблюдения:
- соблюдение правил поведения в группе (проявлять уважение к старшим, обращаться к воспитателям и младшим воспитателям по имени, отчеству и на «Вы», к незнакомым взрослым - тоже на "Вы", старшие дошкольники пропускают вперед младших дошкольников; мальчики – девочек, уважительно и вежливо относиться к работникам детского сада, спускаться и подниматься по лестницам, держась за поручни, соблюдать дистанцию, не толкать и не перегонять друг друга, не кричать, говорить спокойно, дошкольники должны проявлять внимание и осторожность во время еды, помогать другим, когда им нужна помощь, аккуратно обращаться с игрушками и другими предметами развивающей среды, а также со своими и чужими вещами, выполнять требования воспитателей и других работников детского сада);
- соблюдение необходимых правил поведения в спортивном зале (нельзя без разрешения пользоваться спортивным инвентарём, бегать по залу, кричать, передвигать тяжёлые предметы, бросать спортинвентарь в товарищей; во время физкультурного занятия строго следовать указаниям воспитателя и инструктора по физической культуре; не толкать товарищей, не подставлять им подножки; стараться правильно выполнять упражнения, чтобы не повредить свои части тела, аккуратно работать со спортивным инвентарем.)
- соблюдение правил поведения на прогулке (выходить на участок д/с и возвращаться с прогулки нужно спокойным шагом, не подходить и не трогать незнакомые пакеты и сумки, не толкать своих товарищей, не ставить подножки, не драться, быть доброжелательным и вежливым, не покидать территорию своего участка без разрешения воспитателя, не играть с острыми предметами, не бегать с игрушками и не отбирать их у других, не разбрасывать игрушки, не кидаться песком, землёй, снегом, не подходить к собакам и кошкам, не трогать грибы и ягоды и не есть их, не ломать деревья, кусты, замахиваться руками на насекомых, не ловить и не убивать их, не подходить к незнакомым людям, если даже они зовут вас.)
В соответствии с параметрами были определены следующие уровни оценивания детей :
Высокий уровень: воспитанник знает и соблюдает правила поведения в группе, на прогулке и спортивном зале, правильно и без промедления отвечает на поставленные вопросы, аргументируя свои ответы. Воспитанник знает и понимает источники опасности, с легкостью видит и рассказывает о последствиях неправильного обращения с опасными предметами, называет причину возникновения той или иной опасной ситуации и показывает знания и умения в повседневной жизни.
Средний уровень: воспитанник имеет недостаточно точные знания о правилах поведения и не всегда применяют их в быту. Отвечая на поставленные вопросы, допускает ошибки, долго думает или отвечает после разъяснения воспитателя. Ребенок затрудняется назвать причину возникновения той или иной опасной ситуации. Ответы ребенка не редко носят краткий характер и были односложны.
Низкий уровень: воспитанник имеет малые знания о правилах поведения и редко их соблюдает. Не всегда отвечает на вопросы, даже при помощи воспитателя.
Анкета для родителей
Уважаемые родители!
Просим Вас заполнить анкету и откровенно ответить на вопросы. Ваши ответы позволят оценить актуальность проблемы безопасности жизнедеятельности вашего ребенка и целесообразность проведения специально организованных занятий по ОБЖ.
o Попадал ли ваш ребенок в опасную ситуацию дома (Приведите пример)
___
___
o Если бы ребёнок заранее знал о последствиях своего поведения, смог бы он избежать опасности?
o Знакомите ли вы своего ребенка с правилами обращения с опасными предметами? Приведите пример
___
___
___
o Как вы воспитываете бережное отношение к природе?
___
___
o Занимаетесь ли физическим развитием своего ребенка? (Каким образом)
___
___
o Формируя безопаснее поведение ребенка, вы действуете:
А) путем прямых запретов: «не трогай», «отойди», «нельзя»;
Б) пытаетесь подробно объяснить ситуацию;
В) поступаете иначе (Как именно)
___
___
o Поощряете ли вы ребенка за соблюдение правил безопасного поведения? Чем?
___
___
o Придерживаетесь ли вы сами данных правил? (всегда, часто, иногда, редко, никогда)
o Целесообразно ли проводить специально организованные занятия по основам безопасности жизнедеятельности в детском саду?
___
o Какие темы по ОБЖ вы считаете наиболее актуальными?
Ребенок и другие дома
Ребенок дома
Ребенок и природа
Здоровье и эмоциональное благополучие ребенка
Ребенок на улике
o Готовы ли вы принимать участие в осуждении данной темы, проведении различных мероприятия, а также поддерживать и закреплять навыки безопасного поведения вне детского сада?
___
o Ваши пожелания