Щепелина Ольга Васильевна
Диагностическая работа учителя-логопеда в начале учебного года
▼ Скачать + Заказать документы
В соответствии с требованиями ФОП ДО в Программу коррекционно-развивающей работы учителя-логопеда включены несколько взаимосвязанных направлений, одно из которых это диагностическая работа. Диагностическая работа способствует своевременному выявлению детей с речевыми нарушениями, проведению их обследования, определению возможностей общения со сверстниками и взрослыми.
Основные этапы логопедического обследования детей:
Публикация «Диагностическая работа учителя-логопеда в начале учебного года» размещена в разделах
Ориентировочный этап – основным содержанием является сбор кратких анамнестических данных, изучение медицинской и педагогической документации; выяснение запроса родителей, педагогов, выявление данных об индивидуальных особенностях ребёнка;
Диагностический этап - получение данных о состоянии речевой деятельности ребёнка; в ходе логопедического обследования рассматриваются следующие показатели: сформированность артикуляционной моторики, звукопроизношения, фонематического восприятия, звуко-слоговой структуры слова, словообразования, грамматического строя речи, связной речи; даётся логопедическое заключение;
Аналитико-оценочный этап –после логопедического обследования планируется коррекционно-развивающая работа с ребёнком.
Определение состояния речевого развития детей старшего дошкольного возраста (старшая и подготовительная к школе группы) проводится учителем-логопедом в начале учебного года, с 1 по 15 сентября. Диагностика проводится индивидуально с каждым ребёнком. Полученные результаты вносятся в Речевую карту дошкольника. Заполнение речевых карт заканчивается к концу сентября. Полученные данные диагностики учитель-логопед использует для дальнейшего планирования коррекционно-развивающей работы и составления планов индивидуальной работы (индивидуальные образовательные маршруты) с детьми с ОВЗ; для корректировки образовательных задач с учетом достижений ребёнка в освоении образовательной программы ДОУ. Учитель-логопед оказывает логопедическую помощь воспитанникам ДОУ, имеющим нарушения звукопроизношения, фонетические нарушения и трудности в освоении образовательной программы ДОУ.
Диагностический инструментарий для обследования:
Тестовая методика «Диагностика устной речи» Т. А. Фотековой (адаптированная для детей дошкольного возраста).
Коноваленко В. В., Коноваленко С. В. Экспресс-обследование звукопроизношения у детей дошкольного и младшего школьного возраста - М. : Гном-Пресс, 2000
Акименко В. М. Логопедическое обследование детей с речевыми нарушениями. Издательство: Феникс, 2016 г. -45 с.
Иншакова О. Б. «Альбом для логопеда». – М. : ВЛАДОС, 2015. – 280с.
Таким образом, диагностика, это важный этап в работе учителя-логопеда. По результатам диагностики и на основании логопедического заключения в течение учебного года учитель-логопед проводит коррекционно-развивающую работу с ребёнком, учитывая возрастные, индивидуальные особенности, структуру речевого дефекта, а также его образовательные достижения.
Литература
1. Акименко В. М. Логопедическое обследование детей с речевыми нарушениями. Издательство: Феникс, 2016 г. -45 с.
2. Грибова О. Е. Технология организации логопедического обследования. Методическое пособие. - М. : Айрис-пресс, 2005. - 96 с.