Марина Валерьевна Крицкая
Дежурство как форма организации труда детей
▼ Скачать + Заказать документы
Дежурство, одна из форм организации труда детей, предполагающая обязательное выполнение ребенком необходимых действий.
Важной задачей организации дежурства в дошкольном возрасте является – формирование у детей ответственности за порученное дело, стремление работать на пользу коллектива, привычки к систематическому выполнению обязанностей.
В дежурстве есть три формы объединения детей :
Публикация «Дежурство как форма организации труда детей» размещена в разделах
- это объединение в парах;
- дружеские взаимосимпатии;
- избирательные взаимоотношения.
Объединение в парах может формироваться для коллективного труда, для дежурства по столовой и занятиям. При работе в парах или малых группах, к детям предъявляются более сложные требования:
согласовать свою работу с работой товарища;
нести совместную ответственность за результат;
справедливо распределять обязанности между собой.
Выполняя работу при дружеских взаимосимпатиях, каждый их детей должен наблюдать за работой товарища, приходить к нему на помощь. При избирательных взаимоотношениях воспитатель получает возможность формировать положительные аспекты трудовых действий. Педагог разъясняет детям, как надо оказывать помощь, и в каких случаях она нужна, показывает на конкретных примерах, как следует относиться к товарищу по заданию.
Правильная и систематическая работа по организации дежурства приведет к тому, что дети самостоятельно будут распределять между собой обязанности так, чтобы весь объем заданий был выполнен.
Грамотная организация дежурства дошкольника способствует развитию трудовых навыков, ответственности, добросовестного отношения к порученной. В организации дежурства воспитатель обращается к дежурным как своим помощникам, одобряет их действия, старательность, инициативу, умение выполнять задания, использовать рациональные приемы. В дежурстве в большей степени, чем в поручении, выделяется общественная направленность труда, реальная и практическая забота о других. Поэтому данная форма позволяет воспитывать в детях ответственность, заботу, а также понимание необходимости своего труда для всех.
Воспитанники средней группы «Сказка» ежедневно дежурят по столовой. Они помогают сервировать столы: раскладывают столовые приборы, ставят хлебницы, салфетницы.
Дети с большим желанием выполняют несложные, но нужные обязанности дежурных, и это доставляет им большое удовольствие.