Анна Кравцова
Девочки и мальчики развивают пальчики
▼ Скачать +Заказ
Консультация для родителей и воспитателей по теме
«Девочки и мальчики развивают пальчики»
Ребёнок не говорит или говорит плохо. В каждой семье по-разному относятся к этому явлению. Одних родителей тревожит уже то, что малыш к году говорит лишь два-три слова. Другие же спокойны, несмотря на то, что трёхлетний ребёнок не может составить простую фразу, владеет лишь небольшим количеством обиходных слов. Такие родители считают, что со временем их ребёнок догонит сверстников, заговорит сам.
Публикация «Девочки и мальчики развивают пальчики» размещена в разделах
- Гендерное воспитание
- Мелкая моторика
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2013
И очень ошибаются. Чаще всего задержка развития речи тяжело сказывается на общем развитии ребёнка, не позволяет ему полноценно общаться и играть с ровесниками, затрудняет познание окружающего мира, отягощает эмоционально-психическое состояние ребёнка. Однако если вовремя помочь ребёнку, постоянно использовать все способы развития, активизация речи, эти серьёзные проблемы можно успешно решить.
Важное значение в процессе развития ребенка имеет развитие мелкой моторики рук : у него улучшается двигательная координация, преодолеваются зажатость, скованность. Движение рук построено на занимательно-игровой основе. У дошкольников цепкая автоматическая память, запомнить двух-четырехстрочный специально для конкретного случая предназначенный текст для них не представляет особого труда. Зато потом услышанные слова могут вызвать нужные двигательные ассоциации, и наоборот – жест побуждает к самостоятельному произнесению ребенком соответствующих стихов. Помните, как в детстве мы играли «Сорока, сорока кашку варила, деток кормила…»? Попробуйте напомнить уже подросшему ребенку эту потешку, и он обязательно начнет выполнять движения руками. Одно условие необходимо соблюдать – пальчиковые игры должны выполняться ребенком без затруднения и приносить ему радость.
Выдающиеся ученые Л. С. Выготский, Л. С. Волкова, М. И. Кольцова считали, что развитие мелкой моторики пальцев рук положительно сказывается на становлении детской речи. А неумение ребенком распознавать пальцы – прогностический признак будущих трудностей с чтением и письмом.
Предлагаемый кандидатом педагогических наук М. А. Поваляевой тест на распознавание пальцев можно провести со своим ребенком дома. Он поможет оценить функционирование теменно-затылочных отделов коры головного мозга.
Сядьте за стол напротив ребенка. Попросите его протянуть руку, закройте ладонь и пальцы своей рукой. Другой рукой дотрагивайтесь до пальцев его протянутой руки. Попросите вытянуть на другой руке тот палец. Который вы трогаете. Какой результат?
В норме трехлетние дети правильно определяют большой палец; пятилетние – большой и мизинец; шестилетние – большой, мизинец, указательный.
Для развития ручной практики очень полезны такие упражнения:
• Перебирая пальцами, крутить бруски или карандаш;
• Застегивать и расстегивать пуговицы разного размера;
• Плести косички из жестких ниток;
• Рисовать и штриховать карандашами.
Пальчиковые игры развивают мышечный аппарат, мелкую моторику, тактильную чувствительность. Повышается общий уровень организации мышления ребенка. С помощью пальчиковых игр можно одновременно готовить ребенка и к письму, и к чтению (но в том случае, если нет нарушения звукопроизношения).
Например: рассказывая и показывая потешку «Кот Мурлыка», вы выкладываете на стол картинку, на которой изображены кот и мышки.
«Вот кот Мурлыка ходит, он все за мышкой бродит
(мягкими кистями рук дети выполняют движение «кошечка»)
Мышка, мышка, берегись, смотри коту не попадись. Ам!
(грозят указательным пальцем одной руки, затем другой;
одновременно двумя руками сжимают кулачки)»
Еще один немаловажный момент. Прежде чем выполнять игру с пальчиками, включите музыку, которая нравится ребенку. Она должна быть знакомой, чтобы не привлекать внимание своей новизной. Если ребенок возбужден, то включите ласковый плеск волн, пение птиц – это снимет психическое напряжение, успокоит. Излишне громкая музыка с подчеркнутыми ритмами ударных инструментов вредна не только для слуха, но и для нервной системы. Серьезные исследования по данному вопросу были проведены В. М. Бехтеревым. Он писал: «Бесшумная обстановка отрицательно влияет на психику человека, поскольку абсолютная тишина не является для него привычным окружающим фоном». Слушая музыку, сделайте ребенку массаж рук. Это очень приятная для него процедура. Во время игры требуйте от ребенка выразительной передачи образа.
Если дома каждый день родители будут заниматься по 7 – 10 минут массажем рук ребенка, пальчиковыми играми, то положительный результат будет обязательно.
Практические рекомендации
Раз – кружок, два – кружок
Раз – кружок, два – кружок, раз – шажок, два – шажок
Наши пальчики шагают, на кружочки наступают.
(на столе разложены круги, ребенок поочередно нажимает каждым пальцем на соответствующий кружок)
Раз, два, три, четыре, пять, ходят пальчики опять
От мизинца – до большого, а потом к мизинцу снова
Раз, два, три, четыре, пять, пальцы будут отдыхать.
Вышли пальцы танцевать
Раз, два, три, четыре пять (выбрасывать пальчики из кулачка)
Вышли пальцы танцевать (свободное движение ладошками)
Большой пустился в пляс (круговые движения больших пальцев вокруг друг друга)
Указательный – в припляс (подушечки пальцев касаются друг друга в ритме текста)
Средний пальчик – поклонился (средние пальцы сгибаются и выпрямляются)
Безымянный - притаился (соединить безымянные пальчики)
А мизинец, удалец! Цепь сомкнул, молодец! (соединить мизинцы)
Как же дальше танцевать (тянуть сцепленные пальцы и разорвать связь в конце фразы)
Надо цепь нам разорвать!
Цветки
Наши алые цветки (соединяют чуть согнутые ладони – «бутон»)
Распускают лепестки (разводят пальцы в сторону, запястья соединены – «раскрылся бутон»)
Ветерок чуть дышит (тихонько подуть на цветок)
Лепестки колышет (качают «цветком»)
Наши алые цветки закрывают лепестки (соединяют пальцы рук – вновь перед нами «бутон»)
Головой качают (покачивают «бутоном» вправо-влево)
Тихо засыпают (сомкнутые соединенные ладони складывают в кулачки – «цветки спят»)
Утром ранним все цветки (вновь делают «бутон», постепенно поднимают его вверх – «бутон тянется к солнцу»)
Вновь распустят лепестки (разводят пальцы рук в стороны –
«бутон расцвел»).
Дом
На опушке дом стоит (соединить все пальцы, сделать крышу)
На дверях замок висит (пальцы сцепить в замок)
За дверями стол стоит (левой ладошкой накрыть правый кулак)
Вокруг дома частокол (показать ладошки, растопырить пальчики)
Тук-тук-тук дверь открой (правым кулачком постучать о левую ладошку)
Заходите я не злой (основная стойка, руки в стороны, ладони вверх)
Ладушки
Ладушки-ладошки (потереть ладошки)
К бабушке в окошко (соединить большие и указательные пальцы)
Постучали тук-тук-тук (правым кулачком постучать о левую ладошку)
Это внучка! Это внук! (показать большие пальцы на правой и левой руке)
Заходите на порог (показать жестом)
Будем стряпать колобок (покатать ладошками воображаемый колобок)
Литература
1. Галянт И. Игры пальчиковые. Челябинск, 2003
2. Лопухина И. С. Стихи и упражнения для развития ребёнка. – СПб. : Дельта, 2000
3. Журнал Музыкальный руководитель №1, 2004
4. 3. Журнал Музыкальный руководитель №1, 2006