Татьяна Верхолезова
Консультация «Нетрадиционные техники рисования в детском саду»
Верхолезова Татьяна Николаевна
Воспитатель МБДОУ «Суховской детский сад»
«Истоки способностей и дарования
детей-на кончиках пальцев. От пальцев,
образно говоря, идут тончайшие
нити-ручейки,которые питают источник
мастерства в детской руке,тем умнее
ребенок».
Детство-каждодневное открытие мира, поэтому надо сделать так, чтобы оно стало, прежде всего, познанием человека и Отечества
В. А. Сухомлинский.
Публикация «Консультация „Нетрадиционные техники рисования в детском саду“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Нетрадиционные техники рисования
- Рисование. Все материалы
- Рисование. Консультации для родителей
- Темочки
Работая в детском саду, я пришла к выводу,что дети неуверенно рисуют обычной кистью, поэтомурешила использовать в своей работе нетрадиционную технику рисования. Изучив подходящую литературу, перед собой поставила опреднеленную цель :
Формировать умение работать кистью, используя нетрадиционную технику рисования.
Проанализировав всю работу, выделила основные задачи :
- формировать представление о многообразии нетрадиционных техник рисования ;
- развивать эстетический вкус, творчество, фантазию;
- развивать ассоциативное мышление и любознательность, наблюдательность и воображение ;
- совершенствовать технические умения и навыки рисования;
-воспитывать художественный вкус и чувство гпрмонии.
Рисование необычными материалами, оригинальными техниками позволяет детям ощутить незабываемые положительные эмоции. Нетрадиционное рисование доставляет детям множествоположительных эмоций,раскрывает новые возможности использования хорошо знакомых им предметов в качестве художественных материалов, удивляет своей непредсказуемостью. Оригинальное рисование без кисточки и карандаша расковывает ребенка, позволяет почувствовать краски, их характер, настроение. Незаметно для себя детиучатся наблюдать, думать,фантазировать.
В своей работе я стараюсь пробудить в каждом ребенке веру в его творческие способности, индивидуаность, неповторимость, веру в то, что он пришел в этот мир творить добро и красоту, приносить людям радость.
Актуальность состоит в том, что знания не ограничиваются рамками программы. Дети знакомятся с разнообразием нетрадиционных способов рисования, их особенностя ми, многообразием материалов, используемых в рисовании, учатся на основе полученных знаний создавать свои рисунки. Таким образом, развивается творческая личность, способная применятьсвои знания и умения в различных ситуациях.
Рисование нетрадиционными техниками-важнейшее дело эстетического воспитания. Изобразительная деятельность-одна из самых интересных для детей дошкольного возраста:она глубоко волнует ребенка, вызывает положительные эмоции.
Нетрадиционные техники рисования-это способы создания нового, оригинального произведения искусства, в которо гармонирует все:и цвет, и линия, и сюжет. Это огромная возможность для детей думать, прробывать,искать, экспериментировать, а самое главное, самовыражаться. Проблемой развития нетрадиционных техник рисования занимались Р. Г. Казакова,Т. И. Сайганова,
Е. М. Седова,В. Ю. Слепцов и другие. За время пребывания в группе дети должны успеть изучить различные технологии изображения такие как:тычок жесткой полусухой кистью, рисование пальчиками, оттиск пробкой, восковые мелки+акварель,монотипия предметная, кляксографияобычная, кляксография с трубочкой, кляксография с ниточкой, набрызг, тычкование,монотипия пейзажная.
Включение в работу с детьми нетрадиционных техник рисования позволяет развивать сенсорную сферуне только за счет излучения свойств изображаемых предметов, выполнение соответствующих действий, но и за счет работы с разными изобразительными материалами. Кроме того, осуществляется стимуляция познавательного интереса ребенка (использование предметов, которые окружают малыша каждый день в новом ракусе-можно рисовать собственной ладошкой, пальчиками, использовать вместо кисточки колосок или листик березы).Происходит развитие наглядно-образного, и словесно-логического мышления, активизация самостоятельной мыслительной деятельности детей. (Чем я еще могу рисовать?Что я могу этим материалом нарисовать)За счет использования различных изобразительных материалов, новых технических приемов,требующих точности движения различных изобразительных материалов, новых технических приемов, требующих точности движений,но не ограничивающих пальцы ребенка фиксированным положением (как при правильном держании кисти или карандаша, создаются условия для развития общей моторной неловкости, развития мелкой моторики. Ведь вместо традиционных: кисти и карандаша ребенок использует для создания изображения собственные ладошки, различные печатки, трафареты,технику (кляксография).Созданию сложного симметричного изображения способствует техника (монотипия).
Именно нетрадиционные техники рисования создают атмосферу непринужденности,открытости, раскованности,способствуют развитию инициативы,самостоятельности детей,создают эмоционально- положительное отношение к деятельности. Результат изобразительной деятельности не может быть плохим или хорошим, работа каждого ребенка индивидуальна,неповторима.
Свою работу я планировала по возрастным группам.
С детьми младшего дошкольного возраста я использую: рисование пальчиками; оттиск печатками из картофеля; рисование ладошками.
Детей среднего дошкольного возраста можно знакомить с более сложными техниками : тычок жесткой полусухой кистью,печать поролоном, печать пробками,восковые мелки и акварель;отпечатки листьев; рисунки из ладошки;рисование ватными палочками ;с помощью ватных дисков;кляксография с трубочкой.
А в старшем дошкольном возрасте дети могут освоить еще более трудные методы и техники : рисование песком;рисование мыльными пузырями; рисование мятой бумагой; свеча+ акварель;кляксография с трубочкой;монотипия пейзажная;печать по трафарету; монотипия предметная; пластилинография.
Каждая из этих техник – это маленькая игра. Их использование позволяет детям чувствовать себя раскованнее,смелее, непосредственнее, развивает воображение, дает полную свободу для самовыражения. Вся моя работа строится поэтапно:
- на первом этапе -репродуктивном, необходима активная работа с детьми по обучению нетрадиционным техникам рисования, поознакомлению с различными средствами выразительности;
- на втором этапе- конструктивном, необходима активная работа по совместной деятельности детей друг с другом, сотворчество воспитателя и детей по использованию нетрадиционных техник в умении передавать выразительный образ.
На первом этапе своей работы познакомила родителей с нетрадиционной техникой рисования. Провела для них консультации : «Зачем детям рисовать!»,
«Нетрадиционные техники рисования в развитии детей дошкольного возраста»; семинар-практикум: «Использование нетрадиционных техник и материалов в совместном творчестве с детьми».
За непродолжительный срок работы мы с ребятами достигли хороших результатов.